Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Корреляции между выраженностью различных свойств эмоциональности (по самооценкам испытуемых)



 

Свойство Возбудимость Интенсивность Длительность Эмоциональная устойчивость
  Мужчины
Возбудимость X 0,371 р< 0,001 0,276 р < 0,01 0,202 р < 0,05
Интенсивность 0,399 р < 0,01 X 0,289 р<0,01 0,229 р < 0,05
Длительность 0,462 Р<0,01 0,218 X 0,223 р < 0,05
Эмоциональная устойчивость 0,466 р<0,01 0,471 р < 0,01 0,361 р < 0,05 X
  Женщины

Из данных таблицы видно, что по всем свойствам женщины оценивают свою эмо­циональность выше, чем мужчины.

Кроме того, в этом исследовании были выявлены положительные корреляции между свойствами эмоциональности и выраженностью отрицательных эмоций раз­личных модальностей, определенной по методике Л. И. Рабинович (табл. 8.5). Отсю­да можно сделать вывод, что чем больше выражены отрицательные эмоции, тем лег­че они возникают, интенсивнее и дольше переживаются. Этот вывод аналогичен тому, который сделан А. Кепалайте в отношении положительных эмоций.

Обращает на себя внимание практическое отсутствие связей свойств эмоциональ­ности с выраженностью эмоции радости в группе мужчин и наличие отрицательных связей — в группе женщин. Это можно объяснить тем, что вопросник на определение свойств эмоциональности был составлен мною в основном по поводу переживания отрицательных эмоций. Следует также отметить малое количество связей с эмоция­ми различных модальностей такого свойства эмоциональности, как длительность переживания эмоций.

В то же время между выраженностью эмоций различных модальностей корреля­ций не так много, особенно в женской выборке (табл. 8.6).

Таким образом, получены данные, говорящие как за, так и против понимания эмо­циональности как единого (интегрального) эмоционального свойства личности.

Таблица 8.4 Оценка различных свойств собственной эмоциональности, баллы

 

Испытуемые Возбудимость Интенсивность Длительность Эмоциональная неустойчивость
Мужчины, n=141 2,4 4,3 2,0 3,0
Женщины, пn= 53 3,8 5,7 2,8 3,6

Корреляция выраженности свойств эмоциональности с выраженностью эмоций различной модальности

Таблица 8.5

 

Обследованные группы мужчин (n = 101)
Свойство эмоциональности Радость Гнев Страх Печаль
Возбудимость 0,20 р < 0,05 0,50 р< 0,001 0,27 р<0,01 0,43 р<0,001
Интенсивность 0,07 0,41 р< 0,001 0,36 р< 0,001 0,38 р< 0,001

Очевидно, выраженность таких характеристик эмоциональности как легкость воз­никновения, интенсивность и длительность протекания в отношении различных эмоций (по крайней мере, — положительных и отрицательных) может быть разной. Отсюда более правильное суждение об эмоциональности можно вынести в том случае, если учитывается знак, а еще лучше — и модальность доминирующей у данного чело­века эмоции.

Генезис эмоциональности. П. Фресс задает вопрос: является ли эмоциональность конституциональной (генетически обусловленной) или она представляет собой ре­зультат одного или нескольких эмоциональных потрясений?

Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическом происхождении. Впервые об эмоциональной конституции загово­рил Е. Дюпре (Dupre, 1925). Однако он полагал, что такая конституция может быть приобретенной. Это нашло подтверждение в данных Г. Стрэттона (Stratton, 1929), который показал, что больные или перенесшие серьезные заболевания люди сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх.

В работе А. Е. Ольшанниковой (1974), проведенной на подростках, зависимость эмоциональности от ЭЭГ-коррелятов свойств нервной системы отчетливо не прояви­лась. А. Н. Ковалев и др. (1976) на основании изучения связи внутренней структуры ЭЭГ с эмоциональностью пришли к выводу о связи «гиперэмотивности» и «радос­ти» со свойством силы—слабости нервной системы. Ю. А. Цагарелли (1977) выявил связь эмоциональности музыкантов-исполнителей с высокой лабильностью и слабо­стью нервной системы.

В. В. Семенов (1981, 1982) для доказательства генетической обусловленности эмоциональности избрал близнецовый метод: изучение выраженности эмоциональности у монозиготных близнецов.

Таблица 8.6 Корреляции между степенью выраженности разных эмоций

 

Эмоция Радость Гнев Страх Печаль
  Мужчины
Радость X 0,45 р< 0,001 0,1 4 не дост. 0,01 не дост.
Гнев -0,16недост. X 0,44 р < 0,01 0,48 р< 0,001
Страх -0,07недост. 0,Д8недост. X 0,51 р < 0,001
Печаль -0,50 р < 0,001 0,30 не дост. 0,33 р < 0,05 X
  Женщины

 

Полученные им результаты тоже не однозначны. По некоторым методикам измерения эмоциональности (И. Иранковой, Т. Дембо) наблюдалось большое сходство доминирующих эмоций, а по методике Л. Рабинович сходство между близнецами обнаружено только в отношении эмоции страха. Автор сделал вывод, что не стоит переоценивать роль генетического фактора в проявлении эмоциональности и что оно может определяться и средовыми факторами. Все же есть основание считать эмоциональность в большей мере обусловленной генетически. Так, К. Маккартни, М. Харрис и Ф. Берниери (McCartney, Harris, Bernieri, 1990) на­шли сходство в степени эмоциональности у близнецов на протяжении всей их жизни.

Подробный обзор работ зарубежных авторов, изучавших генетическую природу различных проявлений эмоциональности путем сравнения тесноты связей у моно­зиготных и дизиготных близнецов дан В. В. Семеновым (1983). Обращает на себя внимание случайный выбор разными авторами эмоциональных проявлений и разно­образие получаемых данных: в одних случаях у монозиготных близнецов связи бо­лее тесные, чем у дизиготных, в других случаях различий между этими близнецами не найдено. Все же чаще обнаруживалось различие, чем сходство.

Генетическую природу эмоциональных особенностей человека изучают и другим методом: сравниваются эмоциональные особенности у право- и леворуких людей.

Е. Харбург и др. (Harburg et al., 1981) сравнивали некоторые эмоциональные осо­бенности у лиц двух возрастных групп: от 18 до 30 лет и от 40 до 70 лет. В первой группе левши-мужчины имели по сравнению с правшами более высокие показатели по «общей эмоциональности», боязливости, эмоциональной несдержанности (гнев­ливости). У женщин этого возраста различия выявлены только в отношении эмоци­ональности: у левшей она была выше. Во второй возрастной группе различия между правшами и левшами по этим показателям не были выявлены. Авторы объясняют это социальной адаптированностью левшей после 40 лет. Но если это так, то большая выраженность эмоциональных показателей у левшей является следствием не гене-т,ической природы леворукости, а условиями жизни левшей в «праворуком» мире. Возможно, отсюда и больший нейротизм и тревожность мужчин-левшей, выявлен­ные в работах К. Мэски-Тейлор (Mascie-Taylor, 1981), В. Н. Кляйна и др. (1986), B. А. Москвина (1990), и женщин-левшей, выявленные в работе Л. А. Шмаковой и C.Е. Волошенко (1983).

Эмоциональность и когнитивный стиль деятельности. А. И. Палеем (1982,1983) выявлена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модаль-ностной структурой и когнитивным стилем деятельности («аналитичность—синте­тичность»). Были обнаружены две тенденции в эмоционально-когнитивных связях. Первая — сочетание «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью пассивно-оборонительного рода. Это значит, что чем выше у человека оценки страха и печали (дистресса), тем больше он склонен к операциям обособления, дифференциации, подчеркиванию специфических признаков объектов. Вторая тенденция — сочетание «синтетичности» с отрицательной эмоциональностью активно-экстернального рода. Иначе говоря, чем выше оценки гнева, тем больше человек ориентирован на опера­ции объединения, установления общности, сходства.

В ряде диссертационных исследований изучены и другие аспекты эмоциональности.

Эмоциональность и общительность. О. П. Санникова (1982) изучала связь эмо­циональности с общительностью. Она показала, что широкий круг общения, большая


активность общения в сочетании с ее кратковременностью характерны для лиц с по­ложительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций (страх, печаль). Пер­вые более инициативны в общеши. К аналогинному выводу пришли А. И. Крупное, А. Е. Олыпанникова и В. А. Домодедов (1979). С помощью корреляционного анали­за ими была обнаружена связь между эмоцией радости и такими динамическими сто­ронами общения, как потребность в общении, инициативность, легкость, выразитель­ность общения. Были выявлены отрицательные связи между астеническими эмоци­ями и активностью общения, в частности между «гневом» и «страхом» и легкостью и широтой круга общения.

Эмоциональность и социокультурная адаптация. М. В. Депенчук (2000) выявле­но, что лица (в частности — мужчины) с высокой эмоциональностью хуже адаптиру­ются к социокультурной среде той страны, куда они эмигрировали. Они в меньшей степени овладевают языком страны проживания, хуже ориентируются в местной жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.