В.П. Благов, канд. геогр. наук, профессор Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
В.Т. Центалович, канд. биол. наук, доцент Новороссийского политехнического института Кубанского государственного технологического университета.
Лихошерстов В.М.Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. Новороссийск, 2008. – 117 с.
Одобрено кафедрой математики и информатики. Печатается по решению НМС НФ МГЭИ (протокол № 7 от 24.05.08 г.)
В данном учебном пособии описаны чрезвычайные ситуации природного, антропогенного, экологического и социального характера. Приведены негативные факторы, влияющие на здоровье: внутренние (чрезмерное возбуждение), внешние (неблагоприятные климатические условия), нейтральные (нарушение в питании, курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамия и т.д.), а также меры борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций.
В работе приведены Постановления правительства и МЧС, Федеральные законы, а также другие нормативные документы. Имеются Приложения, в которых приведены методические рекомендации по написанию рефератов, список новейшей литературы и перечень вопросов для сдачи зачета. Материал составлен в соответствие с программой по БЖД Московского гуманитарно-экономического института.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей Новороссийского филиала МГЭИ и тех, кто интересуется данным вопросом.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» имеет актуальное значение для студентов всех специальностей. На любом этапе развития человек всегда стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. Природные явления (землетрясения, наводнения, лавины, смерчи, лесные пожары и т.д.) постоянно угрожают жизнедеятельности человека. Кроме того, за последнее время, в связи со стремительным развитием производства, в особенности в условиях рыночных отношений, техника и технология обладают способностью создавать опасные для жизни факторы. Абсолютная надежность любого промышленного предприятия недостижима, поэтому аварийные ситуации всегда возможны.
Наступление цивилизации на природу в настоящее время глобальное. В связи с этим, во многих странах мира экологическая катастрофа уже наступила. В создавшихся условиях человек вынужден либо покинуть зону проживания, либо расплачиваться своим здоровьем и продолжительностью жизни.
В период научно-технической революции число опасных ситуаций на производствах возрастает, а выброс вредных веществ увеличивается – электромагнитное поле высоковольтных линий, ионизирующее излучение, запыленность и загазованность воздуха, выброс в атмосферу токсических веществ, повышенная радиация, загрязнение воды и продуктов питания – вот далеко не полный спектр воздействия на окружающую природу, в том числе и на человека.
В создавшихся условиях человек должен знать, как противостоять тем или иным отрицательным воздействиям.
Задача курса «Безопасность жизнедеятельности» – раскрыть основные приемы личной и коллективной безопасности, ознакомить с правовой основой компенсации вреда, причиненного здоровью граждан.
Введение
БЖД – система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания. Взаимодействие человека со средой обитания можно выразить следующий схемой:
Цель БЖД
Цель – БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ
БС – достижение безаварийных ситуаций.
ПТ – предупреждение травматизма.
СЗ – сохранение здоровья.
ПР – повышение работоспособности.
КТ – повышение качества труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач: 1. Научные (математические модели в системах человек-машина; среда обитания-человек опасные (вредные) производственные факторы; человек – предельно-допустимые нормы и т.д.).
2. Практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования, познакомить работников с техникой безопасности и т.д.). Среда обитания бывает: