Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Психологическая характеристика следователя и следственной деятельности 4 страница



Виктимность закономерных активных жертв характеризуется другими признаками, прежде всего легкомысленным отношением к последствиям своего поведения, вследствие чего обыденная ситуация адаптируется в ситуацию криминальную, либо отрицательным поведением, создающим ситуацию преступления.

В отношении закономерных активных жертв целесообразно выделять две разновидности виктимности: виктимность в форме легкомыслия и виктимность в форме агрессии.

Виктимность в форме легкомыслия наблюдается в тех случаях, когда лицо, не обладая достаточными способностями по урегулированию криминальной ситуации, тем не менее активно стимулирует возникновение и развитие ее, надеясь в любой момент по своему желанию справиться с потенциальными негативными последствиями. Виктимность в форме легкомыслия является следствием переоценки будущей жертвой потенциала собственных способностей. Завышенная самооценка жертвы не позволяет критически проанализировать ситуацию. Однако, если лицо не делает выводов о необходимости пересмотра своей явно завышенной оценки, что является крайне затруднительным для любого человека, ответственность за наступление негативных последствий данное лицо склонно возлагать на внешние обстоятельства.

Наиболее ярким примером виктимности в форме легкомыслия служит поведение лиц, пострадавших от мошенничества. Как правило, при мошенничестве жертва надеется сама обмануть преступника, возлагая надежду на собственное интеллектуальное превосходство, счастливый случай либо веру в чудеса. В подобных случаях жертва сама форсирует контакт, предложенный преступником, выступая активной стороной криминального события.

В качестве завершающей формы виктимности активных закономерных жертв выступает виктимность в форме агрессии. Ориентация на агрессивное поведение как способ решения конфликтов проистекает из индивидуальных особенностей личности как социальной, так и биологической природы. Агрессивное поведение — самый простой способ для данных лиц в решении жизненных ситуационных конфликтов, слишком часто повторяющийся, со временем трансформируется в индивидуальную особенность личности. Виктимность в форме агрессии детерминирует криминальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступательного) воздействия на преступника, осуществляемого без учета возможных последствий. Отличие этой формы виктимности от виктимности в форме легкомыслия заключается именно в природе активности жертвы по созданию криминальной ситуации. Лицо с виктимностью в форме легкомыслия не предполагает возникновения криминальной ситуации, т.к. надеется на свои способности не допустить возникновения данной ситуации. Лицо же с виктимностью в форме агрессии уверено в своих силах в случае возникновения криминальной ситуации и осознанно или неосознанно предполагает или допускает ее возникновение, будучи уверенным в своем превосходстве и способности выйти из криминальной ситуации без потерь.

Таким образом, виктимность в форме агрессии закономерных активных жертв выражается в том, что лицо детерминирует криминальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступательного) воздействия на преступника, осуществляемого без учета возможных последствий.

Механизм взаимодействия между жертвой преступления и преступником

Механизм взаимодействия между жертвой преступления и преступником, выражающийся в категории «связь преступник-жертва», на наш взгляд, является перспективным в плане дальнейших исследовательских тенденций в виктимологии, прежде всего в целях прогнозирования виктимного поведения. Л.В. Франк считал этот механизм инструментом прогнозирования криминальной действительности. Еще в 1962 г. Г.Н. Мудьюгин, исследуя механизм преступного поведения, отметил, что способ совершения преступления во многом зависел от характера и особенностей личности потерпевшего.

По мнению Э.А. Фаттаха, преступник выбирает свою жертву не случайно, а согласно точным критериям и характеристикам, создаётся ситуация, в которой жертва и преступник изначально «нашли друг друга» и подошли друг другу по психологическому типу, «как замок и ключ». Почему этим «критериям и характеристикам» придана преимущественно социальная окраска: муж-жена, сожители, соседи? Истина не может лежать на поверхности, в данном случае она глубже, чем просто социальный статус жертвы и ее преступника.

По нашему мнению, под виктимогенными личностными факторами следует понимать свойства личности, обусловившие конкретную форму виктимности, реализованную в процессе поведения жертвы преступления. Под виктимогенными ситуационными факторами следует понимать определенную совокупность условий внешней среды, детерминирующих поведение жертвы преступления. Механизм взаимодействия между жертвой и преступником есть форма проявления виктимогенных личностных и виктимогенных ситуационных факторов. Преобладание виктимогенных личностных либо ситуационных факторов будет оцениваться с позиции жертвы преступления. Если при совершении преступления высоко значение личности жертвы преступления и ее поведения, то в механизме взаимодействия главенствуют виктимогенные личностные факторы. Если преступление совершается под влиянием внешних обстоятельств — преобладают виктимогенные ситуационные факторы.

Кроме того, необходимо учитывать, что предлагаемые схемы взаимодействия жертвы и преступника основаны на формах виктимности жертв, проявляемых в зависимости от характера поведения последних. Эти формы виктимности могут тяготеть к каким-то конкретным механизмам взаимодействия, но полностью определяться ими не будут ввиду неоднородности факторов, составляющих содержание данных механизмов.

Исходя из преобладания в механизме взаимодействия между жертвой и преступником влияния виктимогенных личностных факторов и виктимогенных ситуационных факторов выделены три его разновидности.

«Схема молекул». В данной разновидности механизма взаимодействия решающую роль играют виктимогенные ситуационные факторы, а роль виктимогенных личностных факторов ничтожно мала. Жертвы в данных случаях обладают, как правило, случайной виктимностью.

«Схема магнита» — разновидность механизма взаимодействия, в котором роль одного из участников преступного события значительно более сильно выражена, чем другого. В первом случае жертва «притягивает» преступника (преобладание виктимогенных личностных факторов); во втором — преступник «притягивает» жертву (доминирование виктимогенных ситуационных факторов).

Суть данного механизма взаимодействия в том, что поведение одной из сторон преступления стимулировало возникновение криминогенной ситуации. Активная роль в рассмотренной схеме принадлежит одной из сторон — жертве преступления или преступнику, т.е. роль одного из участников преступного события значительно более сильно выражена, чем другого. Данный механизм проявляется в двух формах: если жертва «притягивает» преступника — налицо преобладание виктимогенных личностных факторов, если преступник «притягивает» жертву — доминируют виктимогенные ситуационные факторы. Данный механизм виктимизации характерен, прежде всего, для виктимности в форме легкомыслия.

«Схема соответствия» — разновидность механизма взаимодействия, в котором личностные особенности обеих сторон преступного события детерминируют его возникновение безотносительно к поведенческим актам.

«Очень часто жертву связывают с преступником прочные невидимые нити, причем, как ни странно, и тогда, когда они едва знакомы. Неразрывность пары «убийца-убитый» тоже имеет свои причины, порой совершенно неочевидные. По большей части, жертвы ни в чем не виноваты, если вообще позволительно говорить о какой-либо вине убитого человека. Тем более любопытны и даже загадочны случаи, когда потерпевший как завороженный стремится к собственной гибели, хотя и не отдает себе в этом отчета», — пишет Ю.М. Антонян в своей работе «Психология убийства».

Между жертвой преступления и преступником в рассматриваемом случае наблюдается стабильная взаимосвязь. Здесь между личностными особенностями жертвы преступления и преступника присутствует не похожесть, не тождественность, а дополняемость. Так, в современной психодиагностике утверждается, что психологический тип человека в значительной степени предопределяет на неосознанном уровне характер взаимоотношений с представителями других психотипов. Повышенное доверие/недо­верие человек испытывает к лицу, поведенческие реакции которого тождественны поведению родителей. То же, но в меньшей степени, относится к восприятию свойств, присущих хорошим/плохим знакомым воспринимающего.

Исследование рассматриваемого механизма взаимодействия позволяет определить тип преступника, соответствующий конкретному типу жертвы преступления, обладающей определенной индивидуальной совокупностью личностных свойств.

Виктимологическая профилактика

Содержание виктимологической профилактики составляет комплекс мер, предотвращающих виктимизацию. Эти меры должны представлять собой целостную и динамичную систему и сообразовываться с изменением виктимологической обстановки в стране.

Групповая (специальная) виктимологическая профилактика направлена на разработку и применение приемов недопущения возникновения виктимных ситуаций для обособленных групп потенциальных жертв преступлений. Содержанием групповой виктимологической профилактики преступлений являются виктимологические приемы — т.е. наиболее эффективные, применительно к конкретной группе лиц, способы воздействия, направленные на недопущение возникновения виктимных ситуаций. Рассматриваемая разновидность профилактики носит ярко выраженный типовой характер и является способом оптимизации использования рекомендаций в рамках общей виктимологической профилактики. С другой стороны, практическая значимость типологии пострадавших, а следовательно, и групповой виктимологической профилактики заключается в возможности индивидуальной профилактической работы с потенциальными жертвами.

Индивидуальная виктимологическая профилактика направлена на конкретных лиц, «которые, судя по их поведению или совокупности личностных качеств, могут с наибольшей вероятностью оказаться жертвами преступников, позитивное воздействие на них и обеспечение их безопасности». Сущность индивидуальной профилактической работы состоит в повышении защитных реакций потенциальной жертвы, нейтрализации ее отрицательных свойств, которые способствуют повышению виктимности. Рассматриваемая разновидность профилактического воздействия всегда конкретна и носит ярко выраженный ситуационно-личностный характер. Так, лицо, проводящее индивидуальную виктимологическую профилактику, с учетом типологических особенностей реальной/потенциальной жертвы преступления определяет целесообразность профилактической деятельности применительно к временному фактору (сразу после события или по прошествии какого-либо времени во избежание вторичной виктимизации), фактору причастности лиц (наедине с жертвой или в присутствии третьих лиц), пространственному фактору (на территории жертвы или на нейтральной территории) и иным обстоятельствам.

Как видно, индивидуальная виктимологическая профилактика — процесс в значительной степени творческий в силу индивидуальности жертвы и ситуативности воздействия. Вести индивидуальную профилактическую работу с потенциальной жертвой могут представители органов опеки и попечительства, школьный психолог, работник центра психологической помощи, участковый уполномоченный милиции.

Н.В. Ахмедшина основные средства профилактического воздействия на потенциальную (и на реальную во избежание рецидива виктимизации) жертву, детализируемые конкретными приемами, группирует в три отдельных блока:

1. Обучение — получение лицом информации, владение которой понижает степень виктимности лица.

2. Воспитание — освоение лицом приемов использования информации, владение которой понижает степень виктимности лица.

3. Коррекция — изменение личностных особенностей лица, препятствующих применению полученной и освоенной информации, понижающей степень виктимности лица.

Виктимность в форме анадаптации жертв, как уже отмечалось ранее, наблюдается в случае отсутствия у лиц каких бы то ни было сценариев поведенческого реагирования на криминальную ситуацию. Основная причина этого состоит в том, что у данного типа жертв преступлений нет информации о должном поведении в ситуации преступления, поэтому главным способом профилактического воздействия на лицо с данной формой виктимности является обучение. Виктимность в форме анадаптации может также возникнуть и развиваться у человека, как следствие определенных форм воспитания, которым этот человек подвергается. Такая модель воспитания, как «гиперопека», выражающаяся в постоянном навязчивом контроле за ребенком, не позволяет развиться у последнего способности к самостоятельному реагированию на стрессовую ситуацию. Подобная же картина наблюдается и в модели воспитания «ежовые рукавицы», когда за любой неудачей следует наказание, и зачастую ребенок усваивает только те модели поведения, которые являются безопасными в микрогруппе, где он существует, боясь «экспериментировать» с неизвестными, нестандартными в его понимании, моделями поведения.

Профилактика виктимности в форме анадаптации может выражаться в объяснениях неправильности описанных моделей воспитания и потенциальных последствий возникновения у ребенка виктимности в форме анадаптации и обучении социально приемлемым формам поведения. Процесс профилактического воздействия на несовершеннолетних с виктимностью в форме анадаптации должен включать работу с родителями или лицами, их заменяющими. Это необходимое условие достижения положительного результата.

Обучение как средство виктимологического профилактического воздействия может быть использовано достаточно широким кругом субъектов. Например, с учётом большого количества совершаемых в РФ насильственных преступлений на бытовой почве, виктимологическая профилактика в форме обучения может осуществляться также в рамках курса «Основы семейной жизни» (в разделе «Семейная конфликтология»).

В настоящий момент необходимо утверждение стандартов, подобных описанным выше, для дошкольных учреждений и образовательных учреждений для лиц, имеющих психические отклонения и заболевания. Малолетние и лица с психическими отклонениями обладают ярко выраженной виктимностью в форме анадаптации. Так, например, детские сказки («Красная Шапочка», «Семеро козлят») тоже содержат элементы виктимологического воздействия («Не разговаривать с незнакомыми»; «Не открывать дверь посторонним людям» и т.д.). В силу того, что маленькие дети восприимчивы к обучению в игровой форме, можно разработать на основе таких сказок обучающий материал, доступный для восприятия малышей.

Воспитание как средство профилактического воздействия является наиболее востребованным в отношении лиц, обладающих виктимностью в форме дезадаптации.

Из определения этой формы виктимности следует, что виктимологическая профилактика в данном случае должна быть направлена не на получение информации, понижающей степень виктимности лица, а на научение пользования имеющейся информацией.

Таким образом, потенциальных жертв, поведение которых характеризуется как положительное, нейтральное или, во всяком случае, не противоправное, необходимо обеспечивать мерами безопасности «извне», в ряде случаев позитивно воздействовать на них с целью сделать более активными, осмотрительными и т.д. Соответственно, в рамках групповой виктимологической профилактики рассматриваемых лиц виктимологические приемы будут ориентированы на процесс воспитания лица.

Несмотря на владение информацией о должном поведении в виктимной ситуации, лицо с виктимностью в форме дезадаптации не может ею воспользоваться в силу ряда причин. К этим причинам могут относиться:

· нерешительность, робость как характерологическая черта личности;

· страх, как следствие пережитых ранее потрясений;

· неспособность к нестандартной реакции как следствие определенных форм воспитания.

Виктимность в форме дезадаптации как следствие наличия в структуре характера лиц таких свойств, как нерешительность, боязливость, повышенная робость, возникает вследствие низкой самооценки себя этим лицом. В описываемом случае виктимологическая профилактика реализуется, прежде всего, в процессе психологического консультирования. На наш взгляд, основная нагрузка падает на школьных психологов, т.к. рассматриваемые предпосылки дезадаптивной виктимности, прежде всего, характерны для несовершеннолетних лиц. Естественно, вопросам повышения самооценки ребенка также должны посвятить внимание и его родители.

Страх как следствие пережитых ранее эмоциональных потрясений еще в большей степени, чем особенности характера, способствует развитию виктимности в форме дезадаптации у конкретного лица. Так, лица, подвергающиеся в обычной жизни сильным физическим наказаниям, в стрессовой ситуации (в нашем случае — в виктимной ситуации) редко способны к поиску оптимальной модели реагирования, т.к. для таких лиц «ситуация, которая вызывает боль (угрозу боли), может вызывать страх независимо от наличия ощущения боли».

Для лиц, виктимность которых возникла вследствие рассматриваемой причины, виктимологическая профилактика фактически невозможна без оказания серьезной психологической помощи, которую может предоставить только специалист-психолог. Забегая вперед, отметим, что реабилитация жертв преступлений, которая будет рассмотрена в следующем параграфе, в основном преследует цель понижения виктимности данной формы.

Таким образом, обучение выступает главным способом профилактики виктимности в форме анадаптации, а воспитание — дезадаптации. В тех случаях, когда потенциальная жертва располагает необходимой для урегулирования виктимной ситуации информацией и имеет возможность воспользоваться ею, но не делает подобного в силу ряда причин личностного характера, актуальными являются виктимологические приемы, направленные на коррекцию личности в целях виктимологической профилактики в отношении данного лица. Особую актуальность данные приемы имеют в отношении лиц с виктимностью в форме агрессии или легкомыслия.

Выше уже отмечалось, что для лиц с виктимностью в форме агрессии характерна активная роль в виктимной ситуации. Наглядным примером может послужить, в частности, лицо, в состоянии алкогольного опьянения затеявшее драку и получившее вред здоровью в ходе нее, либо лицо типа «семейный деспот», пострадавшее от агрессии доведенного до состояния эмоционального срыва супруга/супруги/ребенка.

Виктимологическая профилактика жертв преступлений с виктимностью в форме агрессии идет параллельно с общей криминологической профилактикой. Коррекция личности рассматриваемых субъектов, на наш взгляд, не предполагает применение приемов устранения виктимности в форме агрессии как таковой, ограничиваясь недопущением дальнейшего развития рассматриваемой формы виктимности. Профилактические беседы с такими лицами, посещение участкового инспектора с проверкой образа жизни названных лиц, меры административного характера (штрафы за нарушение общественного порядка), попытка их трудоустройства — вот основные виктимологические приемы общегрупповой профилактики применительно к лицам с виктимностью в форме агрессии. Хотя морально-нравственное облагораживание рассматриваемых лиц полностью не отрицается, но подобное воздействие представляется менее эффективным.

Несколько иной характер коррекции личности потенциальной жертвы наблюдается в случае наличия у последней виктимности в форме легкомыслия. В отличие от жертв с виктимностью в форме агрессии лица с указанной формой виктимности не предполагают возникновения криминальной ситуации, т.к. надеются на свою способность не допустить возникновения последней.

Таким образом, в основе виктимности в форме легкомыслия лежит необъективно завышенная оценка своих способностей. Как следствие, виктимологическая профилактика в отношении рассматриваемой группы лиц будет выражаться в коррекции их завышенной самооценки.

В этой связи актуализация виктимологически значимой информации как виктимологический прием профилактического характера сводится к периодическому информированию о совершающихся в регионе преступлениях, однако акцент здесь целесообразно сделать не на самом событии преступления, что характерно для виктимологической профилактики в отношении лиц с виктимностью в форме анадаптации, а на личности жертвы преступления в контексте анализа допущенных ею ошибок, усиливших вероятность возникновения виктимной ситуации.

Более детальное знакомство с индустрией азартных игр посредством тематических телепередач позволит гражданам объективнее оценивать шансы на выигрыш, особенно применительно к всевозможным «напёрсточникам» и устроителям «беспроигрышных» лотерей.

Зная вышеизложенные особенности работы с конкретным типом реальных/потенциальных жертв преступлений, лица, призванные осуществлять профилактическую деятельность, смогут работать более эффективно.

Основные понятия темы

Жертва преступления, интеракция, стигма, криминологическая виктимология, виктимная психология, потерпевший, случайные жертвы, закономерные жертвы, закономерные активные и закономерные пассивные жертвы, дезадаптационная виктимность, анадаптационная виктимность, легкомысленная виктимность, агрессивная виктимность, «схема молекул», «схема магнита», «схема соответствия», виктимологическая профилактика.

Литература

1. Ахмедшина Н.В. Криминологическая виктимология: современное состояние и перспективы: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2010

2. Виктимология: учебное пособие. — М., 2009.

3. Ведерникова О.Н. Международный опыт сравнительно-криминологических исследований // Власть: криминологические и правовые проблемы / сб. статей. — М., 2000.

4. Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2002.

5. Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений: дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2006.

6. Квашис В.Е. Основы виктимологии. — М., 1999.

7. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. — М., 2007.

8. Минская В.С. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. — Иркутск, 1988.

9. Невский Н.Н., Кулакова А.А. Виктимология и ее основополагающие аспекты. — Владимир, 2007.

10. Полубинский В.И. Фундаментальные и прикладные начала криминальной виктимологии. — М., 2010.

11. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. — СПб., 2002.

12. Филатов Т.Ю. Виктимологические аспекты поведения потерпевших с психическими расстройствами: дис. … канд. мед. наук. — М., 2009.

13. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. — Душанбе, 1972.

14. Христенко Е.П. Психология поведения жертвы. — Ростов-на-Дону, 2004.

15. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. — М., 1988.

16. Douglas J., Olshaker M. The anatomy of motive. — New York, 1999.

Контрольные вопросы

1. В чем причина возникновения виктимной психологии?

2. В чем основная причина концентрации исследовательских усилий на изучении проблем виктимной психологии в узком смысле?

3. В чем заключаются различия предмета криминологической виктимологии и виктимной психологии?

4. В чем причина размежевания виктимной психологии и криминологической виктимологии лишь в наше время?

5. Какое понятие в наибольшей степени содержательно отображает феномен виктимности — способность, свойство, состояние, признак, качество?

6. В чем заключается различие виктимности в формах дезадаптации и анадаптации?

7. В чем заключается различие виктимности в формах легкомыслия и агрессивности?

8. Каковы основные этапы формирования виктимных свойств личности?

9. Назовите основные разновидности механизма взаимодействия между жертвой преступления и преступником.

10. Обоснуйте целесообразность конкретных средств виктимной профилактики применительно к типам виктимности у личности жертвы преступления.

 

 

Тема 7. Психологические аспекты проведения осмотра места происшествия

 

1. Задачи осмотра места происшествия и его психологическая сущность.

2. Общая характеристика внимания, его видов и свойств.

3. Организационная деятельность следователя в процессе проведения осмотра места происшествия: психологические аспекты.

4. Поисковая деятельность следователя в процессе проведения осмотра места происшествия: психологические аспекты.

5. Использование знаний о механизме отражения личностных свойств преступника в следах преступления при решении реконструктивно-псоисковой задачи.

6. Методика построения психологического профиля неизвестного преступника (сущность, история, этапы, перспективы).

Психологические аспекты проведения осмотра места происшествия

Задачи осмотра места происшествия и его психологическая сущность

Сущность — это основополагающая идея, как сказал Архимед, — это точка опоры, оперевшись на которую, можно свернуть Землю. Сущность объекта определяет её содержание. Отметим, что, с точки зрения методологической, сущностная характеристика не должна быть категорией абстрактной, так как это автоматически приводит в той или иной степени к абстрактности содержания феномена.

Как известно, воздействие на личность преступника как содержательный элемент тактических приемов характерно для большинства следственных действий. Отличие в этом смысле представляет осмотр места происшествия, поскольку содержание данного следственного действия не предполагает наличия форм взаимодействия между следователем и предполагаемым преступником, а значит, и воздействия первого на второго.

Место происшествия представляет собой информационный комплекс, материализованный источник информации, при работе с которым следователь получает информацию непосредственно от объектов обстановки преступления. Поисково-познавательная деятельность следователя в процессе осмотра выступает в единстве её перцептивных и интеллектуальных сторон, то есть следователь, прежде всего, должен воспринимать обстановку места происшествия в виде конкретных чувственных образов, в дальнейшем эти образы перерабатываются, отражения переходят в словесную форму.

Психологическая сущность осмотра места происшествия сводится к поисковой природе данной деятельности. Осмотр места происшествия целесообразно определять как поисковую деятельность, направленную на выявление следов преступления, происходящую в процессе непосредственного восприятия его обстановки. Вероятно, не стоит говорить о необходимости в процессе осмотра места происшествия выявления «иных обстоятельств, имеющих значение для дела». С одной стороны это усложняет определение, с другой стороны, концепция природы следов преступления предполагает их деление на следы в узком и широком смысле.

Решение задач осмотра места происшествия определяется успешным осуществлением рядом сторон деятельности следователя:

· организационной,

· поисковой,

· реконструктивной.

С учетом содержательных особенностей деятельности следователя выделяют следующую совокупность задач, с преимущественной психологической составляющей:

· Организационные задачи (формирование поисковой группы и формирование в ней необходимой психологической готовности к последующей поисковой деятельности; установление и использование возможности обнаружения дополнительных источников доказательств вне обстановки места происшествия, проведение коллективного обсуждения исходной информации, оптимальная организация перерывов в поисковой деятельности).

· Поисковые (определение метода поиска во время осмотра места происшествия, определение необходимой совокупности личностных характеристик для осмотра с высокой эффективностью отдельных участков осмотра; определение участков места происшествия, с высокой степенью вероятности включающих в себя следы преступления).

· Реконструктивные (моделирование преступного события в целом, моделирование личности неизвестного преступника по следам её преступной деятельности, моделирование вероятного постпреступного поведения лица, совершившего преступление, моделирование вероятности нахождения на преступнике конкретных групп следов преступления исходя из анализа обстановки места происшествия, моделирование причин и условий совершения преступления).

Общая характеристика внимания, его видов и свойств

Основной психологической категорией для понимания психологических основ осмотра места происшествия является внимание.

Человек не способен одновременно эффективно мыслить в двух направлениях и выполнять разнообразные работы. В каждый отдельный момент сознание человека ориентировано на те предметы и явления, которые являются для него наиболее актуальными. Данное положение является принципиальным — для концентрации внимания наиболее значимым является высокая значимость сигнала, а не его интенсивность. Внимание (аттенционный процесс) — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Природа направленности внимания не предполагает его существования в качестве самостоятельного познавательного процесса, но именно внимание определяет эффективность познания в целом.

Применительно к рассматриваемой теме нас больше интересует такая форма внимания, как сенсорно-перцептивное, — внимание, обращенное на объекты внешнего мира.

В контексте рассматриваемой теме отметим следующее. Восприятие обстановки места происшествия характеризуется избирательной направленностью внимания следователя, который должен воспринять ту информацию, которая имеет значение для расследования. Содержание воспринимаемой информации определяется характером событий. Избирательное восприятие обстановки места происшествия следователем определяется его профессиональной направленностью внимания. Избирательность информации предопределена сформированной мысленной моделью преступного события. Различают как достоверные, так и вероятностные модели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.