НПА - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
НПА является одним из источников права. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных отношений в данный исторический период.
Признаки НПА:
НПА регулируют наиболее важные общественные отношения.
2. Принимаются только уполномоченными субъектами (субъекты правотворчества, гос. органы власти, компетентные должностные лица, ОМСУ, народ).
3. Всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения - юридические нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются.
4. Находятся м/у собой в определенной иерархической взаимосвязи.
Виды НПА:
1. По юридической силе: законы и подзаконные акты. Законы делятся на конституционные, текущие (обычные).
2. По содержанию: нормы одной отрасли права - акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство); нормы разных отраслей права - включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство); нормы одного содержания.
3. По объему и характеру действия: 1) акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; 2) акты ограниченного действия -- распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; 3) акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
4. По субъектам, их издающим: акты законодательной, исполнительной, судебной власти.
Понятие, признаки и виды законов
Закон - НПА, принимаемый высшим представительным органом государственной власти по строго определённой процедуре, регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей граждан и обладающий высшей юридической силой.
Законы составляют основу правовой нормативной системы, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности законов, состоянию их реализации обычно судят о правовой системе страны.
Признаки законов:
- принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную ветвь власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти;
- принимаются в особом законодательном порядке;
- не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа государства;
- являются ядром правовой системы государства;
- конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов, включающий указание на лиц, имеющих право выступать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосования по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу принятых законов;
содержат исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие исходную базу для их более детального регулирования другими нормативными актами;
обладают высшей юридической силой, в соответствии с которой их содержанию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия - действуют правила, предусмотренные законом.
Виды законов:
По юридической силе: Конституция (не закон), ФКЗ, ФЗ.
По сфере действия: федеральные, субъектов Федерации.
По субъектам правотворчества: принятые всенародным референдумом, принятые представительными органами власти.