Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, сущность и определение права



Основной тенденцией развития человеческого сообщества является его стремление к социальной упорядоченности и гармонии. Эффективным инструментом достижения такого стабильного и плодотворно функционирующего состояния является право. С его помощью на основе компромисса согласовываются интересы и защищаются ценности, нейтрализуются конфликты, деятельность субъектов направляется на достижение социально полезных целей, а нарушители согласованных требований привлекаются к ответственности и наказанию. Однако в действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Данное обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Оно одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола.

Кроме того, этот плюрализм обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки, уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании. Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения. Основной аргумент позитивизма состоит в обеспечении господства и авторитета закона и на этой основе поддержание должного уровня законности и правопорядка. Однако, как показывает история, позитивистское правопонимание не спасает от произвола власти и правового хаоса, повсеместного нарушения законности и прав человека при наличии множества законов. Кроме того, позитивистские представления парализуют творческий потенциал юридической науки и практики, негативно влияют на формирование юридического мировоззрения, создавая иллюзию, что права и свободы являются подарком государственной власти.

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной, главный вопрос правопонимания. В зависимости от варианта его разрешения решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем проблемность и актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления. Это такое его сопоставительное качество, которое лишь на основе сравнения права с иными пограничными явлениями окружающей действительности позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

На наш взгляд, сущность права можно правильно установить лишь при условии предварительного изучения социального назначения этого явления. В литературе утверждается, что социальное назначение права состоит в регулировании и охране общественных отношений. Однако в этом состоит назначение всех социальных норм. Поэтому необходимо установить востребованность именно в правовом регулировании. В связи с этим вспомним, каковы первичные причины возникновения права? Оно возникло в ответ на потребность общества в таком регуляторе, который обеспечивал бы формальное равенство участников формирующихся отношений обмена, а также гарантировал бы объективно необходимый баланс интересов, участвующих в них субъектов и государства. Взаимное признание притязаний друг с другом обеспечивало как плодотворное взаимодействие субъектов по удовлетворению своих интересов, так и укрепление целостности нарождающегося государства.

Существовавшие социальные нормы (обычаев, религии, морали), поддерживая приоритет интересов общества, не могли обеспечить формального равенства индивидуальных и коллективных интересов и их детального сбалансированного урегулирования. Следовательно, по своей сущности право является сбалансированной волей общества, отражающей и гарантирующей объективно необходимый паритет индивидуальных, групповых и общественных интересов при регулировании социально значимых отношений. Это свойство предопределяет специфику права как особого социального регулятора общественных отношений. Оно существенно влияет на природу и функциональные особенности всех иных юридических явлений и процессов.

Своеобразие права как относительно самостоятельного явления подчеркивается системой типичных признаков позволяющих отграничить его от иных внешне сходных или пограничных явлений общественной жизни. Этим требованиям удовлетворяют, на наш взгляд, следующие признаки права:

1. Нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие, правила поведения оказавшихся в них субъектов. Благодаря этому свойству в обществе устанавливается прогнозируемый устойчивый порядок и безопасность, обеспечивается формальное равенство и достижение общего блага. В тоже время, в основу нормативности заложено активное, творческое начало, постоянно изменяющее содержание и структуру действующего права в соответствии с потребностями общественной жизни. Поскольку нормативность это не только общий масштаб поведения, но и его социальная оправданность, соответствие социальной природе человека и объективным закономерностям его развития

2. Волевой характер. История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Ведь воля определяет содержание и направление деятельности субъекта. Она соединяет цель и его реальные действия. На основе прошлого опыта она определяет будущее поведение. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. Как уже отмечалось, всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол. В то же время не следует забывать о том, что достигнутый компромисс является лишь ступенькой к установлению истины при достижении социально необходимого результата. Таким образом, баланс интересов выстраивается в соответствии со шкалой социальной ценности и означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса. Благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели – благополучие всех субъектов права. Право становится не только идеальной моделью желаемого состояния общественной жизни, но и эффективным средством достижения этого состояния.

3. Формальная определенность. Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Значимость и эффективность действия правовых предписаний во многом определяется точностью словесного выражения интересов и намерений субъектов лежащего в основе взаимного признания юридических требований. Ведь юридическое регулирование не терпит неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Недвусмысленность и определенность правовых предписаний способствует единообразному их восприятию и применению на практике, содействуя формальному равенству адресатов. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т.д.).

4. Общеобязательность. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т.д.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

5. Системность и иерархичность строения. Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга, поскольку все жизненные ситуации носят сложносоставной, системный характер. Отражая потребность общества в скоординированном централизованном управлении, право в целом строится как согласованная, непротиворечивая и взаимообуславливающая система расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

6. Регулирующее воздействие права осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью детально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

7. Право устанавливается и обеспечивается государством. Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, официально закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Все иные субъекты политической системы могут принимать участие в этой деятельности только с ведома (санкции) государства. Для этого используются различные формы предварительного и последующего санкционирования. В этой связи следует отметить, что нарастающие процессы саморегулирования, отразив демократизм гражданского общества и творческую инициативу субъектов права, не должны подрывать единства правового пространства и координирующую роль государства.

Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности.

Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов. Принуждение со стороны государственной власти обычно воспринимается как необходимое и не вызывает особого сопротивления, поскольку осуществляется в общих интересах и в большинстве случаев сопротивление ему бесперспективно. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Поэтому, прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.