Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ступени к божественному

Лазарев

Диагностика кармы.

Книга 6

Ступени к божественному

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда я в 1997 году закончил четвертую книгу, я был уверен, что процесс описания человеческих ценностей завершен. Насколько я ориентируюсь во всем, что называется человеческим счастьем, настолько легче мне определить, что я начал обожествлять, от чего-то зависеть, и затем от этой зависимости избавиться. Классификация была полностью закончена. Значит, зацепок больше не будет. Значит, можно сделать здоровым себя и своих детей. Т. е. с кармическими исследованиями можно было заканчивать. Для того чтобы каждый пациент мог выздороветь, нужно только более подробно исследовать, что мешает пациенту снять зависимость от чего-то, и найти более мощное средство воздействия для изменения характера.

Теория закончилась, осталась практика. Я как-то понемногу стал остывать ко всей этой теме Во-первых, все уже ясно, во-вторых, я никогда не думал, что процесс мышления может вызывать отвращение и физическую боль. Мне хотелось чувствовать, опять вернуться к живописи. Потом я хотел заняться проблемой старения.

Работа над собой за эти годы многое изменила в моем характере и здоровье. Но никакого омоложения при этом не произошло, скорее наоборот. Чем больше я концентрировался на мыслях, на понимании и обобщении, тем болезненнее я переживал любой стресс, и активнее включались процессы старения. Я решил отойти от исследований и лечения и вплотную заняться собой, потому что раньше на это у меня не хватало времени. Вся цепочка человеческих ценностей была сведена к нескольким звеньям. Первое звено — это ценности материального плана. С этим все понятно. Затем шли слои духовных ценностей. Все духовные ценности разделялись как бы на две ветви. Один слой — это отношения. Зависимость от них рождала ревность. С другой стороны — способность и интеллект. Зависимость от них рождала гордыню. Один пациент приходил с ярко выраженной зависимостью от духовного плана, и это касалось темы отношений. Я объяснял, как ему снять зависимость от этого. Надо просто найти другую точку опоры. Современная психология предлагает человеку развивать свои интересы. Тогда крах в одной области не так болезненно переносится, и человек смещает свои интересы в другие области.

Но эта схема работает только на поверхностном уровне. В случае обид, ссор, измен. Но когда дело касается больших потрясений, смерти любимого человека, например, те же психологи и психотерапевты сами этого преодолеть не могут. И только обращение к Богу выводит их из безнадежного тупика. И насколько сильна в нас потребность в любви Божественной, настолько меньше мы зависим от любви человеческой. И ее разрушение или дестабилизация не становятся трагедией. С моей точки зрения, у человека всего две главные функции — продолжить себя и сохранить себя. Эта тема связана с отношениями. И развивать себя, свои возможности, управление окружающим миром — это тема способности и интеллекта. Без этого мы жить не можем. Но когда это становится самоцелью, возникает сначала зависимость, потом агрессия, а потом распад. Итак, человеческие ценности — это совокупность материального и духовного.

Мне нужно было добиться как можно более быстрого освобождения от материальных и духовных ценностей. Чем сильнее я концентрировался на этом, тем сильнее ускорялось время, и на каком-то этапе ускорения я увидел, как зависимость от одного перетекает в зависимость от другого. И человек, внешне зацикленный на деньгах, материалист и прагматик, становится таким потому, что внутренне он жуткий идеалист. И дальнейшее усиление зависимости1 от духовных моментов для него смертельно опасно. Потом оказалось, что человек, справившийся с ревностью, подсознательно переносит точку опоры не на любовь к Богу, а на способности и интеллект. И взамен исчезнувшей ревности появляется реальная гордыня. В какой-то момент я понял, что кроме этих ступеней, пластов человеческого, есть еще более масштабные и глубинные. В конце концов, я вышел на такую категорию, как идеалы, духовность, благородство. Это был гораздо более тонкий и масштабный слой. Он лежал в основе отношений и способностей. Зависимость от этого слоя приводила к зависимости от отношений или способностей. Если же она была очень сильная, то у человека ревность и гордыня вспыхивали одновременно. Тема духовности, благородства, идеалов и надежд была одновременно темой контакта с будущим. Чем выше духовный уровень человека, чем он возвышенней и благороднее, чем больше он мечтает, тем большие раскрываются у него возможности по управлению будущим. Прошлое материально, будущее — духовно. Чем больше в нас будущего, тем больше настоящего и прошлого. Чем духовнее и благороднее человек, тем активнее, рано или поздно, будут проявляться в нем или в его внуках способности и интеллект. Тем богаче и гармоничнее будут их отношения. Все, что мы имеем, приходит из будущего и превращается в настоящее, поэтому степень внутренней духовности определяет наши возможности в настоящем. Чем больше в человеке духовности и благородства, тем больше его потомки будут иметь не только духовных, но и материальных ценностей. И даже если дети и внуки перестанут быть духовными и благородными, внутренние запасы позволят им какое-то время неплохо существовать.

Почему же часто потомки отказываются от духовности и благородства? Потому что обожествление будущего рождает зависимость от него, а затем его потерю. А с закрытым будущим человек или умирает, или получает неизлечимое заболевание. И чем выше духовность человека, тем больше искушения молиться на эту духовность и зависеть от нее.

Первые признаки зависимости идут как страх за свое будущее, за будущее близких людей. Зацикливание на планах и мечтах. Потом через болезненное неприятие колебаний будущего, когда не исполняются планы и надежды, когда воображаемая картина мира оказывается несостоятельной. Невозможность принять крах идеалов, развал планов и надежд. Предательство или несправедливость со стороны людей или общества является показателем сильнейшей зависимости от будущего, и тогда разваливаются и судьба, и здоровье.

Сколько я ни смотрел раковых больных или пациентов с бесплодием, у всех зависимость от идеалов, от будущего превышала в несколько раз опасный уровень.

Итак, материальное — прошлое, духовное — будущее, и между ними отношения, с одной стороны, и способности и интеллект — с другой. Нужно пройти по жизни и принять унижение всех этих моментов как очищение. Нужно снять сожаление о прошлом и страхи перед будущим. Бога мы познаем через чувство любви, которое ни от чего не зависит, и любая агрессия к любви отталкивает нас от Бога и погружает в человеческое. Поэтому, первое, что нужно сделать, пересматривая свою жизнь, это снять любую агрессию к любви, которая шла через нежелание жить, недовольство собой и своей судьбой, через осуждение и обиды на других людей. Эта схема в помощи людям действовала безупречно, и те реальные несчастья и трагедии, которые происходили с человеком, те ситуации, которые специалисты распутывали бы годами, решались легко и естественно за несколько часов. Например, пациентка рассказывает мне:

—Я вижу, что с моим сыном происходит что-то страш ное, и ничего не могу поделать. У него была любимая девушка, но с ней он недавно расстался и очень тяжело это переживал. Сейчас все его планы, надежды и в работе, и в бизнесе, и в личных делах развалились. Он совершенно потерял управление над ситуацией. Причем, он специалист по боевым искусствам, а за последние несколько месяцев его несколько раз избивали на улице, а его как будто что-то связывало, не мог толком защищаться. Он чувствует безвыходность ситуации и начинает пить. Он все больше сползает в пропасть, а я бессильна чем-то помочь.

Мне несколько секунд достаточно, чтобы на тонком плане увидеть ситуацию.

—Вы можете изменить его судьбу за несколько часов, — говорю я женщине. — Все то, что Вы перечис лили исчезнет как дым. Только Вам нужно серьезно поработать над собой. У Вашего сына зацепка за идеалы, т. е. закрытие будущего где-то в 5 раз выше опасного уровня. В значительной степени это пришло через Вас, потому что Вы жили не Божественной любовью, а идеалами, духовностью, благородством. Вы презирали людей бедных духом, т. е. неспособных и глупых, беспринципных и непорядочных. Вам не хотелось жить, когда были унижены Ваши идеалы, когда Вас предавали и несправедливо к Вам относились. Перед зачатием детей, чтобы обеспечить их большей порцией Божественной любви, нужно отстраниться от всего человеческого. И чем сильнее за что-то зацеплен, тем болезненнее происходит этот отрыв. Это отстранение может идти через обиды от людей или, если мы этого не принимаем, через болезни и несчастья или через смерть. И если мы не понимаем, что обида от другого человека — это милость, данная Богом, то тогда наших детей лечат уже болезнями и несчастьями. Проживите заново жизнь и почувствуйте, что самые святые духовные ценности ничего не значат по сравнению с любовью к Богу. Примите любое унижение или несправедливость как возможность спасти Вашего ребенка, возможность изменить себя через отстранение от человеческого и устремление к Божественному. Причем, молиться нужно не только за сына, но и за внуков. На тонком плане я вижу темное пятно, прильнувшее к Вашему сыну. Это его будущий ребенок. Чтобы родиться благополучным, его душа должна очиститься. И это сейчас происходит через унижение идеалов, духовности в его отце. Насколько Вы задним числом добровольно примете очищение и, меняясь, через себя приведете в порядок сына и внуков, настолько и не нужно принудительное очищение. Чем меньше наша душа зависит от человеческих ценностей, тем меньше надо неприятностей и несчастий, чтобы ее очистить. И, когда родители реально меняли свое отношение к прошлому и настоящему, тогда не менее реально менялось их настоящее и будущее и их потомков в том числе.

Меня совершенно перестало удивлять, когда характер ребенка, его судьба менялись за несколько часов. Я помню, как одной моей знакомой я несколько раз говорил, что ее старший сын может погибнуть. Она молилась, работала над собой, но ничего не менялось. — Ты знаешь, — говорила она, — я пыталась его как-то приобщить к этому. Но стоит мне включить видеокассету с твоим выступлением, как он с криком выбегает из ком наты, а когда я пытаюсь читать ему твои книги, он наотрез отказывается слушать. — Я не хочу, чтобы ты на меня потом обижалась, — сказал я, — но у твоего сына шансов выжить становится все меньше и меньше.

И на немой вопрос в ее глазах я ответил:

—Либо ты реально начинаешь меняться и убеждаешь свою душу в том, что Божественное важнее человеческого и что любое человеческое счастье только возможность накопить любовь к Богу, или твой ребенок может заболеть и умереть в ближайшее время.

Некоторое время она сидела неподвижно. Потом сказала:

—Хорошо, я попытаюсь.

Вечером она мне позвонила. Но сначала она говорить не могла, потому что плакала. Я понял, что случилось несчастье. — Ты знаешь, — плача говорила она, — мой старший сын полчаса назад подошел ко мне с твоей книгой в руках и попросил меня почитать, что там написано. — Так почему же ты плачешь? — удивился я. — Потому что счастлива.

Так вот, мои исследования приобрели законченность. Но тем не менее многие тяжелые заболевания поддавались лечению очень туго. Честно говоря, я не понимал, в чем тут дело. Приемлемым объяснением было следующее: масштаб нарушений высших законов и агрессий к любви по прошлым жизням был очень велик. И поэтому изменения в характере происходили очень медленно. Вторая причина, вероятно, крылась в том, что, кроме уровня идеалов и духовности, были еще более глубинные и масштабные уровни. И потом, многократно прощупывая десятки и сотни возможных вариантов, пришел к выводу, что за идеалами идет уровень воли, а за ним — уровень жизни.

Итак, вся цепочка выглядела следующим образом. Сначала материальные ценности, затем отношения и способности, затем духовность, благородство, идеалы, а дальше воля, судьба человека и жизнь. И если я снимаю зацепку за человеческую жизнь, то у меня уменьшается зависимость и от воли, и от идеалов, и от всего остального. Значит, можно молиться так:

—Господи, вся моя жизнь и любое человеческое счастье есть средство накопить любовь к Тебе.

И периодическое отстранение от всех жизненных радостей уменьшает зависимость от человеческого и делает молитву более весомой. Значит, можно просчитывать параметры зацепленности за каждую ценность, причем особую важность приобретали главные — жизнь, судьба, воля. Все остальные зависели от них. Я понял, что мой диагноз и подготовка к смерти в 1991 году были не случайны.

В ноябре 91 года я встретился с будущим редактором и издателем моей первой книги. В июне 93 года книга была написана. И поскольку в ней речь идет о Божественном и информация очень серьезная и мощная, книга должна была быть чистой. И прохождение процедуры умирания и прощание со всем, что дорого, и в конечном счете с самой жизнью позволило привести себя в порядок и очистить душу.

Итак, круг ценностей описан. Система завершена. Т. е. в принципе причины для любого заболевания могут быть устранены, если снята зависимость от всех звеньев человеческого. Ну и поскольку человеческая любовь имеет различный масштаб, то нужно научиться сохранять любовь к Богу, когда происходит дестабилизация не первых слоев человеческой любви, а последующих, более масштабных. Осталось, исходя из системы, привести себя полностью в порядок. Хотя, честно говоря, ощущения полной удовлетворенности у меня не было. Но на приеме с каждым непонятным случаем появляются новые факты для осмысления и возможность идти дальше. Кстати, как-то раз мои друзья спросили меня:

—А можно ли обожествлять человеческую душу?

— Честно говоря, не знаю, — отвечал я, — Но если рассуждать логически, то большая часть нашей души, которая не живет вечно, находится в пространстве и времени, значит, может быть также объектом обожествления. Но в моей системе этого понятия не было, и мне оставалось только развести руками.

Был в моих исследованиях еще один странный факт. Это было связано с будущим. Параметр будущего почему-то вел себя нестабильно. В принципе, если нет зависимости от жизни, благополучной судьбы и воли, то и подавно не может быть зацепки за будущее, т. е. принципы, мечты, идеалы, и за последующие отношения или способности, не говоря уже о материальных ценностях. И тем не менее я периодически наталкивался на проблемных пациентов, у которых все параметры были нормальными, за исключением параметра будущего. С чем-то еще тема будущего была связана, что-то ее подпитывало. Если я не понимаю, откуда идет дестабилизация этого параметра, значит, я не вижу других глубинных причин, которые могут вызвать заболевание, и в сложной ситуации могу оказаться беспомощным. С одной стороны, я это понимал, а с другой стороны, все мои попытки не давали мне объяснения всей этой ситуации. Да, честно говоря, и сил не было. Ведь все изменения деформации полевых структур, которые я вижу, сами по себе ничего не значат. Главное — это обобщить их, привести в систему. Здесь нужно очень много тонкой энергии. И здесь моя известность и "мое растущее финансовое благополучие становились все более опасными. Я не представлял раньше, как много сил отнимают покупки, хозяйственные хлопоты и т. д. Все это требует постоянного контроля над ситуацией. В таком режиме я никогда не работал. Для меня это было явной перегрузкой. Причем ведь и каждую книгу я писал, чтобы выправить описанную ситуацию. Первая книга появилась как осознание того, что мы совершенно неправильно живем и относимся друг к другу. Никто не знал толком, в чем смысл жизни, что является причиной болезни, как поведение родителей сказывается на здоровье и судьбе их детей? Сейчас уже много людей пишут на эту тему, потому что она стала привлекательной. Но тогда это было откры тием. Я написал первую книгу и вдруг увидел, что самая главная причина болезни кроется не в обожествлении материального. Желание сделать целью и смыслом жизни семью, отношения с близкими людьми, способности и интеллект может оказаться гораздо более серьезной причиной заболевания, чем любые материальные аспекты.

Я в первой книге писал, что главный источник — это молитва на материальное, на земное. А оказалось, что главная проблема современного мира — это как раз обожествление духовного. И поскольку первая книга, как и последующие, основана на собственных исследованиях, на выводах, которые многократно подтверждались в работе с пациентами, то воздействие ее оказалось очень сильным. Но главным оказался импульс отрыва от материального. И второй книгой я пытался уравновесить механизм преодоления человеческих ценностей. В обычных условиях я бы каждую книгу писал 5-7 лет. А здесь понимание того, что несбалансированная информация может стать опасной, толкала на лихорадочные новые поиски.

Закончив вторую книгу, я хотел несколько лет отдохнуть. Но вдруг понял, что есть еще один очень важный момент, позволяющий многое объяснить. Это обожествление человеческой любви. Умение сохранить любовь к Богу и не искать виноватых, когда унижена вершина человеческого счастья — человеческая любовь, — это умение в значительной степени снять притяжение человеческого.

И вот ко мне на прием приходят люди, прочитавшие все три книги. И у них все нормально, кроме одного странного факта. Зависимость от высших духовных моментов, от сознания как такового у них намного больше опасного уровня. И именно это часто дает бесплодие и онкологию. Значит, информация не завершена, и в каких-то главных аспектах система не сможет помочь страдающим. И тогда появляется четвертая книга. Обычно перед началом написания любой книги и после ее завершения у меня начинаются крупные неприятности. И чем ценнее информация, тем сильнее меня трясут, чтобы привести книгу в порядок. Ибо книга, как ребенок, несет в себе информацию автора. Как родители отвечают и расплачи ваются за своих детей, если они их неправильно эмоционально воспитали, так и я отвечаю за каждую книгу.

Особых чисток после завершения четвертой книги я не заметил. Я понял, что более или менее все пришло в порядок и можно отдохнуть и заняться еще какими-то делами. Но и поскольку все-таки главный источник получения информации это работа с больными, я иногда принимал пациентов, плюс мне хотелось удостовериться, насколько эффективно могут помочь больным мои открытия.

Медленно, мучительно сопоставляя, диагностируя, я пришел к выводу, что тема будущего, принципов и идеалов имеет под собой еще более тонкий масштабный слой. Он связан с понятиями нравственности, человеческой любви, с религиозным мировоззрением и почему-то с процессами старения. В конце концов, я пришел к пониманию того, что этот слой называется душой человека.

Я не буду описывать в деталях, как я выходил на все это. Об этом можно написать целую книгу. Я даю приблизительное, сжатое описание моего пути. Я понял, что предыдущие мои четыре книги сводят все человеческие ценности к двум моментам: материальным и духовным. А есть еще такое понятие, как ценности души. И оказывается, что все человеческие ценности в конечном счете сводятся к самому понятию человек, т. е. к телу, духу и душе. И обожествление любимого человека рождает зависимость от души, духа и тела. И через это — привязанность ко всем остальным человеческим ценностям. Значит, на любимого человека нужно смотреть не как на источник счастья, а как на помощника в устремлении к Богу, в накоплении Божественной любви. И чем больше зависимость от любимого человека, тем больше к нему претензий. Значит, насколько мы можем простить и не предъявлять претензий к любимому человеку, настолько мы не будем зацеплены ни за идеалы и нравственность, ни за способности и отношения, ни за материальные ценности.

Это была новая информация, и говорить о ней другим я мог после того, как практика и помощь больным доказали ее истинность. Значит, мне нужно было прийти в себя и продолжать дальнейшие исследования.

Приведу пару случаев, описывающих, как я работал с новой информацией.

Как-то в Москве мой знакомый рассказал мне о странном случае, произошедшем с ним.

—Еду я с дачи, — рассказывал он, — на трассе ни одного человека, скорость приличная. Вдруг, неизвестно откуда, вылетает огромный камень и летит в лобовое стекло, прямо мне в голову. Чудом успел чуть-чуть взять вправо, стекло разбилось, но я остался жив. Можно ли объяснить, с чем это связано?

Я несколько секунд с закрытыми глазами просматриваю ситуацию и затем ему говорю:

—У тебя есть молодая любовница, и ты в нее влюблен и комплексуешь из-за того, что значительно старше ее. Чем сильнее ты комплексуешь, тем сильнее и активнее раскручивается программа самоуничтожения. Сначала эта программа блокируется в районе головы. Но поскольку она у тебя пошла с большой скоростью, то у тебя появился не аллергический насморк или боль в голове, а опасность тяжелой травмы головы.

Он пораженно смотрит на меня.

—Все абсолютно верно. Но почему такое жесткое пре дупреждение, чуть ли не до смерти?

—Потому, что у вас в поле общий ребенок. В этой жизни или в следующей он появится, сейчас я сказать не могу. Но сейчас идет формирование его на полевом уровне. Неправильное поведение, особенно эмоциональное, для него опасно.

Он по-прежнему не может преодолеть своего удивления: — Не могу понять, каким образом ты обо всем смог догадаться и увидеть все это? — Никакой мистики, — говорю я, — у тебя под 500 единиц программа самоуничтожения. Связано это с женщиной, но не с женой. Причем у тебя идет постоянное' презрение к себе, и это связано с темой души, на которую я недавно вышел. Причем с той зоной, которая связана со старостью. Вот и вся мистика. — И как дальше себя вести? — Когда дело касается любви, забудь о том, сколько ей лет и как она выглядит. Т. «. за собой надо следить, но комплексовать из-за того, что ты беден, некрасив или стар, — непозволительно.

В другой раз у меня была пациентка из Израиля.

—Вы знаете, у моего мужа бывает состояние одержи мости, как будто в него бес вселяется. Могу ли я ему чем-то помочь?

—- Конечно, можете, — сказал я. — У Вас были эмоции презрения и осуждения к ортодоксальным евреям? Она легко дернула плечом:

—Нет, никогда не было. Я пожимаю плечами:

—Еще раз спрашиваю: были какое-то претензии или нет?

Она задумывается. — Ну, критическое отношение всегда было, — говорит она, — а мой муж вообще неверующий. — Ваш муж по прошлой жизни был ортодоксальным верующим, — говорю я, — религия позволила ему достичь высокого уровня нравственности и духовности, и Вы на чали обожествлять в нем и в себе высшие аспекты чело веческой души. Насколько Вы обожествляете что-то в любимом человеке, настолько он это теряет. Что такое человек бедный деньгами, мы знаем. Бедный телом — это инвалид или человек тщедушного телосложения. Бедный духом — это приземленный, глупый, неспособный человек. Бедный душой — это подлец, негодяй или убийца, или тот, кто отказывается верить в Бога, или то, что называется одержимый бесами.

Насколько Вы молитесь на человеческую душу, настолько ее теряет Ваш муж. Поскольку наша душа в огромной степени развивается через религиозные заповеди, религиозные мировоззрения, осуждение любой религии или верующих усиливает зацепленность за душу, а затем приносит несчастье нам и нашим близким. Поэтому Вам нужно пройти заново по жизни и снять внутренние претензии к любой религии, отмолить претензии к тем людям, которые оскорбляли Ваши религиозные чувства. Любые религиозные заповеди не могут быть целью. Они так же, как и все, являются' средством для накопления любви к Богу. Не зря Моисей разбил каменные скрижали, на ко торых были выбиты 10 заповедей. Насколько Вы перестанете обожествлять и зависеть от любых религиозных моментов, от высших проявлений Вашей души, настолько Ваш муж снова станет обретать душу.

Помню еще одну интересную ситуацию. Молодая женщина пришла ко мне с одной проблемой: — Мне ничего не хочется, — сказала она, — у меня куда-то исчезли все чувства. Полное отупение во всем. — Чувства связаны с душой, — сказал я ей, — если у Вас ощущение, что Вы теряете душу, то, наверное, Вы за нее сильно зацепились. А причина следующая: у Вас было постоянное осуждение общества и государства. — Но почему же тогда у меня ничего не заболело? Почему именно так я страдаю? — Если бы Вы жестко, прицельно обиделись на како го-то человека, то и программа самоуничтожения верну лась бы назад прицельно. Возненавидели — испортилось зрение, заревновали — инсульт или поджелудочная, долго обижались — сердце и легкие, постоянно критиковали и логически осуждали — печень. А поскольку Вы обижались на большие группы людей и на весь мир, программа самоуничтожения имеет очень большой масштаб и мед ленно накрывает не только тело и дух, но и душу. Хотите опять ощутить радость чувств, снимите задним числом недовольство миром, государством, группами людей. —

ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ

Сначала кратко обрисуем те проблемы, которые могут стоять перед учениками старших классов.

Для того чтобы решить какую-то проблему, нужно уметь управлять ситуацией. Чем больше зависимость от любой ситуации, тем меньше человек имеет возможности реализовать себя и решать необходимые жизненные вопросы. Старшеклассник находится в кругу своей семьи, и умение решать семейные проблемы, связанные с общением, ему необходимы. Юноши и девушки, оканчивающие школу, готовятся к самостоятельной работе, к дальнейшему обучению. Спектр их возможностей и соответственно требований, резко увеличивается. Первая любовь, завязывание серьезных отношений с противоположным полом — все это, в эмоциональном плане, на несколько порядков выше по масштабу, чем в подростковый период. Многие юноши готовятся к армии, и это, как правило, намного превышает масштаб физических и психологических нагрузок, чем в обычное время. Таким образом, обобщая все проблемна, стоящие перед старшеклассниками, мы можем сказать, в чем суть происходящих с ними изменений. Это вступление в самостоятельную жизнь, т. е. гораздо большие возможности и большие психологические нагрузки. От того, насколько эмоционально сбалансирован старшеклассник, как он воспринимает и реагирует на окружающий мир, зависит и его возможность реализовать себя в будущем. Следовательно, необходимо выяснить, что является главным условием для формирования правильной реакции на окружающий мир, каким нужно быть, чтобы не зависеть от ситуации и получить возможность преодоления проблем и достижения поставленных задач?

Обратимся к исследованию чувствительности как таковой. В чем природа эмоций? Что такое наши чувства.

Чувствительность — это особенность только живых организмов или нет? Существуют десятки теорий о происхождении чувствительности, попыток понять ее природу. Попробуем составить новое представление о природе чувствительности, исходя из главных открытий, сделанных учеными за последние столетия.

В последние несколько лет мир поставлен перед очень серьезной научно-этической проблемой — клонирование человека и любого живого существа. Напомню, как был открыт механизм клонирования. В обычной клетке генетическая двойная спираль не разделяется. Это происходит только в половых клетках. Хромосома в половой клетке имеет возможность делиться. Из половой клетки ученые удалили хромосому и ввели туда другую хромосому, но уже из обычной клетки. Внутриклеточная жидкость разорвала хромосому, заставив ее функционировать в режиме размножения, т. е. любая клетка организма может производить новый организм. Раньше считалось, что любые процессы, происходящие в клетке, определяются программой, заложенной в ее генетическом коде. То, что сделала внутриклеточная жидкость с хромосомой, свидетельствует о наличии программы размножения, помимо генетической информации.

Объяснить суть этого механизма современные ученые пока не могут.

Следующее открытие. В начале века был открыт парадокс, который получил название Эйнштейна-Подольско-го-Розена. Суть его заключается в следующем. Два фотона, вылетевшие из одной точки, как выяснилось, сохраняют друг с другом определенную связь. Воздействую на один фотон, мы замечаем реакцию и Второго. Т. е. реализуется энергетическое взаимодействие в пространстве и времени. Суть парадокса заключается в том, что эта связь оказалась мгновенной. Скорость этого импульса может в тысячи и миллионы раз превышать скорость света. Единственное возможное объяснение, к которому пришли ученые, следующее: бесконечную скорость взаимодействия 2-х фотонов можно объяснить только одним: разлетевшись на физическом плане, они сохраняют единство на тонком, информационном, где понятие пространства и времени исчезает, а вернее превращается в точку, т. е. в нечто другое.

Следующее открытие. Если космический объект приближается к нам, то линии спектра смещаются ближе к фиолетовой области. Если же объект удаляется — спектральные линии смещаются в красную часть спектра. В 1930 г. астрономом Доплером был открыт эффект красного смещения. Оказалось, что любой космический объект, наблюдаемый с земли, удаляется от нас с большой скоростью. Причем нет центра расширения Вселенной. Она равномерно раздувается во всех точках. Любопытно, что за несколько десятилетий до этого американский поэт Уолт Уитмен написал стихотворение, смысл которого следующий:

«Я смотрю в окно и вижу небо и вижу звезды и Галактики, которые разбегаются от меня и удаляются все дальше и дальше».

Тот же Уолт Уитмен однажды сказал:

«Я весь не умещаюсь между шляпой и ботинками».

Всю жизнь он был посредственным репортером и никогда не сочинял стихов. Гениальным поэтом он стал в один день. Описывает он это так.

«Однажды я лег на траву, раскинул руки и посмотрел в небо. И вдруг почувствовал, что смыслом существования всей Вселенной является любовь».

Таким образом, мы можем через наши чувства получать информацию о происходящих во Вселенной процессах, о событиях прошлого и будущего.

К этому мы еще вернемся.

С 30-х годов Вселенная для ученых стала выглядеть совершенно по-другому. Вместо статичной незыблемой картины мира появилась модель нестационарной Вселенной, пульсирующей Вселенной. Ученые пришли к выводу, что Вселенная появилась из точки. Этот процесс получил название «большого взрыва».

Оказалось, что эта модель уже известна человечеству много тысячелетий и описана в древнеиндийской философии.

Итак, перед возникновением Вселенной пространство, время и материя были свернуты в точку и имели совершенно другую природу. Каждое новое открытие в последнее столетие развенчивало миф о незыблемости наших представлений о мире. К началу века физики считали, что в принципе описание физической картины мира завершено и может быть дополнено только мельчайшими деталями. Появившаяся затем квантовая физика перевернула все представление о мире. Оказалось, что любая частица является одновременно и волной. А в 1906 г. Минковский за несколько лет до открытия теории относительности пришел к выводу, что пространство, время и материя являются единым континуумом, и поскольку это одно целое, они могут перетекать и взаимопревращаться. Через несколько десятилетий было открыто такое понятие, как виртуальные частицы. Вакуум рождает частицы, они живут миллиардные доли секунды, а затем возвращаются назад в небытие. У физиков изменилось отношение к материи, веществу. Появилось другое определение вещества То, что мы раньше называли материей, оказалось пространством, структурированным определенным образом.

Возвращаемся к чувствительности. Каким образом она может быть связана с происхождением Вселенной и процессами, происходящими с ней? Эмоция любого живого существа есть программа, которая раскрывается во времени и пространстве. Насколько больше масштаб эмоций, настолько большие возможности представляются для объекта в изменении окружающих событий и адаптации к окружающему миру. Каждая происходящая ситуация, разворачиваясь во времени и пространстве, рождается из точки, из зерна.

И в каком бы масштабе она ни развивалась, она сохраняет первоначальное единство. Т. е. существует как бы зародыш любого происходящего события, в который про граммой заложено дальнейшее развитие. Чтобы управлять каким-то событием, ситуацией, нужно его промоделировать.

Есть два способа моделирования. Первый — сопоставление событий, происходящих на внешнем физическом плане и постепенное их обобщение, сжатие в информационную точку, т. е. смысл абстрактного мышления (обобщения) заключается в том, чтобы раздувшееся во времени и пространстве событие вернуть в исходную точку. Второй способ познания — чувственный. Это непосредственное взаимодействие с первоначальным информационным зерном. Здесь сознание, анализ, оценка не играют никакой роли и могут даже мешать познанию. Т. е. в любом человеке постоянно происходят два противоположных процесса. Мысль, сознание сжимают пространство, время и материю, стремясь сжать ее в точку. Чувства рождают пространство, время и материю, раздувая их все больше. Процесс пульсации наблюдается в любом объекте Вселенной. Поскольку Вселенная голографична не только в пространстве, но и во времени, в каждой секунде кроется весь процесс возникновения и исчезновения Вселенной.

Итак, чем больше и масштабнее наши чувства, тем больший масштаб времени и пространства они охватывают. Информационная плотность чувства может расти и в конечном счете иметь масштаб, охватывающий всю Вселенную. Если каждая частица является одновременно волной, т. е. пространством, то мы можем говорить о том, что любой объект во Вселенной имеет волновую природу. Следовательно, любой предмет на тонком плане занимает объем всей Вселенной. И любые объекты во Вселенной, существенно отличаясь друг от друга на внешнем плане, неразрывно связаны друг с другом на волновом, являясь, абсолютно едиными на первичном информационном плане.

Следовательно, каждый объект имеет полную информацию о всей Вселенной и происходящих в ней событиях. Поскольку человек является одновременно полевой, пространственной структурой, на тонком плане занимающим всю Вселенную, можно предположить, что главные информационные программы после первичного единого информационного уровня находятся в полевых структурах и затем уже в физических.

Существуют тысячи и тысячи фактов, доказывающих, что чувствительность человека, информационное взаимодействие с окружающим миром продолжаются после прекращения физиологических функций, т. е. во время клинической смерти. Факты видения, когда у человека исчезло зрение, общение, когда произошел распад мозга и т. д., свидетельствуют о том, что в первую очередь наша чувствительность и наши эмоции имеют полевую природу. Следовательно, кроме физического генотипа, материальных хромосом, должен существовать генотип полевой. Только этим и можно объяснить возможность клонирования, когда внутриклеточная жидкость выполняет определенную программу, материальные носители которой отсутствуют. Но если существует полевой генотип и чувствительность на уровне поля, тогда мы можем говорить о возможности существования человеческой личности после полного разрушения физической оболочки, т. е. миф о душах умерших становится реальностью. Мы говорим о масштабе эмоций человека, охватывающем и управляющем определенным объемом пространства и времени.

Самой масштабной из всех эмоций является чувство любви. Она меньше всего связана с сиюминутными событиями и имеет минимальную зависимость от окружающего мира. Чем выше чувствительность человека, чем масштабнее его чувство любви, тем больший объем пространства и времени он моделирует и контролирует, управляя ими.

И соответственно тем больший интеллектуальный и духовный размах возможностей он может иметь.

Агрессивность есть форма защиты. Она появляется тогда, когда живое существо не может контролировать ситуацию, в которой оно оказалось. Следовательно, чем больший масштаб любви в душе человека, тем меньше агрессивных эмоций ему нужно для управления ситуацией. Если любой объект на тонком плане занимает всю Вселенную, значит, должно быть абсолютное чувство любви, своим масштабом охватывающее всю Вселенную и рождающее все во Вселенной. И каждый объект во Вселенной носит в себе это чувство как абсолютную программу. Сле довательно, чувствительностью обладает как живая, так и неживая природа. Раз неживая природа имеет чувствительность, значит, мы можем говорить о наличии у нее определенных форм сознания, понимая, что и чувствительность и сознание в неживой природе присутствуют на полевом уровне.

Вселенная появилась из точки, и несмотря на постоянно появляющиеся новые формы пространства и времени, продолжает оставаться единой. И насколько любой человек будет увеличивать свои возможности к сохранению и увеличению чувства любви, насколько меньше это чувство будет зависеть от окружающих событий, настолько ближе будет человек к изначальному знанию и настолько больше будут развиваться его возможности управления окружающим миром и гармоничного развития.

Старшеклассники подготавливаются к новой жизни, которая намного масштабнее предыдущей. Насколько успешно они смогут моделировать события, понимать их, настолько успешно они смогут ими управлять. Насколько преподаватель поможет в развитии сознательного и чувственного способа познания, настолько их адаптация пройдет легче.

В первую очередь познание производится чувственным, эмоциональным путем. Насколько преподаватель сумеет убедить старшеклассника, что внутреннее добродушие и чувство любви являются главными условиями для адаптации в окружающей жизни, настолько быстрее молодыми людьми будут пройдены мучительные и тяжелые ситуации. Неправильное мировоззрение рождает неправильный характер. Неправильный характер рождает неправильные поступки. Неправильные поступки приводят к болезням, несчастьям и к закрытию перспектив и возможностей.

Мировоззрение человека сводится к нескольким главным принципам:

В чем смысл жизни?

Что такое счастье?

Как стать счастливым?

Как правильно вести себя в обществе и в семье?

Как добиться большего в жизни?

Как сделать себя лучше?

Если ребенок считает смыслом жизни материальные ценности, его эмоциональный мир сужается и познавательные возможности тоже. Он изначально имеет пониженную адаптацию к окружающему миру и отвечает агрессивными мыслями и поступками на любую нестандартную ситуацию.

Если старшеклассник целью и смыслом жизни делает развитие способностей и интеллекта, его эмоциональный спектр гораздо шире. Поэтому уровень счастья, возможности развития и адаптации к окружающему миру у него на порядок выше. И он, проигрывая первому сиюминутно, неизбежно большего добьется в будущем.

Но интеллект человека, способности, логика, какого бы масштаба они ни были, связаны с контролем и управлением небольшого объема пространства и времени. Поэтому в масштабных процессах адаптация такого человека не может быть высокой и он обречен на долгие вялотекущие агрессивные эмоции по отношению к людям и окружающему миру. Соответственно и масштаб агрессивных действий гораздо больше, а последствия тяжелей. Такие люди могут получать хронические неизлечимые заболевания и сплошную череду неприятностей и несчастий. Любая агрессивная эмоция потом будет разворачиваться в пространстве и времени как программа разрушения и уничтожения окружающего мира. И чем дольше существует агрессивная эмоция, тем больше становится ее масштаб во времени и пространстве, выше ее информационная плотность. Достигнув насыщения, программа от физического объекта переходит к его полевой структуре.

Единство на полевом уровне приводит к тому, что программа самоуничтожения, т. е. агрессивная эмоция, направленная к другому человеку, разворачивается и начинает уничтожать сам источник, т. е. долго вынашиваемая обида, ненависть, осуждение, желание отомстить рано или поздно превращаются в программу самоуничтожения, в медленное или быстрое убийство.

Таким образом, мировоззрение, делающее главной целью материальные или духовные ценности, изначально несет в себе агрессию и будущие проблемы.

Даже если человек ставит целью высшие духовные моменты — идеалы, мораль, нравственность, любовь к другому человеку или к группе людей, его эмоциональное познание Вселенной ограничено и, значит, подразумевает агрессивность.

Насколько молодой человек понимает, что целью и смыслом жизни в первую очередь является достижение уровня любви, из которого первоначально возникла Вселенная, настолько все вторичные последующие цели будут связаны с главной и тогда возможности адаптации и познания мира будут максимальными.

Чем масштабнее эмоции любви, тем выше ее информационная плотность, тем на более тонкий план она переходит и становится ближе к первоначальному информационному плану.

Значит, чувство любви с разрушением физической оболочки человека продолжает существовать. В отличие от этого любые материальные и духовные ценности со старением и смертью мы теряем. Поэтому желание сделать смыслом жизни накопление материальных или духовных ценностей с самого начала несет в себе психотравму и непреодолимый стресс.

Следовательно, наше материальное благополучие, уровень наших способностей и интеллекта, уровень духовных возможностей и умение управлять окружающим миром определяются масштабом нашей чувствительности и в первую очередь возможностью испытывать чувство любви.

Чем сильнее зависимость чувства любви от материальных и духовных моментов, от сиюминутных ситуаций, тем меньший объем пространства и времени оно охватывает и удаляется от первопричины. И наоборот, если человек концентрируется не на агрессивных эмоциях, а на добродушии и любви, и постепенно освобождается от зависимости, связанной с окружающим миром, то он приближается к первопричине, получая возможность гармонично развиваться. Следовательно, человек, подавляющий любовь из материальных соображений, из-за принципов и идеалов, даже из соображений морали и нравственности, стратегические формы познания мира подчиняет тактическим. И поэтому рано или поздно потерпит крах.

Следовательно, чувство любви, наполняющее человека, является ценностью само по себе, и подавление его не может быть оправдано ничем.

Мстительный, обидчивый человек пытается управлять окружающим миром из своих принципов, своей морали и нравственности. Масштаб его эмоций сужается, адаптация к миру понижается. И следовательно, за этим следует новая волна агрессивных эмоций. Насколько человек сознательно отказывается от желания мстить, осуждать и обижаться, настолько расширяются его возможности познания и управления окружающим миром.

Значит, насколько старшеклассник стремится сохранить добродушие и концентрируется на увеличении инерции чувства любви, настолько при любом размахе своей последующей деятельности его возможности управлять ситуацией и преодолевать появившиеся трудности будут больше.

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Основатель понятия «стресс» Ганс Селье сначала писал «Стресс — это смерть». Прошли годы в его исследованиях и постепенно он пришел к противоположному понятию «Стресс — это жизнь». Значит, главная опасность не в самом стрессовом механизме, а в неправильном отношении к тому, что мы называем стрессом. Если происходящее событие для нас представляет опасность, возникает стрессовое состояние, которое освобождает внутренние резервы организма, помогая ему выжить.

В первую очередь стресс побуждает к активным действиям, внешним или внутренним изменениям. Внешние активные действия помогают выжить в настоящий момент, это режим тактического выживания. Внутренние изменения работают на выживание стратегическое, на перспективу.

Биологи провели любопытные исследования. В существующих колониях микроорганизмов количество мутантов составляет в среднем 2-3%. Как правило, они маложизнеспособны. Раньше их рассматривали как сбой в генетической программе сообщества. Если же условия становятся резко неблагоприятными, количество мутантов вырастает до 30%. Появляются особи с совершенно другими возмож-ностями.

За их счет колония выживает.

К человеку этот механизм можно применить достаточно просто. Периодическая внутренняя и внешняя дестабили-зация необходима для адаптации к окружающему миру. Исследования антропологов показывают, что без периодам ческих негативных изменений на поверхности планеты

человек просто не стал бы человеком. Если человек не будет есть, он умрет, но если он будет периодически голодать, то проживет дольше, чем обычно. Итак, стресс необходим не только для адаптации человека в окружающем мире, но и для его развития. Осталось выяснить, в каких случаях стресс опасен и в каких полезен.

Существует 3 вида стресса. Стресс как неприятная ситуация в настоящем. Стресс как неприятие прошлого или сожаление о нем. Стресс как боязнь, будущего. Рассмотрим первый вид стресса.

В средние века ученый Ибн-Сина провел следующий эксперимент. Он привязал здоровую упитанную овцу в 5-ти метрах от волка. Через 3 дня овца умерла.

Другой пример. У овцы рождается мертвый ягненок. В ее организме отравление и ничто не может ее спасти. Ей дают новорожденного ягненка от другой овцы. Она начинает его кормить, встает на ноги и выживает.

Третий пример. Стадо обезьян пугают неожиданным воем сирены. Они в панике бегут прочь с этого места. Одна обезьяна перед этим привязывается так, чтобы она не смогла убежать и не могла двигаться. В результате у этой обезьяны происходит инфаркт.

Что произошло в первом случае?

Стресс высвобождает защитные силы, переводит организм в форсированный режим. Но если он длится долго, то наступает нервное энергетическое истощение, которое может привести к болезни или смерти. Значит, умение выключиться вовремя из стрессового состояния позволяет сохранить здоровье и силы для дальнейшего развития. Как ни странно, но у человека подобные ситуации происходят постоянно, просто волк, так сказать, находится на большом расстоянии.

У каждого из нас есть ситуации прямо или косвенно угрожающие нашей жизни, здоровью, карьере, благополучию. И, если мы периодически меняем ритм жизни, ситуации, в которых мы находимся, стресс из непрерывного становится дозированным и из опасного становится полезным. Те, кто увлекается туристическими походами, поездками на природу, увлекается спортом, то они в первую очередь учатся отключаться от стрессов, от неприятных событий, связанных с домом, с работой. Т. е. — стрессом можно управлять, из яда превращая его в лекарство.

Мысленно представим ситуацию: волка привязали так, чтобы он не мог двигаться, а овцу поставили сверху на него, или привязали прямо к нему. Стресс у овцы пройдет гораздо быстрее, и она выживет, потому что для нее волк будет не просто символом смерти, а живым существом с шерстью, запахом, движениями. Сначала стресс будет настолько велик, что сознание отключится или затормозится. А потом изменится отношение к источнику опасности. Значит, к стрессу можно менять отношение и дискредитировать его значимость.

Если у человека сформировалось однозначное отношение, что от стресса нужно убежать или избавиться, то такой односторонний подход к делу может вызвать проблемы.

Представьте, на работе у вас есть сотрудник, который вам очень не нравится. Вы не можете уволиться с работы и не можете терпеть его присутствие. Если эта ситуация будет длиться долго, то и вашему здоровью и психологическому состоянию будет нанесен ущерб. А теперь представьте: вы определяете, что вам не нравится в этом человеке, потом подходите к нему и начинаете говорить с ним. Старайтесь узнать больше о нем и о его семье. Делайте это до тех пор, пока не появится теплого чувства. Представьте себе этого человека маленьким ребенком. Что могли недодать ему его родители. Как только это теплое чувство станет стабильным, стресс исчезнет. Значит, сохранение внутреннего добродушия, умение найти положительные черты в любом человеке позволяют нам изменить отношение к стрессу и уменьшить его.

А теперь представьте, что ваша попытка разговора с этим человеком окончится руганью и проклятием с его стороны. И как ни странно вы увидите, что у вас появилось внутреннее добродушие и радостное чувство, и на следующий день вы уже спокойно пройдете мимо этого человека. Почему это произошло? Потому, что вы внутренние претензии перевели на поверхностный уровень, т. е. вы попытались управлять стрессовой ситуацией. И если бы овца постоянно блеяла от ужаса, она могла бы не умереть. Постоянная негативная оценка ситуации может привести к тяжелым заболеваниям и снижению творческого потенциала. Говоря простым языком, человек может видеть волка там, где его нет. И в результате жесткая оценка людей и окружающего мира, фиксация на негативных сторонах жизни может привести к постоянному, подсознательному стрессу и затем к заболеваниям и снижению духовных возможностей.

Переходим ко второй ситуации. Организм животного ослаблен неудачными родами. Отравлен токсинами, истощен беременностью. Происходит дестабилизация не столько внешней ситуации сколько внутреннего состояния организма. Живой организм — это колония клеток, в которых происходят постоянные разрушения и изменения, но эти изменения находятся под контролем, объединены определенными функциями. Но если масштаб дестабилизации превышает емкость функций, организм заболевает или погибает. В данном случае овца должна погибнуть, ибо уровень изменений в организме превысил допустимые пределы. Или, пользуясь нашей терминологией, — превысил допустимые нормы. Овце дают новорожденного ягненка, и у нее происходит резкое усиление механизма любви, тепла к другому живому существу. И масштаб стресса становится преодолимым. Делаем вывод: запасы внутреннего добродушия, любви и тепла в душе определяют наши возможности по преодолению стресса. Значит, наш характер напрямую связан с нашими возможностями по преодолению стресса.

Люди озлобленные, жёлчные, постоянно пытающиеся подавить теплые дружеские чувства, понижают свои возможности и к адаптации и к познанию окружающего мира. Рано или поздно внутренняя агрессивность, подавление любви и добродушия вредит не только физическому здоровью, но и здоровью психическому, снижая способности и творческий потенциал человека. В концлагерях, где люди находились в состоянии постоянного стресса, первыми умирали уголовники, а также люди озлобленные и отчаявшиеся. Последними умирали аристократы и верующие, т. е. те люди, для которых добродушие, сохранение внутренних запасов любви было одним из главных принципов.

В течение многих лет американские ученые проводили исследования. Они пытались выяснить причину сильных болей в области живота у детей в первые годы жизни. Было обследовано несколько тысяч человек. Выяснилось, что такими болями страдают именно те дети, родители которых нервничали и переживали во время беременности и до нее. Т. е. отрицательные эмоции, непреодоленный стресс, который испытывают родители до зачатия детей и во время беременности, передаются их детям, у которых они еще более усиливаются.

Исследования, проведенные автором данной статьи, на сотнях примеров показали, что непреодоленные даже в юности и детстве стрессы могут негативно влиять на характер, здоровье и судьбу детей. Был открыт новый механизм саморегуляции. Если человек концентрируется на чувстве добродушия и любви, и затем мысленно, заново проходит все стрессовые ситуации десятками и сотнями раз, то внутренние благотворные изменения происходят не только в душе родителя, но и его ребенка. Используя такой механизм, родители могут значительно увеличить возможности ребенка к преодолению стрессовых ситуаций. Более того, работая над собой, во многих случаях родители помогали детям избавиться от болезней не только физических, но и психических.

Болезнь является помощником при непреодолимом стрессе. Болезнь физическая или психическая дестабилизирует состояние организма. Происходит вытеснение одного стресса другим. На фоне болезни любой стресс проходит и принимается гораздо спокойнее. Значит, умение преодолевать любой стресс, повышение внутреннего добродушия, готовность -отдавать душевное тепло другим людям — словами, поведением, заботой о них — накапливаясь в подсознании, меняя характер, помогают нам в последствии избавиться от многих заболеваний.

Переходим к третьему случаю. Живое отличается от неживого реакцией на окружающую среду. Любое изменение окружающей среды вызывает у нас эмоции положительные или отрицательные. Итак, раздается вой сирены, который дестабилизирует внутреннее, психическое состояние обезьян и грозит физической дестабилизацией. Чтобы сохранить состояние внутреннего комфорта, обезьяны пускаются наутек. Если же никаких действий обезьяна делать не может, непрерывный стресс вызывает эмоции страха, ненависти или нежелания жить. Причиной инфаркта явились отрицательные агрессивные эмоции.

Что происходит в жизни человека?

Представим ситуацию, когда незаслуженно обидели двоих людей. Первый — высказывает свои претензии, пытается изменить ситуацию. Чем больше попыток он сделает и чем активнее попытается установить причины произошедшего, тем меньше в его душе будет отрицательных эмоций. Второй — просто будет обижаться, ничего не делая, т. е. обездвиживая себя. И в результате может получить заболевание. Следовательно, преодоление стресса зависит от того, насколько мы деятельны, насколько мы отрицательную эмоцию готовы претворить в разнообразные действия. Последние исследования американских ученых в области долгожительства показали, что всех долгожителей объединяет всего два фактора — добродушие и активная деятельность.- Именно эти качества и необходимы для успешного преодоления стрессов.

Агрессивная, обидчивая эмоция — есть попытка самозащиты, это как бы желание уничтожить объект стресса. Следовательно, если научить человека защищаться, тогда в душе будет меньше обид и последствий непреодоленного стресса. Допустим, при покупке квартиры меня обманули. Если я не знаю, что предпринять, я переполняюсь обидой и ненавистью. Но если я знаю законодательство, консультируюсь с юристом, с друзьями, что делать в подобных случаях, то моя защита из опасных агрессивных эмоций превращается в систему продуманных действий. И еще один очень важный момент. Если я заранее просчитываю все возможные неприятные варианты, то даже если появится неучтенный мною вариант, я уже гораздо легче могу преодолеть этот стресс. Значит, одним из условий преодоления стресса, является подготовленность к нему!

Насколько я включаю стрессовую ситуацию в свою жизнь, как необходимое условие развития, настолько я уже заранее подготовлен к стрессам и их прохождениям.

Когда солдаты Петра I, попарившись в бане, в Париже кидались в прорубь, парижане думали, что они решили покончить с собой. Ледяная вода на фоне добродушно-радостного состояния из яда превращалась в лекарство. В России, по сложившейся традиции, в парилке запреща-ется ссориться и ругаться матом. Если человек в раздраженном, недовольном состоянии приходит париться в баню, после этого он может заболеть.

Столетие назад люди попадали в кораблекрушение и через несколько дней умирали. Вскрытие показывало, что они умерли от голода. Сейчас, когда люди узнали, что голодание может быть полезным, получили информацию о том, как правильно голодать, 20, 40, 50, 70 дней голодания не приводят к чрезмерному физическому истощению. Замечен следующий факт — если во время голодания человек начинает нервничать и переживать, голодание наносит вред здоровью, и его нужно прекращать.

Неумение преодолеть один стресс тут же резонирует на все стрессовые ситуации. Многие, сталкиваясь с одной непреодолимой ситуацией, испытывая агрессивные эмоции, которые являются главным врагом нашей адаптации к миру, начинают испытывать те же чувства в любой ситуации, поначалу даже не подозревая об этом.

Так, например, если человек жестко осуждал своих родителей, так же он начинает относиться ко всем людям. Часто источником стресса для нас является наше мировоззрение. Если мы постоянно ищем кто виноват, то это неизбежно рождает агрессивные эмоции и снижает нашу адаптацию. В эпоху развенчания культа личности люди узнали информацию о реально происходивших событиях. Вся страна находилась в состоянии стресса. Реакцией была попытка во всем обвинить одного из руководителей страны — Сталина. Возникли агрессивные эмоции, презрение, осуждение, ненависть. Этот непреодоленный стресс потом вылился в отрицательные последствия. Дальновидные исследователи говорили, что Сталин ни при чем. Один из возможных лидеров, Троцкий, был еще более жестоким человеком. И как выяснилось, Сталин ни в чем не нарушал тех принципов, которые выработал Ленин. Начались обвинения в адрес Ленина. Информация о нем оказалась еще более шокирующая. Потом выяснилось, что Ленин в принципе вел себя соответственно той программе, которая была изложена в трудах Маркса и Энгельса. И только сейчас многие начинают понимать, что причина несчастий, произошедших со страной, не в ущербности какого-то человека или группы людей, а в ущербности коммунистической теории и соответственно нашем представлении о мире и человеке.

«Нет людей, есть идеи», — говорили древние индийцы. Следовательно, правильное представление об окружающем мире, развитый импульс к познанию мира несут в себе преодоление стрессов, происходящих в больших масштабах.

Изучение философских и религиозных первоисточников помогает нам преодолеть однозначное восприятие мира и ситуаций. То, что я сегодня считаю вредным, завтра может оказаться полезным. Такая формула помогает нам остановить отрицательные эмоции и сохранить добродушие в любой ситуации, столь необходимое для преодоления стрессов.

Человек отличается от животного тем, что он умеет абстрактно мыслить. Для такого процесса нужна развитая память и воображение. Память позволяет нам, анализируя события прошлого, с их результатом в настоящем, делать обобщения, расширяющие понимание мира, повышающее нашу адаптацию в нем. Воображение позволяет нам моделировать будущее. И чем активнее работает наше воображение, чем больше воображаемых моделей мы создаем, тем лучше мы ориентируемся в настоящем и подго-товлеваемся к будущему. Но стресс может происходить не только в событиях настоящего. Иногда он кроется в прошлом или в будущем.

В неприятной ситуации, происходящей с нами, мы можем попытаться изменить эту ситуацию или отношение к ней. Если эта ситуация была в прошлом, изменить ее невозможно, и тогда остается только менять отношение к ней. Если мы сохраняем эмоцию, желание изменить ситуацию, сожалея о прошлом, не принимая его, возникает психическая перегрузка. Если человек очень долго рабо-тает в режиме перегрузки, физической или психической, имея при этом минимальные положительные эмоции, такой стресс может оказаться непреодолимым и приведет к опacным последствиям. Постановка непреодолимой задачи и непрестанное желание ее выполнить приводят к физичес-кому или духовному разрушению. Психические нагрузки; более опасны, чем физические. Они накапливаются неза-метно, но последствия эти мы ощущаем на себе гораздо дольше. Эти последствия могут растягиваться на годы и десятилетия.

До Зигмунда Фрейда считалось, что появившиеся эмо-ции исчезают бесследно, если исчезает провоцирующий ее фактор. Исследования Фрейда, Юнга и других показали что человек имеет многослойный уровень эмоций. Есть эмоции поверхностные, реагирующие на события вокруг нас. Есть эмоции глубинные, о которых мы не подозреваема Но их значение может быть даже большим, чем значение поверхностных эмоций. Фрейд открыл, что наши эмоции имеют огромную инерцию. И, исчезнув снаружи, они гo-дами продолжают жить в нашем подсознании. Инерция эмоций необходима для функционирования механизма пa-мяти. Без развитой памяти невозможен механизм мыш-ления. В основе мышления лежит механизм сопоставления 2-х или большего количества величин в пространстве и времени. Если мы не даем оценку ситуации, не анализи-руем и не сопоставляем, происходит торможение мышле-ния.

Советские психологи провели следующий эксперимент Руки испытуемого погружали в гипс, который потом за стывал. Потом мимо него проходили друзья и родственники и он их не узнавал. Выяснилось, что процесс узнавания обобщения, т. е. процесс мысленный, неразрывно связан с процессом эмоциональным. Когда происходит процесс узнавания, у человека подрагивают пальцы рук. Он как бы ощупывает лица близких и вообще все, что он видит. Эти выводы и этот эксперимент появились в результате следующего наблюдения.

В период Великой Отечественной войны в госпитали поступали раненые саперы. Как правило, они теряли кисти рук и слепли после взрыва. Несмотря на то, что психика была в порядке и голова травмирована не была, через несколько дней у них начиналось расстройство речи, которое существовало достаточно долго. Но если больному из лучевых костей делали подобие клешни, которой он мог шевелить и ощупывать предметы, речь достаточно быстро восстанавливалась.

Из выше перечисленного можно сделать следующий вывод: основной механизм памяти заключен в наших чувствах и эмоциях. Без эмоциональной памяти не может развиваться память мысленная. Все наши эмоции связаны с окружающим миром и позволяют нам адаптироваться в нем. В конечном счете они сводятся к эмоциям, лежащим в основе наших инстинктов. Эти эмоции гораздо масштабнее одной жизни живого существа. Они передаются по наследству, и их охват пространства и времени на порядки превышает масштаб сиюминутных эмоций. Без таких до-лгоживущих и масштабных эмоций невозможна необходимая адаптация к окружающему миру, ибо сиюминутные процессы являются отражением процессов долговременных. Значит, для адаптации любого живого существа базовые слои эмоциональной памяти должны реагировать на всю Вселенную. Должна существовать эмоция, через которую любое живое существо может получить информацию о всех процессах, происходящих во Вселенной. Сначала возникновения всего живого и по нынешний день эта эмоция не должна прерываться и максимальная ее активность должна происходить при образовании информационных и физических структур живого существа. Единственной такой эмоцией может быть чувство любви.

У любого живого существа существует два периода такой эмоции. Первый: формирование информационных структур будущего живого существа и второй — форми рование физических структур. У животных это называется i периодом брачных игр, а затем спариванием. Насколько глубоко человек испытывает чувство любви, насколько он поддерживает и сохраняет это чувство, увеличивая ее инерцию, настолько больше он имеет возможностей к познанию и развитию в окружающем мире.

Т. е. чувство любви можно назвать главным информационным источником любого существа во Вселенной. Но есть события, происходящие во Вселенной, события, происходящие в Метагалактике, события, происходящие в нашей галактике и т. д., и есть события, происходящие в радиусе нескольких метров от нас. Одинаково важны и те, и другие. Разница лишь во временных промежутках. Чтобы обеспечить выживание физической оболочки или связанной с ней определенной территории, живое существо вынуждено периодически вести себя агрессивно. Ученые выяснили парадоксальный факт. Из всех инстинктивных эмоций агрессивные эмоции затухают последними. Из чего некоторые психологи сделали вывод, что главный инстинкт человека и любого живого существа — это инстинкт аг-рессии. На самом деле агрессивность есть возможность адаптации в кратковременных процессах. Насколько че-ловек концентрируется на таком механизме, настолько он перекрывает контакт стратегической адаптации. Говоря простым языком, люди с повышенной агрессивностью, не-доброжелательностью в большом масштабе времени не-жизнеспособны. Агрессивные эмоции, если длятся долго, начинают вытеснять и разрушать чувство любви. В этом случае происходит разрыв контакта с информационными процессами во Вселенной и это приводит к болезни и смерти, т. е. если чувство добродушия и любви должно иметь максимальную инерцию, то чувство раздражения, агрессивности, жесткое поведение должны иметь мини-мальную инерцию.

В таких случаях адаптация к окружа-ющему миру проходит нормально.

Вернемся к прошлому. Если человек в настоящем дает негативную оценку ситуации, то это кратковременная агрессивная эмоция, ибо любая негативная оценка включает механизм агрессии. В настоящем критическая агрессивная оценка представляет собой опасность, но небольшую. Если мы даем негативную оценку группе людей, государству или всему человечеству, даже кратковременное включение механизма агрессии может быть опасным для психического и физического состояния. Но если мы даем негативную эмоциональную оценку событиям прошлого, т. е. мы презираем, осуждаем, сожалеем, агрессия к чувству любви увеличивается в сотни и тысячи раз.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.