Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и формы систематизации законодательства



 

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Цель - стабилизация правопорядка, приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

 

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определённым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

 

Формы:

 

1. Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный НПА.

 

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию делятся на 3 вида.

 

1.1. Основы законодательства - это НПА, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах.

 

1.2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификации актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности.

 

1.3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

 

Виды: всеобщая, отраслевая, специальная.

 

2. Инкорпорация - объединение в сборники или собрания действующих НПА в определенном порядке без качественного изменения их содержания. В результате производится внешняя обработка действующего законодательства.

 

При внешней обработке НПА располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

 

Содержание НПА, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

 

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

 

Виды:

 

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Инициатором этого вида выступает правотворческий орган, издавший НПА.

 

Различают 2 вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную.

 

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

 

Предметная инкорпорация - упорядочение действующих НПА по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

 

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Она обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале.

 

Полуофициальная (официозная) инкорпорация - инициатива обработки принадлежит правотворческому органу, а дальнейшее не за ним.

 

3. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без качественного изменения содержания.

 

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным НПА - и это формально сближает его с кодификацией, а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. Сведённые НПА утрачивают свою силу по отдельности.

 

4. Учет - сбор, обработка, хранение сведений о НПА.

 

Виды: алфавитно-предметный словник, рубрикатор отраслей законодательства, журнальный учет; картотечный учет; автоматизированный учёт.

 

Система законодательства - совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм (совокупность законов и подзаконных НПА).

 

По вертикали - по уровню юридической силы, в зависимости от органа, издающего НА: законы, издаваемы Парламентом, нормативные указы главы государства, постановления (нормативные) Правительства, нормативные акты министерств, ведомств, нормативные акты муниципальных органов.

 

По горизонтали - по сферам регулируемых общественных отношений - гражданское, трудовое, семейное законодательство.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.