Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека



Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть произведена по различным основаниям.

I. по сфере действия различают:

1. международно-правовые – закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ).

2. Гарантии региональных международных сообществ – (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, организация африканского единства, СНГ) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов (Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.).

3. Внутригосударственные гарантии – закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующим материальными и организационными средствами (Конституция РФ в ст.17 признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятым принципам и норма международного права).

4. Автономные – гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик и т.д.). Так. Обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты РФ.

II. по содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на:

А. Экономико-правовые – закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство;

Б. Политико-правовые – механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений;

В. социально-правовые – запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного и среднего профессионального образования;

Г. правовые – наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие представительно обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры гос. воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Международная защита прав человека.

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX в. явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо неправовые, диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны. Это подавление – очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть.

Вот почему страны – победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...”

Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

В 1945 г. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважение к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился основным политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека. Другим важным документом явилась Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

Используемые в этом документе понятия “права” и “свободы” не совсем тождественны, хотя и близки по смыслу. Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Свобода человека (в том виде, в котором употребляется в документах о правах человека) – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении). (См.: А. Ф. Никитин. Право и политика. М., 1995, с. 72).

Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитии ее положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека, их состав постоянно меняется.

Каждому человеку как минимум нужно знать о существовании Международного Билля о правах человека, состоящего из следующих документов :

1) известной вам Всеобщей декларации прав человека;

2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола к последнему пакту.

Три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966г. и вступили в силу (для СССР и РФ) в 1976г.

Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, его подписавшие, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы граждан на нарушения их прав в этих государствах Положений Пакта о гражданских и политических правах. Далеко не все государства решили его подписать. Наша страна сделала это совсем недавно – в 1991 г.

В отличие от Пакта о гражданских и политических правах Пакт об экономических, социальных и культурных правах не содержал механизма международного контроля за претворением в жизнь государствами взятых на себя обязательств. Однако уже в 1984 г. ООН было принято решение о создании Комитета по экономическим, социальным и культурным правам. Как и Комитет по правам человека, этот комитет рассматривает доклады государств о реализации ими экономических, социальных и культурных прав. Сейчас выдвигаются предложения, чтобы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам рассматривал также жалобы государств друг на друга о невыполнении ими обязательств, взятых по Пакту, а также сообщения отдельных лиц о нарушении их прав. В 1992 г. в окончательном Докладе по этому вопросу в Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств предложено разработать и принять Дополненный протокол к Пакту (См.: Социальное государство и защита прав человека. М., 1994, с. 49).

Особенность международных договоров о правах человека заключается в том, что они активно и плодотворно действуют посредством “внутреннего”, национального права. Другими словами, их необходимо воплотить в соответствующих актах внутри страны – законах, кодексах, указах и т. д.

Отдельные элементы прав и свобод человека могут быть отражены в положениях таких отраслей законодательства, как трудовое, гражданское, семейное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и др. Во многих странах права человека в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Россия в данном отношении не является исключением.

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему 2-я глава. Специалисты-правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

Однако для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и прежде всего требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами – участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

Все сказанное выше не означает того, что права личности (или некоторые из этих прав) непосредственно производны исключительно из международного права. Действительные права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Международно-правовое регулирование всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства. И тем не менее и международное право и международная защита прав человека призваны сыграть существенную роль в свете решения проблемы прав человека (См.: Теория государства и права. М., 1995, т. 1, с. 167-169). Ведь права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства.

Международно-правовая защита свободы личности – это и судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд защиты прав человека. Вот как гласит, например, статья Конституции РФ применительно к описанной ситуации: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты” (п. 3 статьи 46).

Международная защита прав и свобод эволюционирует, обеспечивая, по существу, право человечества на эволюцию, даже на выживание. Примеры защиты некоторых народов от агрессии, от дискриминации, от нарушения прав и свобод человека становятся в конце XX века все более многочисленными и впечатляющими. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, применяемые международные экономические и иные санкции – все это уже вошло в международно-правовую практику защиты свободы личности

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.