Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления и средства формирование культуры безопасности



Системное обеспечение безопасности социума предполагает также формирование культуры его безопасности. Педагогическая теория и практика ведет сегодня активный поиск путей и средств реализации этого процесса.

Актуальность проблемы формирования культуры безопасности обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в связи с возникновением новых проблем, связанных с обеспечением безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований.

Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного обучения в этой области. Если в образовательной сфере этот вопрос как-то решается, т.к. существует обязательное преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Безопасность жизнедеятельности», то в дошкольных учреждениях, по месту жительства, да и во многих производственных, административных, общественных предприятиях и учреждениях эта работа практически не ведется.

В-третьих, даже во многих образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уж о формировании культуры безопасности.

И, в четвертых, при подготовке личности безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные и связанные с этим психофизиологические особенности людей в усвоении ими учебного материала, приобретения ими специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

В настоящее время в теории формирования культуры безопасности. Дидактике и методике преподавания безопасности жизнедеятельности обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о свойствах процесса подготовки человека к обеспечению безопасности. Вместе с тем сегодня к наименее изученным вопросам относятся теоретические основы процесса формирования культуры безопасности школьников. В частности, не определена структура, не выявлены системные качества и системообразующие факторы педагогического процесса в этом направлении, не определены характеристики и предпосылки целостного процесса формирования культуры безопасности.

Недостаточная изученность сущности процесса формирования культуры безопасности является одной из причин низкой эффективности подготовки молодежи к безопасной жизнедеятельности, высокого уровня деструктивности и виктимности населения. Такое положение в педагогической теории и практике не отвечает современным требованиям к системе образования, ориентирующим на личностный подход к воспитанию.

Анализ различных подходов к определению понятия «культура безопасности»

позволяет выделить два его аспекта – как личностную характеристику человека и как социальное явление.

Как личностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и средой его обитания, способствует реализации и развитию его сущностных сил, предоставляет возможность осознания им своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм жизни как условий существования социума.

Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия социумом и средой его обитания, являясь средством гуманизации всех сторон жизнедеятельности, устойчивости развития системы «человек-среда обитания».

Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Базовым компонентом культуры безопасности и ее ядром является мировоззрение безопасности жизнедеятельности человека. Такие компоненты мировоззрения, как интеллектуальный, мотивоционно-потребностный, чувственно-волевой, морально-нравственный, деятельностно-практический отражают реальную готовность личности к определенному типу поведения, составляют основу культурологического и практического аспектов ее деятельности и фокусируют в себе элементы понятийной составляющей культуры безопасности.

Ключевым моментом теории безопасности является то, что для обеспечения безопасности социума на различных его уровнях (глобальном, национальном, региональном или личностном и т.д.) и в различных сферах жизнедеятельности определяющую роль играет не столько уровень знаний людей об опасностях окружающему их миру и способах защиты от них, сколько формирование у них культуры безопасности. Культура безопасности в различных сферах жизнедеятельности выступает как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.

В контексте содержания образовательного процесса культура безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасности жизнедеятельности по образцу и творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания17.

Основными компонентами культуры безопасности социума являются аксиологический, функциональный, творческий и личностный.

Аксиологический компонент раскрывает культуру безопасности через совокупность ценностей, ее продуцирующие, которыми выступают имеющие значимость для общества или индивида материальные объекты (природные, производственные, социально-культурные и т.д.), положительно оцениваемая информация, интеллектуальные или моральные явления или действия, законодательно зафиксированные нормы и правила общежития, охраны труда, производственной безопасности, знания, умения и навыки о безопасном поведении, здоровом образе жизни и т.п. Развитие этого компонента обеспечивается всей системой обучения и воспитания людей на основе общечеловеческих и национальных ценностных приоритетов.

Функциональный компонент определяет культуру безопасности как совокупность индивидуальных психофизиологических качеств человека, необходимых для адекватных действий в условиях опасных ситуаций, таких как психологическая устойчивость и оптимальный уровень физического развития, которые заключаются в способности индивида выполнять заданные функции при условии воздействия неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды. Данный компонент приобретает сегодня особую актуальность и обеспечивается проведением специальных мероприятий (психологические тренинги, производственная гимнастика, занятия физической культурой и т.д.).

Творческий компонент заключается в прогнозировании и умении избегать опасных ситуаций, а в случае их неизбежности – в эффективном противодействии им, что проявляется в решимости, гибкости, вариативности, находчивости, смелости, нетрадиционности решений и поведения, при одновременной критичности к ним и их оценку через призму нравственных категорий и законности.

Личностный компонент культуры безопасности составляют знания, умения и навыки о способах и приемах безопасного взаимодействия индивида с обществом, государством и окружающей средой, на базе которых формируются, сохраняются, реализуются, транслируются и развиваются посредством различных способов жизнедеятельности фундаментальные ценности, составляющие культуру безопасности. Этот компонент раскрывает пути осуществления безопасного поведения, способы удовлетворения потребности в безопасном взаимодействии с социумом и окружающей средой, в получении новой информации, в накоплении и передачи накопленного социокультурного опыта в сфере обеспечения безопасности. Повседневная деятельность человека качественно характеризует уровень его культуры безопасности, а результативность повседневной деятельности, в свою очередь, определяет уровень социальной ценности индивида. Личностный компонент культуры безопасности должен формироваться с раннего детства и поддерживаться на протяжении всей жизни человека.

Исходя из содержания культуры безопасности и ее основных компонентов можно выделить основные направления ее формирования.

1. Воспитание мотивации к безопасному поведению. В ходе формирования

личности уже на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных, культурологических, педагогических и других факторов (родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.), могут проявиться три основные тенденции реализации этого процесса.

Первая, формирующая личность, склонную к саморазрушению, у которой не только отсутствует мотивация к безопасному поведению, но и имеется противоположная, проявляющаяся в готовности к целенаправленному созданию опасных ситуаций либо неосознанному влечению к вредным действиям, к ничем неоправданной жертвенности, мученичеству и т.д. Такая личность склонна к неоправданно повышенному риску, ведет нездоровый образ жизни, сама перманентно создает опасные ситуации. Склонность к саморазрушению возникает под влиянием негативного примера взрослых, склонных к алкоголизму, наркомании, неоправданному риску и пр., в результате жестокого обращения к ребенку, в случае предъявления к нему непомерных требований и т.д.

Вторая тенденция формирует преувеличенное стремление к безопасности, всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации. Человек с такими качествами личности может оказаться перестраховщиком, излишне осторожным и предусмотрительным. Крайнее выражение данной тенденции проявляется в нерешительности, боязливости и даже откровенной трусости. Такое поведение является результатом влияния боязливо-тревожных взрослых, которые не столько формируют стремление к безопасности, сколько запугивают ребенка возможными, обычно преувеличенными опасностями.

Третья тенденция проявляется в стремлении обеспечить свою личную безопасность, безопасность окружающих людей адекватно сложившейся ситуации. Такой человек стремится к полноценной жизни, не лишенных элементов риска, при этом он осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации. Этот тип мотивации выражается в тенденции к рациональному преодолению возможных опасностей, формируется под влияния воспитания, основанного на постепенном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом воспитатели не бросают его на произвол судьбы, а всемерно поддерживают в моменты, когда его усилий не достаточно для преодоления трудных, а тем более опасных ситуаций. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности.

2. Формирование системы знаний, учений и навыков безопасного поведения

и убежденности и их истинности. Данный процесс осуществляется в семье и в образовательных учреждениях всех уровней. Система таких знаний должна быть теоретически и методически обоснованной и реализоваться через учебно-методический комплекс, включающий в себя учебные программы, учебные и методические пособия, всестороннее информационное обеспечение учебного процесса, применение современных технологий обучения.

Однако наличие системы знаний лишь первая ступень овладения основами культуры безопасности, Не менее важно положительное отношение к ним, убежденности в их необходимости и истинности. К тому же знания естественным образом должны дополняться практическими умениями и навыками.

3. Воспитание характера и личностных качеств, способствующих

предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Это обусловлено тем, что люди с сильным характером, развитыми волевыми качествами, уравновешенные, решительные, смелые, оптимистичные, гуманные способны сохранять самообладание, спокойствие, трезвость рассудка даже в крайне сложных ситуациях и находить рациональных выход из них.

4. Психологическая подготовка к безопасному поведению. Психологическая

устойчивость к опасным ситуациям является решающим фактором выживания, так как в момент опасности на людей действует комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность, возникает эмоциональное напряжение – стресс, который сильно влияет на работоспособность человека и его способность бороться с опасностью. Поэтому необходимо готовить человека к адекватному поведению в условиях непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, формировать стрессоустойчивость, способность реально оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладание в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Все это достигается соответствующим набором технологий, разработанных современной психологией.

5. Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных

ситуациях, что необходимо для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и т.д.), обеспечивающих активность действий человека и адекватность его реакций на опасности и чрезвычайные события. Субъекты формирования безопасного поведения должны хорошо знать основные средства и методы развития этих качеств, а также способы организации занятий по физической подготовке. В этом случае возможен наиболее точный подбор оптимального сочетания средств, форм и методов ее совершенствования применительно к конкретным условиям обстановки.

Итак, в основе повышения надежности функционирования системы «человек-среда обитания» лежит не только преобразование данной среды в направления повышения ее безопасных свойств, но и изменение самого человека и социума в целом на основе формирования культуры безопасности.

Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности социума, позволяющее ему создавать, сохранять и умножать материальные и духовные ценности. Основными категориями безопасности жизнедеятельности являются «угроза», «опасность», «риск», «безопасность», четкое и ясное представление о которых составляют основу теоретической подготовки специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Во-вторых, основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности является системный подход к ее обеспечению. Системное обеспечение безопасности означает деятельность всего социума, направленную на защиту национальных интересов, национальных ценностей и их приумножении, т.е. на то, что называется национальной безопасностью.

В-третьих, системное обеспечение безопасности социума предполагает определенный уровень культуры безопасности, активный поиск путей и средств формирования которой ведет сегодня педагогическая теория и практика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «безопасность».

2. Перечислите объекты и субъекты безопасности.

3. Что является сущностью безопасности.

4. Дайте определение понятию «опасность».

5. Что такое угроза?

6. Что такое риск? Основные его разновидности.

7. Что означает приемлемый риск?

8. Что такое социум?

9. Что собой представляет социальная система?

10. Что собой представляет системный подход к обеспечению безопасности?

11. Перечислите системные угрозы и опасности безопасности российского социума.

12. Что такое культура безопасности?

13. Что включает в себя содержание процесса формирования культуры безопасности?

14. Основные компоненты культуры безопасности?

15. Назовите основные направления формирования культуры безопасности.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «О безопасности». – М.: «Ось-89», 2006.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

3. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. – М.: Изд-во «Дрофа», 2008.

4. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: Учеб. пособие. – М.: ЗАО изд-во «Экономика», 2203.

5. Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о человеческом потенциале // Социологические исследования. 1996. № 4. С.101-102.

6. Миэринь Л.А. Основы рискологии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

7. Панкратов В.К. Risk Management – Управление риском // Жизнь и безопасность. 1999. № 1. С.43-50.

8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

9. Сорокин В.И. Управление рисками чрезвычайных ситуаций // Безопасность: Информационный сборник. 2001. № 3-4.

10. Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: «Ось-89», 2000.

11. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

 

[1] См.: Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. СПб., 2000. С.3.

[2] Безопасность человека. М. 1994. С. 7.

[3] Закон РФ «О безопасности»

[4] См.: Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2003.С. 15.

[5]См.: Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2003.С. 16-17.

17 См.: Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 5 (110).

2005.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.