Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации



Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход типичного юридически должного предписания в постоянно обновляющуюся конкретную социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идейно-мотивационное воздействие на личность.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата. При этом следует иметь в виду, что не смотря на существование права в виде определенных форм содержащих общеобязательные предписания, его действие никак не может быть ограничено нормативным действием только этих форм. Этот процесс зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и т.п. факторов.

Поэтому реализацию права нельзя сводить к реализации текста отдельной юридической нормы. Эта творческая деятельность по использованию нравственных, религиозных и т.п. социальных регуляторов, а так же юридического потенциала права в целом относительно многообразных и постоянно изменяющихся жизненных обстоятельств, при доминирующем значении конкретной нормы. С объективной стороны, реализация права выражается в совершении деяний, предусмотренных нормой правы, с субъективны она выражается в отношении субъектов к правовым требованиям и юридической оценке конкретной жизненной ситуации.

К числу форм реализации права относят индивидуальные и коллективные, активные и пассивные, непосредственные и опосредованные. Наиболее распространенными формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается в преимущественно пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений, поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т.д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в преимущественно активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Она становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Субъект обязан выполнить адресованное к нему предписание независимо от личного к нему отношения (зарегистрировать оружие). Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В этой связи исполнение, как правило, сопровождается документальным подтверждением выполнения обязанности (квитанция об уплате налогов). В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности, гарантированности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления правом и защите охраняемых законом интересов как управомоченной стороны, так и иных субъектов права.

Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер.

Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только при убеждении. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации.

Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов. Договор позволяет учесть такие условия и упорядочить такие аспекты взаимосвязанной деятельности субъектов, которые не поддаются централизованному урегулированию на основе общеобязательных норм.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

1. Реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации. Поэтому, до тех пор пока соответствующие действия реализуются беспрепятственно и приводят к желаемым результатам, граждане не придают существенного значения их юридической форме.

2. Процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами.

3. Как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

В повседневной жизни, очень часто возникают спорные, сложные, конфликтные или особо значимые ситуации требующие компетентного вмешетельства со стороны государственно властных органов способных обеспечивать надлежащую реализацию правовых норм.

Правоприменение можно лишь условно охарактеризовать формой реализации права. Дело в том, что на этапе правоприменения продолжает формироваться содержание права и механизм регулятивного воздействия. За счет многообразия жизненных ситуаций государственно властным органом обогащается, детализируется и корректируется содержание некогда принятых абстрактных нормативных предписаний, рассчитанных на типичные ситуации.

Без этой государственно-властной деятельности иногда невозможно возникновение или реализация многочисленных правоотношений. Правоприменение необходимо:

− когда возникает спор о праве и стороны не могут самостоятельно прийти к согласованному решению;

− когда некоторые отношения (в силу особой важности) должны пройти контроль со стороны государства;

− когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение;

− когда ненадлежащим образом осуществляются права и выполняются обязанности;

− когда совершено правонарушение и необходимо определить меру ответственности и т.д.

Своеобразие правоприменения отражается в следующих признаках:

1. Правоприменение является одной из форм государственно-властной управленческой деятельности. С ее помощью государственные органы и уполномоченные на то корпоративные организации осуществляют детализирующее, индивидуальное воздействие на конкретные жизненные ситуации, требующие властного вмешательства или контроля. Причем данная деятельность осуществляется только в рамках предоставленных им полномочий по управлению в определенной сфере общественной жизни.

2. По своему содержанию правоприменение является своеобразной формой перевода общих нормативно-правовых предписаний и принципов в юридически значимое поведение конкретных субъектов, наделяемых субъективными правами и юридическими обязанностями в зависимости от своеобразия конкретной жизненной ситуации.

Данная деятельность носит интеллектуально-волевой, познавательный характер, требующий не только знания действующего законодательства, но и определенного жизненного опыта, твердых нравственных позиций. Ведь само по себе управление предполагает существование различных вариантов поведения, каждый из которых возможен и оценивается на основе учета множества факторов, некоторые из которых носят случайный характер. Чтобы управлять, нужно находить выход из создавшейся неопределенности. Поэтому к правоприменителю должны предъявляться повышенные требования относительно его профессиональных качеств. Правоприменитель должен быть востребованным «дирижером» правового регулирования не потому, что может принудить к выполнению определѐнного правила, а потому, что способен объективно и справедливо разрешить реальную правовую проблему.

3. Необходимость синхронизации поведения участников правоприменительного процесса, многоэтапность и повышенная социальная значимость обусловливают процессуальный характер правоприменения. Процессуальная форма дисциплинирует его участников, обеспечивает согласованность и предсказуемость их поступков, служит гарантией вынесения обоснованного и справедливого решения по делу.

4. Правоприменение завершается принятием индивидуально-властного, юридически значимого решения, в котором дается не только юридическая оценка определенной ситуации, но и определяется дальнейшее поведение ее участников. Причем это решение обязательно не только для конкретных субъектов (адресатов), но и для неопределенно большого количества лиц, прямо или косвенно причастных к реализации принятого решения. Так, приказ ректора академии о зачислении Иванова на первый курс имеет юридическое значение не только для самого студента, но и для многочисленных служб учебного заведения, военкомата, предприятия, на котором ранее он работал и т.д. Таким образом, применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.