Мораль – самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле.
Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа.
во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни.
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения.
в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов.
в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
1.по способам их установления, формирования - право создаются государством, а нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2.по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу общественного мнения.
3.по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), а моральные нормы и принципы не закрепляются нигде – устная форма.
4.по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть.
5. по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическую ответственность. Мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).
6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон. Например, мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд и т.д.), оставляя за рамками такие стороны человеческих отношений (любовь, дружба, вкусы, мода и т.д.).
9.У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, а право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений.
Всякое противоправное поведение - противонравственно. Право и мораль предписывают соблюдать законы.
Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (при разрешении конкретных дел).
ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ:
У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.
Право по своей природе более консервативно (неизменно), оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий (столкновений). Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.
Право и религия
Религия (набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем:
Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле.
Во-вторых, РФ согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.
В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность.
Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных (твёрдость в вере) религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.
Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Поэтому правовые и религиозные нормы – это необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Право и обычай
Обычаи это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например, законы Ману, законы Хаммурапии, и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям.
Такое «отношение» сводится к 3 основным вариантам:
1.Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.
2.Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3.Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.
От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.
При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовое обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст.134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.