Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности государственной и родовой организации общества



Важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

Согласно марксистской (материалистической) теории существовало догосударственное обществопервобытнообщинный строй. Первобытнообщинный строй подразделяется на 2 этапа: матриархат - присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и патриархат - производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Основу первобытнообщинной организации общества составлял род (родовая община) – определенный семейно-производственный союз, объединяющий людей по родственным признакам. Основным органом власти в родовой общине являлось родовое (на­родное) собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Это собрание решало все основные вопросы родового общества, для решения повседневных вопросов оно избирало старейшину. На время военных походов родовое собрание избирало военачальника или военного вождя. Более крупным объединением людей является племя – объединение родовых общин. Основным органом власти и управления в племени был Совет старейшин, в который входили представи­тели всех родов. Совет старейшин собирался публично, гласно и разрешал все вопросы. На время военных походов Совет старейшин избирал военного вождя. Власть опиралась на авторитет, уважение и общественное мнение.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе: миф, обычай, ритуал

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай– передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал– действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

С течением времени первобытнообщинный стройразложился, и на смену ему пришло государство.Значительную роль в разложении первобытнообщинного строя сыграла неолитическая революция, т.к. она ознаменовала переход человечества от присваивающей экономике к экономике производящей (от собирательства к производству). Производство велось в 2 направлениях: одни племена – земледелие, другие – скотоводство.

Согласно марксистской теории схема образования государства примерно такова: дифференциация общества, появление частной собственности, разделение людей на богатых и бедных, раскол общества на классы, образование государства.Но многие учёные указывают, что у большинства народов первичное государство возникает задолго до раскола общества на классы. Например, первопричиной образования государства являются определённые запреты в первобытном обществе, которые ограничивали кровосмешение. Введение такого запрета требовало создания специальных органов, которые послужили прообразом органов государства. Исторические факты показывают, что государство само стимулировало раскол общества на классы. Таким образом, на смену родоплеменной организации приходит государство.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.