Вопрос 6 – Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением закона (решения) о бюджете.
Составление проекта бюджета основывается на:
§ Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
§ прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
§ основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.
Основой формирования основных характеристик федерального бюджета являются:
1. объем валового внутреннего продукта;
2. уровень инфляции.
Если проект бюджета субъекта Российской Федерации, проект бюджета муниципального района (городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального района (городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа).
Если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.
Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Он должен содержать следующие параметры:
§ прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);
§ объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
§ распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
§ нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);
§ дефицит (профицит) бюджета;
§ верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджета планируются в форме бюджетных ассигнований (предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств).
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.
Одновременно с этим законопроектом вносятся следующие документы и материалы:
1. основные направления бюджетной и налоговой политики;
2. предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
3. прогноз социально-экономического развития Российской Федерации;
4. оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
5. прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации;
6. пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
7. расчеты по статьям классификации доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
8. методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации и др.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Предмет первого чтения.
В первом чтении обсуждается концепция Федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
§ прогнозируемый общий объем доходов;
§ приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом;
§ общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
§ верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
§ дефицит (профицит) федерального бюджета.
В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:
1. передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета;
2. вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Предмет второго чтения.
Предметом рассмотрения во втором чтении являются:
1. приложения к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов;
2. бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении;
3. программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
4. приложения к ФЗ о федеральном бюджете по долгосрочным федеральным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на их финансовое обеспечение;
5. текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Предмет третьего чтения.
При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается на рассмотрение Совета Федерации.
При рассмотрении Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.
Если ФЗ «О федеральном бюджете» не вступил в силу с начала текущего финансового года, осуществляется временное управление бюджетом. Оно предусматривает:
1. ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;
2. иные показатели применяются в размерах и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;
3. порядок распределения и предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.
Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с временным управлением бюджетом, то в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете. Этот законопроект уточняет показатели бюджета с учетом его исполнения за период временного управления бюджетом.