Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опишіть психологічні особливості поведінки учасників кримінального процесу



Рост качественно новых преступных проявлений и повышение интеллектуального уровня участников преступной деятельности сопровождается активизацией их усилий по сокрытию совершаемых криминальных деяний с целью оказать противодействие расследованию преступлений.

Запугивание, угрозы, шантаж, физическое уничтожение свидетелей, потерпевших, раскаявшихся соучастников преступной деятельности, вступивших на путь сотрудничества с правоохранительными органами, а также судей, работников прокуратуры, милиции, налоговой полиции перестали считаться исключительными случаями.

Нежелание быть искренним и правдивым, стремление не сообщать то, о чем по мнению участника уголовного процесса лучше умолчать, при достаточном уровне владения собой, часто вводит в заблуждение лиц, расследующих преступления.

Результаты проводимых в последние 5 лет социологических опросов граждан показали, что более 30 % респондентов в случае, если становятся свидетелями преступления, в правоохранительные органы об этом сообщать не хотят, а 16,1% отметили, что постараются уклониться от дачи правдивых и полных показаний, так как боятся местисо стороны преступников и не верят, что те будут разоблачены, в то время как они и члены их семей останутся в безопасности.

Таким образом, одной из наиболее актуальных задач при расследовании является своевременное выявление и тактически грамотное разоблачение показаний, содержащих информацию, не соответствующую действительности. Опрошенные в ходе диссертационного исследования 380 следователей заявили, что по 98% дел им приходится сталкиваться с ложными, неполными и ошибочными показаниями, которые даются либо умышленно, либо непреднамеренно, в связи с забыванием или неверным восприятием окружающего.

С другой стороны, из 180 опрошенных подследственных, содержащихся под стражей до окончания предварительного расследования, 137 человек (76,1%) признались, что прибегают к даче заведомо ложных показаний. Из их числа намеревались уйти от ответственности 94 подозреваемых и обвиняемых (52,2%); поступали так, чтобысмягчить наказание 37 человек (20,55%); с целью произвести наиболее благоприятное впечатление о себе и своих поступках у следователя, чтобы вызвать к себе расположение с его стороны и по другим причинам - 6 человек (3,33%).

Результаты изучения следственной практики также свидетельствуют и о недостаточно высокой эффективности разоблачения заведомо ложных показаний. Так, по 37,5% уголовных дел лица, дающие ложные показания, несмотря на все усилия следователя, рассказали правду лишь частично, а в 12% случаев ложные показания вообще изменены не были, как бы абсурдно они не выглядели. При этом, 28% содержащихся под стражей подследственных отметили, что готовы изменить свою «легенду» и дать правдивые показания, если следователь сможет и без их участия установить истину по делу, то есть только тогда, когда не будет смысла пытаться уходить от ответственности и отрицать очевидное.

В следственной практике нередки случаи попыток сокрытия истины, поэтому невербальные проявления поведенческих характеристик человека нередко расходятся по своему значению с вербальной информацией, с тем, что допрашиваемый говорит. Впоследствии выясняется, что жесты и выражение лица говорившего были правдивее.

Изложенное убедительно свидетельствует о том, что для повышения эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений необходимо совершенствование тактики использования данных о поведении участников уголовного процесса в ходе следственных действий.

Проблемы тактики подготовки и проведения следственных действий на предварительном следствии анализировались в работах Ю.П. Адамова., Т.В. Аверьяновой., О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, А.Н. Гусакова, А.В. Дулова, Л .Я. Драпкина, М.К. Каминского, В.Н. Карагодина, С.В. Кузьмина, С.П. Митричева, В.А. Образцова, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, В.И.Рохлина и других ученых - криминалистов. В их работах содержится ряд практически и теоретически важных рекомендаций по тактике разоблачения ложных, не соответствующих действительности показаний.

Вместе с тем, поставленная нами проблема требует дополнительного изучения, поскольку вышеуказанные авторы концентрировали свое внимание не столько на выявлении ложности, неискренности и ошибочности показаний через поведенческие проявления участников следственных действий, сколько на вопросах о сущности тактики и психологии следственных действий; понятии тактических приемов; содержании психологического контакта, следственной ситуации, противодействия расследованию и т.д.

Такой подход не исчерпывает всех аспектов проблемы изучения и использования знаний о поведении человека, ставшего участником уголовного процесса и требует ее решение в целом, что позволит разработать наиболее эффективные тактические приемы по предупреждению и разоблачению ложных, не соответствующих действительности, ошибочных показаний участников следственных действий.

Результаты, полученные при изучении поведенческих характеристик участников уголовного процесса являются лишь ориентирующими данными при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Доказательственного значения эти сведения не имеют и относятся к разновидности непроцессуальной информации о событии преступления и связанных с ним фактах, обстоятельствах.

От профессионализма следователя, его наблюдательности, способности к анализу собранной информации, зависит правильность оценки следственной ситуации. Лицо, проводящее расследование и умеющее выявлять психологические особенности участников уголовного процесса, может получить ответ на поставленный вопрос не только по словесному ответу, но и по поведению отвечающего.

Специально полученные знания по «чтению» и расшифровке информации, основанной на базе поведенческих характеристик лиц, участвующих в расследовании, могут стать дополнительным фактором ускорения роста профессионального мастерства следователя и привести более коротким, экономичным и эффективным путем к успеху в раскрытии и расследовании преступлений.

 

Изучение поведенческой характеристики участников следственных действий является сложным разноплановым процессом, зависящим от складывающихся по делу ситуаций и в этой связи в диссертации рассматриваются несколько типичных вариантов проведения такого изучения: а) экстремальный вариант, когда следователь не имеет никаких сведений об этих лицах и они находятся в состоянии психологической неуравновешенности; б) вариант с планомерной подготовкой к следственному действию при наличии сведений об его участниках; в) вариант, возникающий в связи с передачей уголовного дела от одного следователя к другому; г) вариант организации изучения поведения участников уголовного процесса, формирующийся при неоднократных контактах между этими участниками и следователем; д) вариант, складывающийся при возбуждении уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.