Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы организации и деятельности государственного аппарата



Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются те основополагающие идеи, которые служат своеобразной организационной и нормативной основой его построения, функционирования и дальнейшего развития.

Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов. В своей совокупности эти принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов. С их помощью реализуется право граждан на хорошее управление, при котором государственный аппарат действует в интересах населения быстро, справедливо и по существу разрешая их проблемы.

Кроме того, к ним предъявляются требования:

1) непротиворечивости, не допускающей существование двух взаимоисключающих принципов;

2) полноты, так как в своей системной совокупности принципы должны предопределять все наиболее важные аспекты формирования и деятельности государственного аппарата;

3) относительной самостоятельности, исключающей возможность взаимного дублирования нескольких принципов.

Функционально все эти принципы направлены на организацию внешних связей с окружающей средой (населением, политическими партиями и т.д.) и внутренних связей, обеспечивающих эффективную настройку самого государственного аппарата. Условно их можно поделить на социально-политические и организационные.

1. Социально-политические:

а) единство государственной власти, которое предопределяется властью народа, а также едиными целями и задачами, стоящими перед государственным аппаратом в целом;

б) демократизм — равная возможность для всех граждан влиять на государственную политику, контролировать деятельность государственных органов. Однако нельзя забывать о том, что демократизм не лишен некоторых недостатков (затянутость управленческих процедур, безответственность, непрофессионализм и т.д.). Поэтому демократизм должен рационально сочетаться с бюрократизмом, профессиональным управлением;

в) гласность — постоянное и систематическое освещение средствами массовой информации деятельности государственных органов. Так, реализуя принцип гласности судопроизводства, все судебные процессы в странах Европы транслируются в сети Интернет в режиме реального времени;

г) законность — все государственные служащие должны неукоснительно соблюдать правовые требования, их правовые акты не могут противоречить актам вышестоящих органов;

д) профессионализм, предполагающий наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;

е) гуманизм, обеспечивающий приоритет прав и интересов личности в работе государственного аппарата;

ж) национальное равноправие, предопределяющее возможность занятия государственных должностей на равных условиях независимо от расы, национальности, вероисповедания и т.д.

2. Организационные:

а) иерархичность (соподчинение), которая является формой проявления направляющей управленческой деятельности со стороны центральных органов, обеспечивает единство и согласованность действий всех государственных органов. Однако между органами государства устанавливаются не только вертикальные, но и горизонтальные, а также контрольно-корректирующие связи;

б) четкая дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий, т.е. полномочия всех звеньев должны быть четко определены в правовых актах, строго разграничены и скоординированы;

в) ответственность в соответствии с компетенцией (чем больше полномочий, тем больше ответственность);

г) целесообразное сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения. При коллегиальной выработке управленческих решений должна быть установлена персональная ответственность за их выполнение;

д) оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Формулирование, обновление и корректировка принципов организации и деятельности государственного аппарата в каждый конкретный исторический период развития страны являются важной задачей государства и гражданского общества. Этими принципами определяются стратегия развития законодательства и тактика политико-правовой практики. Так, в Российской Федерации особую актуальность приобретает принцип защиты государства от утраты доверия со стороны граждан. Это связано с режимом корпоративной секретности власти.

Нельзя осуществлять власть от имени народа и не допускать его к выработке и реализации социально важных решений.

Следует отметить, что в современных условиях, в эпоху глобализации наметилась тенденция формирования общих принципов управления на межгосударственном уровне.

В то же время нельзя забывать и о генетической преемственности управления, которое предопределено целям комплексом национально ориентированных исторических, географических и социально-культурных факторов. Культура управления складывается веками и весьма трудно поддается реформированию.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.