Всякое общество представляет собой сложную, многоуровневую систему, которая нуждается в упорядочении разнообразных процессов протекающих в ней. Его существование и плодотворное развитие невозможно без согласования и координирующей направленности интересов, предупреждения и разрешения конфликтов. Поэтому управление внутренне присуще человеческому обществу, является необходимым свойством, вытекающим из его природы.
Социальное управление можно определить как властно-волевое целенаправленное воздействие на социальные процессы с целью обеспечения необходимого соответствия поведения адресатов объективным закономерностям и возможностям их объединения, достижению на этой основе оптимального функционирования и позитивного развития общественной системы в целом.
Управление характеризуется возможностью властных структур направлять социально значимые поступки людей, навязывать им сбалансированную волю, формально выраженную в общеобязательных правилах для достижения социально полезных результатов.
Правовое регулирование представляет собой особую разновидность государственно властной управленческой деятельности, которая предполагает последовательное использование юридических средств для упорядочивающего воздействия на поведение людей и возникающее меж ними отношения с целью достижения юридически значимых целей.
Содержание регулирования проявляется в процессе непосредственной реализации нормативных и индивидуальных предписаний. И нормативные и индивидуальные регулирование имеют свои достоинства и недостатки. При этом с помощью каждого из них достигается лишь этапные цели регулятивного воздействия. Ни законодатель, ни правоприменитель не могут своими изолированными усилиями добиться желаемого результата при регулировании определенных отношений. В тоже время между ними нет и не может быть жесткой непроходимой грани. И то и другое носит властно волевой, юридически обязательный характер. При этом нормативное регулирование обладает мощным информационным идеологическим потенциалом, рассчитанным на перспективу и на неопределенно большое количество субъектов имеющих отношение к реализации властно волевого решения, а индивидуальное регулирование старается уловить и учесть специфику положения отдельных субъектов и своеобразия жизненных ситуаций. Однако возможности каждого из них в силу специфики адресатов, объектов и средств правового воздействия весьма ограничены и потому только совокупностью нормативных и индивидуальных предписаний взаимно дополняющих друг друга, можно превратить право в реально действующий эффективный механизм. В этой связи начальным моментом регулирования становится вступление правового акта в действие. За рамками этого процесса остаются правотворчество (т.к. на данном этапе лишь формируется юридическая основа регулирования) и оценка результатов регулятивного воздействия (т.к. регулирование уже завершено). При этом следует иметь в виду, что всякое право это не только совокупность юридически оформленных правил поведения, это «живая» динамично изменяющаяся система, адекватно реагирующая на потребности повседневной жизни с помощью целого комплекса самых разнообразных юридических средств определяющих результативность и гибкость, эластичность регулятивного воздействия.
Причем основной регулятивный эффект достигается с помощью субъективных прав и юридических обязанностей. Это объясняется тем, что активное право требования определенного поведения переходит к управомоченному лицу, для которого поведение обязанной стороны становится жизненно необходимым в данных условиях и которое становится условием совершения его собственных действий.
Таким образом, различного рода юридические средства складываются в единый механизм регулятивного воздействия. Вместе с тем, не следует сводить все средства и формы влияния права на общественные отношения и поведение людей только к правовому регулированию искусственно сужая возможности права. В юридической литературе наряду с понятием механизм правового регулирования используется понятие механизм правового воздействия.
Механизм правового воздействия богаче и шире по своему содержанию. Он действует как вне, так и в форме правоотношений, поскольку объединяет как специально-юридические, так и общесоциальные (информационно-психологические организационные, профилактические и воспитательные) средства воздействия на сознание, интересы и мотивы поведения человека. Эти средства позволяют оказывать воздействие, как на внешние поступки индивида, так и на его внутренний, духовный мир, формируя превентивные идеологические ориентиры и необходимую направленность сознания и воли. Они воспринимаются им как выражение воли и интересов всего населения страны.
Механизм правового регулирования, будучи составной частью механизма правового воздействия, использует лишь специально-юридические средства.
Причем эти средства сориентированы преимущественно на регулирование внешних юридически значимых поступков человека и деятельность его объединений.
Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей с целью достижения общественно полезного результата. Этот механизм позволяет:
- обеспечить комплексное воздействие различных юридических средств на общественные отношения, поведение людей;
- показать динамику права, механизм его развертывания от идеальной модели к реальным отношениям, обеспечение поэтапного, последовательного достижения запланированных социально полезных целей;
- выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из юридических средств и явлений правовой действительности, их связи с иными правовыми явлениями и процессами.
Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие статичные элементы содержания права, наиболее полно отражающие специфику основных этапов его последовательного воздействия на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей (связанный с удовлетворением определенных потребностей и интересов). На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются структурные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма. Так, существование нормы права обеспечивают такие средства, как правотворчество, правосознание, правовая культура, юридическая техника и т.д. По функциональному назначению эти средства можно подразделить на информационную, социально психологическую и процедурную подсистемы.
Таким образом, к основным структурным элементам механизма правового регулирования относятся:
а) нормы права, которые в абстрактной форме с помощью типичных прав и обязанностей закрепляет варианты взаимодействия субъектов права и лишь в совокупности, в системном взаимодействии могут определить типичные условия, пределы, варианты деяний и тому подобные обстоятельства поведения своих адресатов;
б) правоотношение, как юридический факт, связывающий, с помощью конкретных по содержанию прав и обязанностей конкретных субъектов, должное и сущее, абстрактную, типичную ситуацию и конкретный жизненный случай в единый процесс;
в) акты субъектов по реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей. Эти акты, удовлетворяя насущные потребности и интересы, могут выступать как в форме юридически значимых поступков субъектов правоотношений, но соблюдению, исполнению и использованию правовых предписаний, так и в документальной, официально выраженной форме (договоры, иски, следственные документы и т.д.).
г) правоприменительный акт, как факультативный элемент отражает государственное участие компетентного органа в развитии сложной, конфликтной или социально важной ситуации. Он либо предшествует правоотношениям, либо следует за ними, так как некоторые правоотношения не могут возникнуть без него, а некоторые, уже существующие, — реализоваться.
Различают простой и сложный механизмы правового регулирования. В простом механизме правового регулирования участвует лишь нормативно правовое предписание, устанавливающее достаточную юридическую основу поведения адресатов. В сложном — для реализации этого предписания появляется необходимость в его детализации, толковании применительно к конкретной жизненной ситуации с помощью других вспомогательных правоприменительных актов. Без их использования адресаты правовых предписаний не могут удовлетворить свои потребности и интересы (приказ о зачислении в ВУЗ или о приеме на работу).