Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и структура правосознания



Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека.

Вольно или невольно он, привлекая правовые нравственные, религиозные, политические и т.п. критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т.д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и определения позитивных тенденций правового воздействия, для обеспечения действенности использования правовых средств.

Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает правовую действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

- носителем правосознания является человек или общность людей;

- отражает государственно-правовые явления;

- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

- носит оценочный характер, так как отражает не только степень знания состояния правовой действительности, но и его сопоставление с перспективами развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью в целом;

- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).

Правосознание представляет собой систему чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.

Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

а) в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;

б) в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

в) даже при незнании конкретных правовых предписаний оно способствует выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

г) при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние, порой наглядно проявляющиеся стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии — совокупности чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т.е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т.п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т.д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых юридически значимых деяний (коррупция).

Отсутствие синтетически целостного правосознания общества превращает людей в разрозненную толпу не способную объективно, аналитически осознавать окружающую действительность. Безбрежный плюрализм низвергает существующую иерархию социальных ценностей. Лишает человека четких критериев истинны и справедливости, порочное воспринимается как законное и справедливое, а свобода воспринимается как нравственный и мировоззренческий произвол. Это облегчает задачу манипулирования людьми. Поэтому при авторитарных режимах власть старается держать людей в невежестве, лишать людей широкого всестороннего образования, превращая их в узких профессионалов, подвергает сомнению необходимость дружбы и взаимовыручки, объявляет порочным чувство патриотизма. Разрозненных людей легче подчинить злой воле. Власть охотно пользуется таким социальным абсурдом, принимая нужные ей решения, легко находя для них юридические обоснования и мотивацию. Она действует по принципу «Разделяй и властвуй».

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т.д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т.п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется на основе юридической практики, под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей), а также психологическую индивидуальную готовность к совершению правомерных поступков.

Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;

регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.