Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Власть. Государственная власть понятие, признаки, структура и методы осуществления



Власть-это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Государственная власть – это осуществляемое при помощи государственного аппарата (государственного механизма и иных средств) политическое руководство обществом в интересах каких-либо социальных групп, классов или народа в целом.

Основные признака государственной власти:1) политическое руководство обществом (это изначальный признак, который говорит о том, что есть власть). Вообще, в государстве существует много властей (общественная, власть в семье и т.д.), но только государственная власть носит политический характер. Т.О. государственная власть – это всегда политическая власть.2) политическое руководство обществом, которое осуществляется при помощи государственного аппарата, при помощи определенных органов; она претворяется в жизнь с помощью органов государства, а также может осущ-ся через негосударственные (общественные) организации.3) всегда осуществляется в чьих-либо интересах (либо в интересах народа, либо в интересах каких-либо классов или социальных групп).

Также выделяется ещё несколько дополнительных признако. Так государственная власть 1) носит территориальный характер (как и государство); она, как правило, осуществляется в пределах территории государства, а за его пределами она действует только в отношении своих граждан.2) обладает суверенитетом (верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.3) обладает легитимностью. Легитимность государственной власти имеет две стороны: а) первая сторона выражается в законности (правомерности) государственной власти (она должна формироваться на законных основаниях в соответствии с действующим законодательством и осуществляться в рамках закона);б) вторая сторона выражается в поддержке государственной власти населением, народом, т.к. источником власти является народ; именно он вручает государственную власть определенным представителям общества, которые должны осуществлять ее в интересах народа, 4) Взимание налогов и осуществление государственных займов.

Структуру государственной власти необходимо рассматривать с различных точек зрения: во-1х, с точки зрения структуры любой власти, выделяют два элемента: волю и силу- это основа государственной власти. Государственная власть всегда выступает как единство воли и силы. во-2х, с учетом принципа разделения властей выделяют три основных элемента: законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть (если строится с учетом принципа разделения властей).Законодательная (сосредотачивается в представительных органах, в руках парламента); Исполнительную (сосредотачивается в руках правительства); Судебная (органы правосудия). в-3х, с учетом собственной структуры (структуры властеотношений) можно выделять 5 элементов:а) субъекты государственной власти (в качестве субъекта выступает тот, кому принадлежит государственная власть, её носитель - народ в целом, определенные классы, определенные социальные группы – привилегированные слои населения, отдельные индивиды, например, при абсолютной монархии);б) объекты государственной власти (все те, в отношении которых осуществляется государственная власть (народ в целом, определенные классы, слои, социальные группы, государственные и негосударственные организации, отдельных индивидов; подвластные лица); в) содержание государственной власти- властеотношения, которые возникают между субъектами и объектами государственной власти. Во властеотношениях имеются две стороны: с одной стороны властеотношения – это передача, навязывание воли субъекта государственной власти объектам государственной власти, а с другой стороны, выражаются в подчинении объектов власти субъектам. г) средства осуществления государственной власти – это то, при помощи чего осуществляется государственная власть-государственного аппарата, органов государства (при помощи государственного механизма, т.е. государственных организаций). В отдельных случаях - негосударственные организации, СМИ. могут также использоваться террористические организации. К средствам государственной власти следует отнести право, т.к. через право, правовое регулирование государственная власть претворяется в жизнь, идет от субъекта к объекту; д) методы (способы) осуществления государственной власти. Иногда их выделяют отдельно. Основными методами осуществления государственной власти являются: метод убеждения (выражается в проведении воспитательной работы, а также в виде определенного вознаграждения, награды, поощрения) и метод принуждения. выражается в виде легального принуждения или в подавлении своих противников, связан с применением организованных сил государства в различных формах. Как правило, государственная власть сочетает эти методы;

18. Теория разделения властей: генезис и содержание.

Разделение властей – это одна из основных черт современного правового государства. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен.

Первой научной работой, можно считать работу Дж. Локка (1632–1704). Он считает, что власть все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти».

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Монтескьё (1689–1755). Он отмечал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная). Первая – создает и исправляет законы, вторая – объявляет войну и заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия, третья власть – судебная – карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Т.о. суть теории Монтескье заключается в наличие у различных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них.

Возможность сдерживать действия одной ветви власти может иметь место в случае, если любая из них обладает частью полномочий другой. Так, Дж. Мэдисон сформулировал, что там, где все полномочия одного ведомства власти осуществляются тем же органом, который располагает всеми полномочиями другого ведомства власти, там подрываются основные принципы свободного политического устройства. Мэдисон развил идею Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополнив ее системой «сдержек и противовесов». Эта система до сих пор действует в политической жизни США.

В течение веков концепция разделения властей подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. В целом концепция разделения властей оказалась удивительно стабильной.

На основании сказанного, можно сделать вывод что теория разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.