Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правотворчество: понятие, принципы и виды



Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. Однако эти внешне схожие понятия, конкретизированно проявляясь в различном количестве стадий при создании нормативных предписаний, имеют и разное содержание. Формирование права богаче по своему содержанию. Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

1. Это — выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или вытеснение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение.

2. Это — государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с согласия и под контролем государства.

3. Это — интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования.

4. Это — процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий.

5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, правотворчество — это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Оно выполняет следующие функции:

• обновление нормативного материала;

• восполнение пробелов в праве;

• упорядочение, систематизация нормативных актов.

Принципы правотворчества.

1. Демократизм проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю. К сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась. Уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа.

2. Научность. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины. В последнее время активно проводится мониторинг законодательства, который представляет собой комплексную деятельность по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния законодательства и практики его применения. Должны просчитываться последствия принятия акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности (кадровые, финансовые, организационные и др.), обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного акта, его юридической силы очень важны для регулирования определенных отношений.

3. Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, то есть осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы.

4. Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем заинтересованным нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах.

5. Системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов. Не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами.

6. Четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма. Иногда в литературе выделяют еще такие принципы, как плановость, гуманизм и профессионализм, гласность, справедливость. Однако эти принципы или выходят за рамки собственно правотворческой деятельности, характеризуя содержание принятых актов, или охватываются содержанием уже названных принципов.

Виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа, выражающееся в проведении общегосударственного или местного референдума.

2. Государственное правотворчество. Оно состоит из правотворчества: высших представительных и исполнительных органов (на уровне государства в целом); региональных представительных и исполнительных органов (на уровне субъекта Федерации); локальных органов (на уровне государственных предприятий и учреждений), а также косвенного правотворчества судебных органов.

3. Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, объединений и движений, которое иногда отождествляется с делегированным правотворчеством.

Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления; профессиональных и политических организаций (профсоюзы, и т.д.); коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ.

Кроме основных следует выделять и производные, комплексные виды правотворчества, выражающиеся в санкционировании государством религиозного акта или местного обычая; в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений, разновидностью которого является договорное правотворчество.

Стадии правотворчества:

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа.

1. Этап подготовки проекта нормативного акта.

2. Этап его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий, каждая из которых представляет собой совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного промежуточного правового эффекта, обеспечивающего достижение конечной цели – создание правового акта:

- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

- формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

- подготовка его текста;

- предварительное обсуждение проекта;

- согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

- предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

- внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

- обсуждение проекта;

- принятие и подписание нормативного акта;

- официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативные акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество. В связи со спецификой принимаемых актов (законов) эта деятельность отличается особой важностью и сложностью. Именно поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса. В связи с этим было бы неверно отождествлять понятия законотворчества и законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Действующее законодательство выделяет следующие стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива. Под законодательной инициативой следует понимать предоставленное строго ограниченному кругу субъектов, право на внесение в представительный орган законодательных предложений, которому соответствует его обязанность рассмотреть предложенный законопроект и включить в повестку дня для обсуждения на очередной сессии парламента. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. К числу таких субъектов ст. 104 Конституции РФ относит Президента РФ, Правительство РФ, Государственную Думу и т.д. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы. Среди них может быть и население соответствующего региона. В последнее время все шире практикуется проведение публичных парламентских слушаний с приглашением общественности и широким обсуждением в печати.

2. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Возможно и всенародное обсуждение. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта, которая представляет собой идеальную модель предполагаемого акта, определяющего его назначение, место в системе действующего законодательства и основные параметры содержания. На втором происходит обсуждение по существу (т.е. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

3. Принятие закона. Принятие законов осуществляется на заседании Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). Оно осуществляется путем голосования, которое может быть как открытым (поднятием рук, поименным голосованием), так и тайным, с помощью электронной техники. В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным (не менее 2/3 от общего числа депутатов). При разногласиях палат используются согласительные процедуры. В дальнейшем для вступления законов в действие они могут обсуждаться Советом Федерации. Некоторые же наиболее важные (конституционные) законы требуют обязательного рассмотрения верхней палатой (ст. 106–107 Конституции РФ).

4. Подписание закона осуществляется Президентом РФ. Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов.

В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу.

5. Опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации.

Официальное опубликование законов РФ осуществляется в течение 7 дней с момента их подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Иногда в учебной литературе подписание и опубликование закона объединяется в одну стадию, которая получила наименование «промульгация».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.