Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



 

Загрязнение мирового океана и атмосферы, трансграничные переносы загрязнителей, деградация почв, опустынивание и обезлесивание, изменение климата, накопление в биосфере вредных веществ – вот последствия хозяйственной деятельности человека.

Ежегодно человек извлекает из земных недр около 200 млрд. тонн горных пород, сжигает более 9 млрд. тонн условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. тонн пестицидов. Особенно острой стала проблема загрязнения окружающей среды токсичными веществами.

В настоящее время в результате деятельности человека в атмосферу поступает около 300 миллионов тонн угарного газа в год. Причем 70-75% выбросов создается сжиганием бензина в двигателях внутреннего сгорания, около 10% сжиганием угля и дров, примерно столько же сжиганием бытовых отходов и около 5% лесными пожарами. Некоторая часть угарного газа создается технологическими потерями в промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.).

В результате сжигания различного топлива, а также производства цемента в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд. тонн углекислого газа. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере может привести к заметным изменениям климата, выражающимся в возникновении «парникового эффекта», т.е. повышении средней температуры атмосферы, что вызовет таяние ледников и полярных льдов, поднимет уровень моря, создаст угрозу для сотен миллионов жителей прибрежных районов и полностью затопит низколежащие острова.

Широко используемые в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках фреоны, по мнению многих ученых, уменьшают содержание озона в атмосфере. Озон, поглощая ультрафиолетовое излучение, предохраняет все живое на земле от гибели. Фреоны же, попадая в атмосферу, под действием солнечного излучения распадаются на ряд соединений, из которых окись хлора наиболее интенсивно разрушает озон.

В результате деятельности человека ежегодно в атмосферу поступает около 65 млрд. тонн оксидов азота. Почти 90% оксидов азота, поступающих в атмосферу, образуется в результате сгорания топлива в автомобильных двигателях (более 50%) или в топках теплоцентралей и тепловых электростанций. Большой вклад вносит также сжигание твердых отходов – бытовых, промышленных, сельскохозяйственных. Источником оксидов азота служат также ряд отраслей промышленности, в их числе производство азотной кислоты, минеральных удобрений, искусственных волокон и др. Оксиды азота, взаимодействуя с оксидами углерода, образуют фотохимический туман – смог, выпадают на землю в виде кислотных дождей. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

В настоящее время на земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили токсичные вещества современных производств. Они заносятся туда потоками атмосферы с других континентов.

В зависимости от своей природы, концентрации, продолжительности действия токсичные вещества, содержащиеся в атмосфере, вызывают различные по тяжести неблагоприятные последствия для здоровья человека.

Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению, изменению состава и уничтожению почвы и растительного покрова планеты. По данным Института Всемирного наблюдения в результате хозяйственной деятельности человека на земном шаре ежегодно происходит:

§ уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. га;

§ возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;

§ потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;

§ повреждение леса в результате кислотных дождей на площади более 31 млн га.

Лесами на планете занято около 3,6 млрд. га (24-27% земель). Преобладают два лесных пояса: северный (хвойные леса) и южный (влажные тропические леса). В настоящее время в грандиозных количествах производят кислород леса Сибири и Дальнего Востока, Канады, бассейнов рек Амазонки, Конго и др. Однако за последние 20 лет площадь лесов сократилась вдвое. Катастрофическое сокращение лесов в странах Юго-Восточной Азии и Западной Африки может привести к их полному уничтожению уже к 2010 году.

С каждым годом сокращается и массив тропических лесов Южной Америки, называемый «легкими Земли». Большой ущерб тропическим джунглям наносит практикуемый здесь примитивный подсечно-огневой метод земледелия.

На конференции, проведенной в Токио под эгидой ООН в 1990 году, представители развивающихся стран осудили развитые страны, в первую очередь Японию, за безответственное отношение к такому важному для всего человечества природному богатству, как тропические леса. Отмечалось, что если их вырубка не будет приостановлена, то эти зеленые массивы полностью исчезнут с поверхности Земли.

Уничтожение лесов неизменно ведет к снижению порога устойчивости биосферы, нарастанию разрушительной силы наводнений, водной эрозии, пылевых бурь, опустошительных засух и суховеев, ускорению процессов опустынивания.

С проблемой сохранения лесов тесно связана проблема сохранения биоразнообразия на планете. Тропический лес служит приютом 4/5 всех видов животных и растений. С уничтожением тропического леса эти виды обречены на вымирание. Важную роль для существования многих видов животных и растений играют болота, которые быстро исчезают. Биологическое разнообразие снижается и в результате коммерческой деятельности. Немалый урон старым лесам, расположенным вблизи крупных городов и магистралей, наносит расширение дачного строительства.

В результате активной производственной деятельности и интенсивного сельского хозяйства стремительно деградирует и почвенный покров суши.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы, к разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что только за последнее столетие в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Постоянное загрязнение почвы мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами также сказывается на здоровье человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в его организм.

Как уже отмечалось, хозяйственное вмешательство человека в природу неблагоприятно сказывается на ее флоре и фауне. В настоящее время под угрозой исчезновения находится не менее 25-30 тыс. видов растений. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Кроме того, уменьшаются в количестве и исчезают редкие насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с уничтожением их коренных мест обитания.

Опасность для жизни человека представляет загрязнение гидросферы. Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что 80% заболеваний на планете вызваны потреблением некачественной питьевой воды. Используемые человеком в промышленности, сельском хозяйстве и быту воды поступают обратно в водоемы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки – Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и др.

Растет загрязнение мирового океана. С реками и со стоками прибрежных промышленных и сельскохозяйственных предприятий ежегодно выносятся в моря миллионы тонн отходов. Из-за аварий танкеров и нефтедобывающих установок в океан попадает, по разным источникам, от 5 до 14 млн. тонн нефти в год, вызывая гибель многих водных животных и морских птиц. Опасения вызывают захоронения ядерных отходов на дне морей, затонувшие корабли с ядерными реакторами и ядерным оружием на борту. Наиболее значительные скопления таких источников находятся в Баренцевом, Карском и Японском морях. В целом же, наиболее загрязнены внутренние моря – Средиземное, Северное, Балтийское, Внутреннее Японское, Яванское, а также Бискайский, Персидский и Мексиканский заливы.

Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.

Интенсивные темпы деградации окружающей среды создают реальную угрозу существованию самого человека. Выбросы промышленных предприятий, энергетических систем и транспорта в атмосферу, водоемы и недра достигли таких размеров, что в ряде районов земного шара уровни загрязнения значительно превышают допустимые санитарные нормы.

Рост городского населения также неблагоприятно сказывается на экологии. Как уже отмечалось (см. предыдущую главу), в наши дни урбанизация стала поистине глобальным процессом, масштабы которого катастрофически растут. Если в 1830 г. в городах проживало чуть более 3% населения, а в 1960 г. — 34% , то в 2020 г. городское население будет составлять не менее 57,6%. Подсчитано, что в сутки городу с населением в один миллион человек требуется 62 тысяч тонн воды, 2 тысячи тонн пищи, 4 тысячи тонн угля, 2800 тонн нефти, 2700 тонн газа и 1000 тонн топлива для автомобилей. Отходы такого города огромны: 500 тысяч тонн сточных вод, 2000 тонн твердых отходов, в атмосферу выделяется 150 тонн соединений серы, 100 тонн оксидов азота, много углеводорода. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Города потребляют в 10 и более раз больше воды на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров.

Техногенное воздействие человека на литосферу активизирует развитие в ней ряда опасных процессов и служит причиной новых (техногенно-природных) явлений. Среди этих процессов наибольшую опасность представляют наведенная сейсмичность, опускание территорий, подтопление, карстово-суффозионные провалы, техногенные геофизические поля.

Техногенные воздействия могут ускорять накопление напряжений в земной коре, увеличивая частоту проявления землетрясений, или способствовать разрядке уже накопившихся напряжений, т.е. являться «спусковым крючком» подготовленного природой сейсмического события.

Наиболее часто наведенная сейсмичность проявляется при создании крупных водохранилищ и закачке флюидов в глубокие горизонты земной коры. Установлено, что при строительстве плотины высотой до 10 м наведенную сейсмичность вызывали только 0,63% плотин, высотой до 90 м - 10%, а высотой до 140 м и более - 21%.

Существует мнение, что крупные землетрясения (магнитуда около 7 и более) в Газли (Узбекистан), произошедшие в 1976 и 1984 годах, также относятся к разряду наведенных. Они были спровоцированы закачкой около 600 млн. м3 воды в Газлийскую структуру.

На урбанизированных территориях техногенные воздействия часто приводят к опусканию территорий в результате дополнительной статической и динамической нагрузки от зданий, сооружений и транспортных систем города.

Процессы опускания городских территорий резко активизируются при извлечении подземных вод, нефти и газа.

Одним из наиболее распространенных опасных техногенно-природных процессов является подтопление территорий, заключающееся в подъеме верхнего от поверхности водоносного горизонта к поверхности Земли.

Интенсивная откачка подземных вод и изменение установившегося гидродинамического режима на участках, пораженных древним карстом, могут активизировать карстово-суффозионные процессы, приводящие к образованию воронок техногенно-природного генезиса. В некоторых районах эти процессы настолько активны, что становятся опасными не только для зданий и сооружений, но и для людей.

Интенсивная хозяйственная деятельность людей вызывает образование на урбанизированных территориях техногенных физических полей - вибрационных, блуждающих электрических токов, температурных.

Наибольшую опасность представляют электрические поля блуждающих токов, формирующиеся в основном за счет электрифицированного рельсового транспорта, заземленных промышленных станций катодной защиты. Оно повышает коррозионную активность грунтов по отношению к находящимся в них подземным коммуникациям в 5-10 раз.

В целом глобальная экологическая ситуация характеризуется продолжающимся развитием экологического кризиса, несмотря на предпринятые за последние 20 лет усилия по созданию международной и национальных инфраструктур по охране окружающей среды, реализации десятков международных и сотен региональных и национальных программ по очистке и восстановлению локальных участков окружающей среды, формированию системы природоохранного законодательства во многих странах, разработке ресурсосберегающих технологий и общих затратах на эту деятельность порядка 1,3 трилл. долл. В сопоставлении с периодом до 1970 г. эти усилия представляются беспрецедентными, но их очевидная недостаточность свидетельствует о том, что для предотвращения экологической катастрофы необходимы гораздо более радикальные демографические, социальные и экологические меры, чем все предпринятое до сих пор.

Глобальный экологический кризис свидетельствует о том, что естественный механизм стабилизации окружающей среды нарушен непрерывно возрастающей хозяйственной деятельностью человека, мощность которой в энергетическом исчислении (в основном за счет использования ископаемого топлива - 90%) достигла 10% мощности фотосинтеза и охватила 61% поверхности суши. Во многих развитых странах мира уже практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, также как и в большинстве густонаселенных развивающихся странах. При следовании по пути, которым человечество шло последние 50 лет, даже продолжение и расширение предпринимавшихся за последний период природоохранных мер не изменит глобальные тенденции экологического кризиса, ведущие к планетарной экологической катастрофе.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса – в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создает не только «перегрузки» для природы, в наиболее прогрессивных технологиях он дает средства предотвращения негативных воздействий, создает возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития – создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырье. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства. Пример дает сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Расчеты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного сырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков, большое значение имеет развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий. Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.

Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов. Еще Ф. Жолио-Кюри предупреждал: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

В этом плане большую роль играет деятельность различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу.

Вначале, когда меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные национальные органы: Комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, стала оживляться международная природоохранная деятельность.

В 1948 году по инициативе ЮНЕСКО был создан Международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП) с целью влияния, поддержки и помощи организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы, обеспечения разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность этой организации: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.

В 1971 году ЮНЕСКО была принята специальная программа «Человек и биосфера» (МАЕ), которая предусматривала: подготовку и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подхода при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

В декабре 1972 года Генеральной Ассамблеей ООН с целью предоставления новейших данных о ресурсах биосферы, содействия общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечения дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки была принята Программа ООН по окружающей среде(ЮНЕП). Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьба с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, опасными отходами.

Ярким примером принятой стратегии стала реализация в 1974 году одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы мониторинга окружающей среды(ГСМОС), предназначенной фиксировать изменения в биосфере.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться под угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для выживания. Прямо сказано, что «… любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссию считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».

Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб, созданный в 1968 году по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.

Наряду с вышеперечисленными организациями в мире действует ряд других объединений, занимающихся природоохранной деятельностью и относящихся к международным организациям системы ООН: Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КСОР), Программа ООН по развитию (ПРООН), Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР), Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения (ВОЗ), Международный союз охраны природы (МСОП), Международная морская организация (ИМО), Программа ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Всемирная продовольственная организация (ФАО) и ряд других.

Однако все вышеперечисленные организации, а также другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями, происходящими в окружающей среде, и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдения. Самые известные среди них: Всемирный центр мониторинга охраны природы, Глобальная информационная база данных о ресурсах, Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой, Информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды, Международная информационная система по окружающей среде, Информационная служба «Изучение Земли», Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам, Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой и ряд других.

Таким образом, в мире все больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это правильно, т.к. только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ, являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов, связанных с охраной природы, поможет спасти нам мир.

В настоящее время экологическими проблемами занимаются многие научные и учебные учреждения. Важнейшими из них являются: Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде, Институт мировых ресурсов, Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям, Международная академия окружающей среды, Международное общество экологической экономики, Международный Арктический научный комитет, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный независимый эколого-политологический университет и др.

А еще имеются межправительственные, неправительственные и финансовые организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Арктический Совет, Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды (АМАП), Программа по охране арктической флоры и фауны (КАФФ), Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы (РЭЦ), Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза, Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Альпийское действие, Организация защиты растений Европы и Средиземноморья, Международный совет по охоте и охране дичи, Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ), Рабочая группа по защите арктической морской среды (ПАМЕ), Межгосударственный экологический совет (МЭС) и др.

Таким образом, проблемы охраны окружающей среды беспокоят правительства различных стран, и они принимают активную деятельность по защите природы.

В то же время проблемы состояния окружающей среды волнуют не только правительства различных стран, но и рядовых граждан. Эта обеспокоенность выражается в создании неправительственных природоохранных организаций: Консультативный комитет по защите морей (АКОПС), Всемирный фонд защиты природы (ВВФ), Международная организация по сохранению водно-болотных угодий (Ветлэндз Интэрнэшнэл), Гринпис, Европейское бюро по окружающей среде, Международная организация «Зеленый крест» (МЗК), Трест по охране Земли, Центр для нашего общего будущего, Балтика 21, Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды, Международный союз организаций по лесоведению, Федерация природных и национальных парков Европы и др.

Одной из общественных организаций, ведущих борьбу за предотвращение экологической катастрофы, является Гринпис. Гринпис возник в 70-е годы прошлого века в Канаде, а штаб-квартира Международной организации - Greenpeace International - появилась в Голландии в начале 80-х. Первым серьезным достижением стала акция против ядерных испытаний на острове Амчитка в районе Аляски в 1971 г., после которой США отказались от использования этого полигона. В 1975 г. Франция прекратила ядерные испытания в южной части Тихого океана после акций Гринпис в районе испытаний. В 1978 протесты Гринпис остановили охоту на тюленей в Шотландии, а в 1982 привели к запрету в Европейском Сообществе импорта шкур детенышей тюленя и к введению Международной китобойной комиссией моратория на китобойный промысел. Антиядерная деятельность и защита биологических ресурсов океана и поныне остаются среди главных направлений работы Greenpeace International, но, кроме них, сейчас действуют также международные программы (или кампании, как принято называть их в Гринпис) по климату, по токсическим загрязнениям, по генетической инженерии, по промышленному загрязнению океана и по сохранению лесов.

Сегодня Гринпис имеет более 30 отделений в разных странах мира, в том числе в России и Украине. Общая численность сторонников, т.е. людей, регулярно платящих взносы и выражающих готовность при необходимости лично принимать активное участие в тех или иных проектах и акциях Гринпис, оценивается сейчас по всему миру примерно в 2,5 млн. человек.

Важнейшей своей задачей Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное сознание и поэтому уделяет очень большое внимание широкой пропаганде, рекламе "экологических" идей, а также собственной природоохранной работе.

Гринпис не специализируется в какой-либо определенной области и руководствуется при выборе той или иной задачи ее актуальностью, с одной стороны, и своими возможностями, с другой. Гринпис берется за проблему, если считает, что его вмешательство может дать достаточно большой эффект - не только узко локальный, но и на уровне страны, и что вмешательство необходимо именно в данный момент. Точно так же Гринпис не ограничивает себя и в выборе методов для решения поставленных задач. Здесь есть только одно, но очень жесткое ограничение: ни при каких обстоятельствах не допускается нарушение закона. В равной степени для Гринпис неприемлемы насильственные действия как в отношении личности, так и в отношении собственности. Берясь за проблемы, которыми уже занимаются другие организации, Гринпис старается наладить с ними сотрудничество, считая это необходимым как с чисто деловой, так и с этической точки зрения.

К сожалению, охрана природы занятие довольно дорогостоящее и зачастую не по карману не только неправительственным организациям, но и отдельным странам. Тогда на помощь приходят различные проекты по охране окружающей среды: Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и др.

Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая Среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов – глобальная проблема человечества. Основными условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между государствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на своей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранительного законодательства.

В целях защиты окружающей среды, мировым сообществом принят ряд важнейших международно-правовых документов. Это, прежде всего, международное экологическое право, принципы которого впервые были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН 1972 года по проблемам окружающей человека среды.

Принцип первый (основной): государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. На них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, лежащих за пределами национальной юрисдикции.

Принцип второй заключается в том, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и, особенно, репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

Принцип третий: невозобновляемые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем, и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Формулирование принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года. В ней определялся ряд принципов:

ü биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

ü производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых форм саморазрушения;

ü ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются;

ü невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем;

ü должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов;

ü необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

ü районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием благосостояния проживающего в этом районе населения.

На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мировое сообщество одобрило резолюцию 45/212 «Сохранение глобального климата для нынешнего и будущих поколений», в которой рассматривалась разработка рамочной Конвенции об изменении климата. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата была подписана в период работы конференции, состоявшейся в Рио-де-Жанейро с 3 по 4 июня 1992 г. Там же была принята Декларация по окружающей среде и развитию, которая подтверждает Декларацию Стокгольмской конференции, развивает ее положения и преследует цель установления нового, справедливого, глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех народов и защиту целостности глобальной системы окружающей среды.

В настоящее время существуют и действуют более 200 двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды: Конвенция по предотвращению загрязнения моря отбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Конвенция об изменении климата 1992 г.; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.; Конвенция об охране среды Балтийского моря 1992 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. и др.

Среди целого ряда принципов, характерных для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест. Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от понятия юридической ответственности по внутреннему праву государств – это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам. Вопросы международно-правовой ответственности субъектов международного права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других документах.

Основанием возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (деяния субъекта международного права, нарушающего нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение. Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.

В заключение хочется заметить, что, благодаря деятельности международных организаций системы ООН, систем мониторинга, научных и учебных заведений, межправительственных, неправительственных и финансовых организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, других общественных организаций и ученых, человечество пришло, наконец, к понимаю того, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на ее экологическую стабильность. При этом природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия деятельности человека.

В настоящее время во всем мире принимаются новые экстренные меры по решению экологической проблемы:

1. Усиливается охрана зеленых зон и лесопарковых территорий в населенных пунктах.

2. Устанавливается систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств.

3. Вводятся более эффективные способы и системы разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение.

4. Внедряются новые, более совершенные оборудование и аппаратура для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ.

5. Осуществляется комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по повышению плодородия почв, предотвращению их ветровой и водной эрозии, недопущению засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

6. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов и агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие; оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв; водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами; гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами и др.

7. Вводятся жесткие санитарные требования к планировке и застройке населенных пунктов.

Все эти меры позволяют надеяться, что человечество сможет предотвратить наступление экологической катастрофы. Люди должны научиться жить в гармонии с природой – таково веление времени.

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы последствия хозяйственной деятельности человека? Как они сказываются на среде его обитания?

2. Что может послужить для человечества перспективой выхода из экологического кризиса?

3. Как развивалась мировая природоохранная деятельность?

4. Как организовано международное сотрудничество в целях охраны природы в настоящее время?

5. Какие международные организации системы ООН, системы мониторинга, научные и учебные заведения занимаются вопросами охраны окружающей среды?

6. Какие межправительственные, неправительственные и финансовые организации занимаются экологическими проблемами?

7. Какую деятельность проводит организация Гринпис?

8. Какие принципы международного экологического права провозглашены в резолюции от 28 октября 1988 года Генеральной Ассамблеи ООН?

9. Какие важнейшие международно-правовые документы приняты мировым сообществом в целях защит окружающей среды?

10. Что понимается под международной ответственностью за сохранение окружающей среды?

11. Какие экстренные меры принимаются в настоящее время в мире по решению экологической проблемы?

 


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Авакян А., Истомина М. Природные и антропогенные причины наводнений//Основы безопасности жизнедеятельности, 2001. - № 9. – С. 22-27.

2. Аварию не ждать, а предупреждать. - М.: Военные знания, 1992.

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

4. Аксельрод А.Ю. Оживление без сенсаций. – М., 1988.

5. Аксенова М.Д. Энциклопедия техники безопасности. М.: Мир, 1994.

6. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983.

7. Алексеев В.А. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Л.: Наука, 1990. - 200 с.

8. Алексеев Н. Стихийные явления в природе. - М.: Мысль, 1988.

9. Аллен Роберт. Как спасти землю? М., 1983.

10. Анисимов О.А., Нельсон Ф.Э., Павлов А.В. Прогнозные сценарии эволюции криолитзоны при глобальных изменениях климата в XXI веке/Криосфера Земли, 1999. т. III, № 4, С. 15-25.

11. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

12. .Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: “Дашков и К”, 2000.

13. Аскеров Т.М. Защита информации и информационная безопасность. Учебное пособие/Под общ. ред. К.И. Курбакова. М.: Рос. экон. акад., 2001.

14. Астанин Л.П., Благовещенский Н.Н. Охрана природы. М., 1978.

15. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. М.: Высшая школа, 1986.

16. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988.

17. Банников Ю.А. Радиация, дозы, эффекты, риск. М.: Мир, 1988.

18. Банникова А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды. М., 1999.

19. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1/Э.А. Арустамов и др. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

20. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. –М.: Высш. шк., 1999. – 448 с.

21. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/С.В. Белов, В.А. Девилисов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. –М.: Высш. шк., 2003. – 357 с.

22. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: ЛТА, 1996. - 231 с.

23. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: ЛТА, 1997. - 293 с.

24. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: ДиК, М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 704 с.

25. Бибергаль А.В., Маргулис У.Я. Атомный взрыв и некоторые вопросы противоатомной защиты. М., 1988.

26. Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.

27. Бонч-Бруевич Е.В. Первая помощь при ожогах. – М.: Медицина, 1968.

28. Браун Д.Б. Анализ и разработка систем обеспечения техники безопасности. М.: Машиностроение, 1979.-359 с.

29. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

30. Бутылин Ю.П., Бобылев Ю.И. Если рядом нет врача. – Киев, 1988.

31. Буянов В. Первая медицинская помощь. - М.: Медицина, 1978.

32. Васильев Н.Г. и др. Охрана природы с основами экологии. М., 1993.

33. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989.

34. Владимиров В.В. Расселение и экология. – М.: Стройиздат, 1996. – 392 с.

35. Владимиров В. и др. Прогноз основных опасностей и угроз на территории России//Основы безопасности жизнедеятельности, 2001. - № 2. – С. 2-8.

36. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 76//СЗ РФ[1]. 2000. № 17. Ст. 1852.

37. Военная доктрина Российской Федерации//Вестник военной информации. – 2000. - № 5.

38. В ожидании врача. – М.: Знание, 1972.

39. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

40. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

41. Галатенко В.А. Информационная безопасность. – М.: Финансы и статистика, 1997.

42. Гареев М.А. Национальные интересы и военная безопасность России. М., 1996.

43. Гареев М.А. Если завтра война?.. (Что изменится в характере вооруженной борьбы в ближайшие 20-25 лет). М.: ВлаДар, 1995.-238 с.

44. Гаткин Е. Мегаполис: жизнь без риска. Безопасное существование женщины. - М.: КИТ, 1994.

45. Герасименко В.А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных (кн. 1). – М.: Энергоатомиздат, 1994.

46. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М.: МИФИ, 1997.

47. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. – М., 1996.

48. Говоруха Л.С. Основы общей экологии и международное сотрудничество в области охраны природы. Киев, 1991.

49. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. – М.: Наука, 1994.

50. Гончаров С.А. Особенности терроризма в России//Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 1997.

51. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие. – М.: Центр, 1998.

52. Гостюшин А. Защити себя и близких. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.

53. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994. – 247 с.

54. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы/Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. – М.: Русь-РКБ, 1999.

55. Гражданская оборона. Учебное пособие для учащихся средней школы/Под общей ред. П.Г. Якубовского. – М.: Просвещение, 1969.

56. Гражданская оборона. Учеб. пособие для учащихся сред. школы. - М.: Просвещение, 1976.

57. Гражданская оборона/Под общ. ред. А.Т. Алтунина. М.: Воениздат, 1980.

58. Гражданская оборона. Учеб. для вузов/В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширяев, Н.И. Акимов. - М.: Высш. шк., 1986. – 207 с.

59. Гражданская оборона: Учебник для вузов/Под ред. Д.И. Михайлика. 2-е изд. М: Высшая школа, 1987.

60. Гражданская оборона/Под ред. Е.П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991.

61. Грачев В.А., Волкова И.И., Грачев М.В. Проблемы формирования экономико-правового механизма обеспечения безопасности окружающей среды//Безопасность жизнедеятельности. 2003. - № 2. - С. 9-16.

62. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности Л.: Наука, 1991. - 252 с.

63. Григорьев В., Рогов Ю. Чрезвычайное положение. - М.: Вердикт, 1994.

64. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М., 1994.

65 .Денисенко Г.Ф. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1985.

66. Джонсон Д. Советы авиапассажирам. - М.: Транспорт, 1989.

67. Дзятковская Е. Правила техники экологической безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности, 2001. – № 2. – С. 21-24.

68. Долгин Н. Природные и техногенные опасности в XXI веке//Основы безопасности жизнедеятельности, 2001. - № 9. – С. 4-9.

69. Долгин Н., Малышев В. Терроризм – угроза обществу//Основы безопасности жизнедеятельности, 2000. - № 3. – С. 5-10.

70. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

71. Дьяков В.И. Безопасность жизнедеятельности: Общие вопросы БЖД. БЖД в условиях производства и природные аспекты БЖД. Курс лекций. Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2000. - 88 с.

72. Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. - М., 1994.

73. Емельянов В. Электромагнитное загрязнение окружающей среды. Защита населения и территорий//Основы безопасности жизнедеятельности, 2000. - № 1, С. 56-62.

74. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков, 1999.

75. Женевские конвенции о защите жертв войны. 1949.

76. Замковой В.И., Ильчиков М. Терроризм – глобальная проблема современности. – М.: Гардарика, 1996.

77. Занько Н.Г., Корсаков Г.А., Малаян К.Р. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. С.-Петербург: Изд. ЛТА, 1996. - 231 с.

78. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М.: Военные знания, 2000.

79. Защита населения и объектов народного хозяйства в ЧС: Учебник для вузов/А.Г. Богданов и др.; под ред. Постника. Минск, 1997.

80. Знай и умей: Памятка для населения. – М.: Воениздат, 1991.

81. Иванников В. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: Стройиздат, 1988.

82. Ильичев А. Зимняя аварийная ситуация. - М.: Дорога, 1991.

83. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Приказ Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936//Российская газета. – 2001. – 10 июля.

84. Искусство выживания. Учебное пособие для организаторов и руководителей занятий по тематике ГО. - М, 1994.

85. Казанский И.А. и др. Введение в экологию. – М.: АТ, 1992.

86. Катастрофы и аварии. Землетрясения, вулканы, цунами, пожары, железнодорожные, морские и авиационные катастрофы/Подгот. текста В.Е. Кудряшова, Н.В. Трус. – Минск: Литература, 1997.

87. Киселев В.Н. Основы экологии. Учеб. пособие. – Мн., 1988. – 367 с.

88. Кожара В.И., Кулаков В.А. Оценка радиационной обстановки при авариях на атомных электростанциях: Учебное пособие СПб: изд. СПб ГТУ, 1997. - 50 с.

89. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995.

90. Козьяков А.Ф. О требованиях охраны труда в новом трудовом кодексе Российской Федерации//Безопасность жизнедеятельности. 2002. - № 4. - С. 2-7.

91. Козьяков А.Ф. О новых требованиях к обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций//Безопасность жизнедеятельности. 2003. - № 6. - С. 55-56.

92. Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение//Вестник Московского университета. 1995. - № 5.

93. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

94. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24//СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

95. Концепция национальной безопасности Российской Федерации//Вестник военной информации. – 2002. - № 2.

96. Костров А.М. Гражданская оборона: Пробный учебник для средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1991.

97. Кривошеев И. Инспектору госпожнадзора о безопасности людей при пожаре. - М.: Стройиздат, 1990.

98. Кузнецов Г.А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.

99. Кукушкин В.Д., Неволин Н.Ф., Бушуев В.С. Организация умственного труда. - М.: МИСИ, 1976.

100. Лисицин Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М., 1987.

101. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство/Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000.

102. Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования//Государство и право. 1998. - № 8.

103. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989. - 671 с.

104. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. для сред. Учеб. заведений/Под ред. П.А. Курцева. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1988.

105. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 года.

106. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. М., 2000.

107. Международное уголовное право/Под ред. В.Н. Кудряшева. М., 1995.

108. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 1997.

109. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Основы аварийно- спасательных работ. – М.: Военные знания, 1998.

110. Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда. Приложение № 2 к постановлению Министерства труда РФ от 1.07.93г. № 129/Мин.труда. - М., 1993. - 6 с.

111. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия войск. М., 1996.

112. Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.

113. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. – М.: Вузовская книга, 1999.

114. Микрюков В.Ю. Преподавание ОБЖ: новый взгляд на предмет//Курьер образования, 1999, октябрь.

115. Микрюков В.Ю. СОБЖ с ОБЖ: вместе или порознь//Основы безопасности жизнедеятельности, 1999, № 10, с. 11-14.

116. Микрюков В.Ю. СОБЖ: уточненное название, авторская программа//Физическая культура в школе, 2000, № 1, с. 75-78.

117. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Вузовская книга, 2000.

118. Микрюков В.Ю. Поговорим об ОБЖ серьезно//Курьер образования, 2000, август.

119. Микрюков В.Ю. Первый в мире, второй в СССР или существующие проблемы изучения курса ОБЖ в школе//Курьер образования, 2000, декабрь.

120. Микрюков В.Ю. Чему и как учить//Физическая культура в школе, 2001, № 5, с. 77-80.

121. Микрюков В.Ю. Неправильное знание хуже незнания//Основы безопасности жизнедеятельности, 2001, № 11, с. 7-9.

122. Микрюков В.Ю. Встретимся у станции метро//Военные знания, 2002, № 2, с. 32-33.

123. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия войск. – М.: Вузовская книга, 2002. – 240 с.

124. Микрюков В.Ю. Реформа патриотического воспитания, военной подготовки и военного образования в современной России//Курьер образования, 2002, апрель.

125. Микрюков В.Ю. Еще раз про ОБЖ//Курьер образования, 2002, декабрь.

126. Микрюков В.Ю. ОБЖ: чему и как учить//Курьер образования, 2003, октябрь.

127. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 1. Личная безопасность. – М.: Высш. шк., 2004. – 479 с.

128. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 2. Коллективная безопасность. – М.: Высш. шк., 2004. – 333 с.

129. Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним//Государство и право. 1997. - № 8.

130. Мясников В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ. – М., 2001.

131. Наведенная сейсмичность/Под ред. А.В. Николаева. – М.: Наука, 1994. – 218 с.

132. На службе Отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. – М.: Русь РКБ, 1998.

133. Науменко Ю. Учебник НВП. - М., 1984.

134. Начальная военная подготовка: Учебник/А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; Под ред. Ю.А. Науменко. – 5-е изд., испр. – М.: Воениздат, 1985. – 255 с.

135. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. М., 1986.

136. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1987.

137. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Высшая школа, 1991.

138. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Высшая школа, 1998.

139. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99): Гигиенические нормативы. - М.: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999. – 166 с.

140. О безопасности. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. От 25 июля 2002 г.)//Ведомости РФ[2]. 1992. № 15. Ст. 769; САПП РФ[3]. 1993. № 52. Ст. 5096; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.

141. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ.

142. О безопасности дорожного движения. Закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. 10 января 2003 г.)//СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158; 2003. № 2. Ст. 167.

143. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции»: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ//Российская газета. 1998. 8 апр.

144. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.)//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000. № 46. Ст. 4537; Российская газета. 2003. 1 июля.

145. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ//СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

146. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003 г.)//СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475. № 30. Ст. 3613; 2000. № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537. 2001. № 7. Ст. 620; Ст. 621; № 30. Ст. 3061; 2202. № 7. Ст. 631; № 21. Ст. 1919; № 26. Ст. 2521; № 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. № 1. Ст. 1; № 8. Ст. 709; № 30. Ст. 3030; Российская газета. 2003. 18 нояб.

147. О гражданской обороне: Закон РФ от 26 декабря 1997 г. № 28-ФЗ (в ред. от 9 октября 2002 г.) СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 799; 2002. № 41. Ст. 3970.

148. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 28 октября 2002 г.)//СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294.

149. О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308//СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.

150. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 30 июня 2003 г.)//Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49. Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204; № 46. Ст. 4537; 2001. № 1 (ч. 2). Ст. 15; № 31. Ст. 3172; № 32. Ст. 3316; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; Российская газета. 2003. 1 июня.

151. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.)//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503; 2001. № 1(ч. 1). Ст. 2; № 33 (ч. 1). Ст. 3413; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167.

152. О промышленной безопасности производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

153. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ//Российская газета. 1996. 17 янв.

154. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.)//СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167.

155. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 24.12.02)//СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2000. № 1. Ст. 12; № 26. Ст. 2729; № 33. Ст. 3348; 2001. № 1(ч. 1). Ст. 2; № 31. Ст. 3173; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 19. Ст. 1794; № 21. Ст. 1919; № 26. Ст. 2521; Российская газета. 2002. 30 нояб.; 28 дек.

156. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (в ред. от 7 ноября 2000 г.)//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503; 2002. № 32. Ст. 3341; № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537.

157. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2003 г.)//СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 6; Российская газета. 2003. 1 июля; 11 нояб.

158. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ 9 в ред. от 30 июня 2003 г.//СЗ РФ. 1995. № 15. С. 1269; 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 9; № 46. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 156; Российская газета. 2003. 1 июля.

159. Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.)//СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 3702; 2002. № 27. Ст. 1916; 2003. № 2. Ст. 167.

160. Общая экология. Учебник для вузов/Автор-составитель А.С. Степановских. – М., 2000.

161. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140//САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4931.; СЗ РФ. 1997. № 11. № 1298.

162. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.

163. Овчинников Г.В. Терроризм. СПб, 1998.

164. Огонь под ногами//Основы безопасности жизнедеятельности, 1999. - № 9. – С. 18-19.

165. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975.

166. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd., - 1992.

167. Орлов А.И. Охрана труда в строительстве: Учеб. для строит. специальн. вузов. - М.: Высш. шк., 1984. - 343с.

168. Осипов. Природные опасности и риски на пороге XXI века//Основы безопасности жизнедеятельности, 2000. - № 11. – С. 2-7.

169. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 22 июля 2003 г.)//Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. Ст. 6289; 2000. № 49. Ст. 4740; 2003. № 2. Ст. 167; № 9. Ст. 805.

170. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений/Под ред. М.И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.

171. Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы/Ред. Ю.Е. Казаков. – М., 1995.

172. Охрана труда в машиностроении. Учебник для машиностроительных вузов/Под ред. Е.Я. Юдина, С.В. Белова, - М.: Машиностроение, 1983. - 432 с.

173. Охрана труда в строительстве: Учеб. для строит. вузов и фак./В.А. Пчелинцев, Д.В. Коптев, Г.Г. Орлов. - М.: Высш. шк., 1991. - 272 с.

174. Охрана труда в электроустановках: Учебник для вузов/Под. ред. Б.А. Князевского. - 3-е изд., - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 336 с.

175. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Форум, Инфра-М, 2002.

176. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. – М., 1989.

177. Первая медицинская помощь в ЧС. – М.: Военные знания, 1999.

178. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб., 1998.

179. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск, 1995.

180. Положение о военно-врачебной экспертизе: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123//СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 902.

181. Положение о воинском учете: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541 (в ред. от 12 февраля 2003 г.)//СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 192; 2002. № 34. Ст. 3294; 2003. № 7. Ст. 654.

182. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 55 ноября 1995 года № 1113 (в ред. от 10 апреля 2002 г.)//СЗ РФ. 1995. № 46. Ст. 4459; 1997. № 17. № 2011; 2002. № 15. Ст. 1439.

183. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011//СЗ РФ. 2002. № 38. Ст. 3585.

184. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441//СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 225.

185. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Приложение № 1 к постановлению Министерства труда РФ от 1.07.93г. № 129/Мин.труда. - М., 1993. - 4 с.

186. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 (в ред. от 22 января 2001 г.)//СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857; 2001. № 5. Ст. 392.

187. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99г. № 279/Правительство РФ. - М., 1999. - 22 с.

188. Положение о Федеральной пограничной службе Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232 (в ред. от 5 августа 2002 г.)//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 863; № 32. Ст. 3220; № 52. Ст. 5134; 1997. № 30. Ст. 3598; 1998. № 7. Ст. 828; 1999. № 39. Ст. 4591; 2002. № 32. Ст. 3165.

189. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806 (в ред. от 11 июня 2001 г.)//СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3320; 1999. № 2. Ст. 267; № 35. Ст. 4305; 2000. № 25. Ст. 2677; 2001. № 24. Ст. 2422.

190. Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.

191. Поляков А., Сербаринов Е. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. - М.: Глянц, 1992.

192. Поляков В.А. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. – М., 1990.

193. Полтев М.К. Охрана труда в машиностроении: Учебник. - М.: Высш. школа, 1980. - 294 с.

194. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» № 738 от 24.07.1995 г.

195. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» № 841 от 2.11.2000 г.

196. Постановление Правительства РФ «О соз

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.