Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы



Всякое общество представляет собой сложную, многоуровневую систему, которая нуждается в упорядочении разнообразных процессов протекающих в ней. Его существование и плодотворное развитие невозможно без согласования и координирующей направленности интересов, предупреждения и разрешения конфликтов. Поэтому управление внутренне присуще человеческому обществу, является необходимым свойством, вытекающим из его природы.

Социальное управление можно определить как властно-волевое целенаправленное воздействие на социальные процессы с целью обеспечения необходимого соответствия поведения адресатов объективным закономерностям и возможностям их объединения, достижению на этой основе оптимального функционирования и позитивного развития общественной системы в целом.

Управление характеризуется возможностью властных структур направлять социально значимые поступки людей, навязывать им сбалансированную волю, формально выраженную в общеобязательных правилах для достижения социально полезных результатов.

Правовое регулирование представляет собой особую разновидность государственно властной управленческой деятельности, которая предполагает последовательное использование юридических средств для упорядочивающего воздействия на поведение людей и возникающее меж ними отношения с целью достижения юридически значимых целей.

Содержание регулирования проявляется в процессе непосредственной реализации нормативных и индивидуальных предписаний. И нормативные и индивидуальные регулирование имеют свои достоинства и недостатки. При этом с помощью каждого из них достигается лишь этапные цели регулятивного воздействия. Ни законодатель, ни правоприменитель не могут своими изолированными усилиями добиться желаемого результата при регулировании определенных отношений. В тоже время между ними нет и не может быть жесткой непроходимой грани. И то и другое носит властно волевой, юридически обязательный характер. При этом нормативное регулирование обладает мощным информационным идеологическим потенциалом, рассчитанным на перспективу и на неопределенно большое количество субъектов имеющих отношение к реализации властно волевого решения, а индивидуальное регулирование старается уловить и учесть специфику положения отдельных субъектов и своеобразия жизненных ситуаций. Однако возможности каждого из них в силу специфики адресатов, объектов и средств правового воздействия весьма ограничены и потому только совокупностью нормативных и индивидуальных предписаний взаимно дополняющих друг друга, можно превратить право в реально действующий эффективный механизм. В этой связи начальным моментом регулирования становится вступление правового акта в действие. За рамками этого процесса остаются правотворчество (т.к. на данном этапе лишь формируется юридическая основа регулирования) и оценка результатов регулятивного воздействия (т.к. регулирование уже завершено). При этом следует иметь в виду, что всякое право это не только совокупность юридически оформленных правил поведения, это «живая» динамично изменяющаяся система, адекватно реагирующая на потребности повседневной жизни с помощью целого комплекса самых разнообразных юридических средств определяющих результативность и гибкость, эластичность регулятивного воздействия.

Причем основной регулятивный эффект достигается с помощью субъективных прав и юридических обязанностей. Это объясняется тем, что активное право требования определенного поведения переходит к управомоченному лицу, для которого поведение обязанной стороны становится жизненно необходимым в данных условиях и которое становится условием совершения его собственных действий.

Таким образом, различного рода юридические средства складываются в единый механизм регулятивного воздействия. Вместе с тем, не следует сводить все средства и формы влияния права на общественные отношения и поведение людей только к правовому регулированию искусственно сужая возможности права. В юридической литературе наряду с понятием механизм правового регулирования используется понятие механизм правового воздействия.

Механизм правового воздействия богаче и шире по своему содержанию. Он действует как вне, так и в форме правоотношений, поскольку объединяет как специально-юридические, так и общесоциальные (информационно-психологические организационные, профилактические и воспитательные) средства воздействия на сознание, интересы и мотивы поведения человека. Эти средства позволяют оказывать воздействие, как на внешние поступки индивида, так и на его внутренний, духовный мир, формируя превентивные идеологические ориентиры и необходимую направленность сознания и воли. Они воспринимаются им как выражение воли и интересов всего населения страны.

Механизм правового регулирования, будучи составной частью механизма правового воздействия, использует лишь специально-юридические средства.

Причем эти средства сориентированы преимущественно на регулирование внешних юридически значимых поступков человека и деятельность его объединений.

Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на поведение людей с целью достижения общественно полезного результата. Этот механизм позволяет:

- обеспечить комплексное воздействие различных юридических средств на общественные отношения, поведение людей;

- показать динамику права, механизм его развертывания от идеальной модели к реальным отношениям, обеспечение поэтапного, последовательного достижения запланированных социально полезных целей;

- выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из юридических средств и явлений правовой действительности, их связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие статичные элементы содержания права, наиболее полно отражающие специфику основных этапов его последовательного воздействия на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей (связанный с удовлетворением определенных потребностей и интересов). На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются структурные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма. Так, существование нормы права обеспечивают такие средства, как правотворчество, правосознание, правовая культура, юридическая техника и т.д. По функциональному назначению эти средства можно подразделить на информационную, социально психологическую и процедурную подсистемы.

Таким образом, к основным структурным элементам механизма правового регулирования относятся:

а) нормы права, которые в абстрактной форме с помощью типичных прав и обязанностей закрепляет варианты взаимодействия субъектов права и лишь в совокупности, в системном взаимодействии могут определить типичные условия, пределы, варианты деяний и тому подобные обстоятельства поведения своих адресатов;

б) правоотношение, как юридический факт, связывающий, с помощью конкретных по содержанию прав и обязанностей конкретных субъектов, должное и сущее, абстрактную, типичную ситуацию и конкретный жизненный случай в единый процесс;

в) акты субъектов по реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей. Эти акты, удовлетворяя насущные потребности и интересы, могут выступать как в форме юридически значимых поступков субъектов правоотношений, но соблюдению, исполнению и использованию правовых предписаний, так и в документальной, официально выраженной форме (договоры, иски, следственные документы и т.д.).

г) правоприменительный акт, как факультативный элемент отражает государственное участие компетентного органа в развитии сложной, конфликтной или социально важной ситуации. Он либо предшествует правоотношениям, либо следует за ними, так как некоторые правоотношения не могут возникнуть без него, а некоторые, уже существующие, — реализоваться.

Различают простой и сложный механизмы правового регулирования. В простом механизме правового регулирования участвует лишь нормативно правовое предписание, устанавливающее достаточную юридическую основу поведения адресатов. В сложном — для реализации этого предписания появляется необходимость в его детализации, толковании применительно к конкретной жизненной ситуации с помощью других вспомогательных правоприменительных актов. Без их использования адресаты правовых предписаний не могут удовлетворить свои потребности и интересы (приказ о зачислении в ВУЗ или о приеме на работу).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.