Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение права и морали. Мораль – самый сложный регулятор – правила поведения



Мораль – самый сложный регулятор – правила поведения, нормы, построенные на господствующих в обществе представлениях о добре и зле.

Право – это система норм, формальных и общеобязательных, связанных с государством. Государство придает официальность праву и защищает его.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа.

во-вторых, право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни.

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения.

в-четвертых, право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов.

в-пятых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

1.по способам их установления, формирования - право создаются государством, а нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2.по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу общественного мнения.

3.по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), а моральные нормы и принципы не закрепляются нигде – устная форма.

4.по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Способом воздействия права является страх наказания, а в морали – совесть.

5. по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Право – государственное принуждение, юридическую ответственность. Мораль – общественное порицание, нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон. Например, мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.

7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд и т.д.), оставляя за рамками такие стороны человеческих отношений (любовь, дружба, вкусы, мода и т.д.).

9.У права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, а право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: Мораль и право осуждают совершение правонарушений и особенно преступлений.

Всякое противоправное поведение - противонравственно. Право и мораль предписывают соблюдать законы.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (при разрешении конкретных дел).

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ:

У права и морали разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.

Право по своей природе более консервативно (неизменно), оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий (столкновений). Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.

Право и религия

Религия (набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем:

Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле.

Во-вторых, РФ согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.

В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность.

Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных (твёрдость в вере) религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Поэтому правовые и религиозные нормы – это необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

Право и обычай

Обычаи это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например, законы Ману, законы Хаммурапии, и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям.

Такое «отношение» сводится к 3 основным вариантам:

1.Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2.Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3.Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовое обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст.134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.