Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы возникновения государства



Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

· азиатская;

· рабовладельческая;

· прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

· древнегреческая;

· древнеримская;

· древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

· вопрос 5

· ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА.

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд

исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие

же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право

существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое

(примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись

любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения,

которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими

были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные

ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли

определять права и обязанности человека в обществе.

М. Рейснер писал: «мы нашли наличность права в доклассовом обществе

как права международного, которое покоилось на началах мести и было

направлено к ограждению целого живого состава и неприкосновенности

областей владения со стороны многочисленных групп. В сфере самого родового

образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных

форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в

высшей степени сложные отношения родства как естественного так и

искусственного, связанного с ним участия во владении родовым имуществом».

Согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся

до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на

отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и

феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых

построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права

остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала

власти».

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи,

законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе

дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая

система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения

того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно

выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами

возникновения права были: экономические, политические, социальные,

духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло

имущественное раслоение общества на классы, между которыми велась

ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался и от обычаев

перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидумомом, укреплялись

брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

Право выражает волю экономически господствующего класса.

Право является средством навязывания этой воли всему населению.

Право направлено на обеспечение классового господства и

поддерживается принудительной силой государства. Государство не

возможно без права.

Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве

Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют

определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и

регулироваться в праве.

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как:

правотворчество, правохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает

средством политики конкретного государства, Право также является выражением

воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и

закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это

является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием

публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости

управления в государстве.

Если “форма”, -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении

известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец,

санкционируются как положительный закон”.

Можно выделить два пути развития права:

Государства, в которых приоритетным является государственная

собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются

в сборниках (Коран в масульманских странах, законы Ману в Индии).

Государства, в которых приоритетным является частная собственность,

обеспечивающая равные права собственников.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том

числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения.

Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в

развитии государства приводит к развитию права и наоборот.

· вопрос 6

· ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА.

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд

исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие

же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право

существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое

(примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись

любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения,

которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими

были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные

ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли

определять права и обязанности человека в обществе.

М. Рейснер писал: «мы нашли наличность права в доклассовом обществе

как права международного, которое покоилось на началах мести и было

направлено к ограждению целого живого состава и неприкосновенности

областей владения со стороны многочисленных групп. В сфере самого родового

образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных

форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в

высшей степени сложные отношения родства как естественного так и

искусственного, связанного с ним участия во владении родовым имуществом».

Согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся

до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на

отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и

феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых

построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права

остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала

власти».

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи,

законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе

дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая

система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения

того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно

выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами

возникновения права были: экономические, политические, социальные,

духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло

имущественное раслоение общества на классы, между которыми велась

ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался и от обычаев

перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидумомом, укреплялись

брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

Право выражает волю экономически господствующего класса.

Право является средством навязывания этой воли всему населению.

Право направлено на обеспечение классового господства и

поддерживается принудительной силой государства. Государство не

возможно без права.

Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве

Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют

определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и

регулироваться в праве.

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как:

правотворчество, правохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает

средством политики конкретного государства, Право также является выражением

воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и

закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это

является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием

публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости

управления в государстве.

Если “форма”, -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении

известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец,

санкционируются как положительный закон”.

Можно выделить два пути развития права:

Государства, в которых приоритетным является государственная

собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются

в сборниках (Коран в масульманских странах, законы Ману в Индии).

Государства, в которых приоритетным является частная собственность,

обеспечивающая равные права собственников.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том

числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения.

Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в

развитии государства приводит к развитию права и наоборот.

· вопрос 7

· 7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

Легитимность и легальность государственной власти

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань соц

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.