Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, признаки и виды подзаконных НПА



 

Подзаконный акт - правотворческий акт государственного органа, основанный на законе и не противоречащий ему, содержащий общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов.

 

Подзаконные НПА по своей роли в системе НА составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы Закона, более детально регламентирует различные группы общественных отношений.

 

Любые подзаконные НА по своему содержанию не должны противоречить Закону. Подзаконные НА имеют свою иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе гос. власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.

 

Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящими в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название. Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство - Постановления, Министерства - Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департаменты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, распоряжения.

 

В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.

 

По субъектам издания и сфере распространения ПНА подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

 

1. Общие подзаконные акты - нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за Законом. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

 

а. Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юр. силой и издаются на основе и в развитие Законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются КРФ или специальными КЗ. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

 

б. Постановления Правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

 

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов гос. власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

 

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это НПА общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, кредитные и другие).

 

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие НПА, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юр. силы, внутриорганизационные НПА регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, воинских частей и других организаций.

 

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает Закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.