Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии



 

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (механизм действия юридических норм) - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств.

 

Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

 

Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм).

 

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

 

1) правовые нормы (соответствуют 1 стадии правового регулирования);

 

2) правоприменительные акты (соответствуют 2 стадии ПР)

 

3) правовые отношения; (соответствуют 3 стадии ПР)

 

4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами. (соответствуют 4 ст. ПР)

 

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

 

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер. Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

 

Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

 

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

 

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения

 

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

 

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

 

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

 

1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;

 

2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

 

Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой их них специальными юридическими средствами являются:

 

стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью;

 

стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

 

стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм - правомерного поведения.

 

В качестве дополнительного элемента правового регулирования можно выделить механизм обеспечения права, который основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, "запускается" в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юридической ответственности и ее реализации.

 

Таким образом, механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.

 

Эффективность механизма правового регулирования

 

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

 

Совершенствование правотворчества нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.

 

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.

 

Акты правоприменения - наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо.

 

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности то, правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации.

 

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта»

 

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.