Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль теории государства и прав в развитии отраслевых, межотраслевых и прикладных юридических наук



Понятие теории государства и права как учебной дисциплины.

Теория государства и права как учебная дисциплина - это юридическая дисциплина, изучаемая на 1 курсах высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

- Познавательная, т.е. основной задачей теории государства и права выступает передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права изучающим ее студентам.

- Идеологическая функция проявляется в том, что теория государства и права как дисциплина, закладывающая основы представления будущих юристов о государстве и праве ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

- Воспитательная функция заключается в воспитании у людей, изучающих теорию государства и права правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

- Вводная функция состоит в том, что теория государства и права закладывает базовые положения и понятия всей юриспруденции, без хорошего знания теории государства и права можно ставить под сомнение возможность постижения иных юридических наук.

- Обобщающая функция заключается в том, что теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

- другие.

 

Место теории государства и права среди юридических наук и в системе гуманитарного знания.

Гуманитарное знание - система достижений человека в сфере познания социальных отношений, а также, духовной, общественной, умственной, культурной и исторической действительности бытия человека.

Соответственно этому определению теория государства и права является важной наукой в процессе постижения закономерностей общественного и государственного развития.

Роль теории государства и прав в развитии отраслевых, межотраслевых и прикладных юридических наук.

Система юридических наук:

- Теоретико-правовые науки: теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.

- Отраслевые: гражданское право, уголовное право, административное право, земельное право и другие.

- Прикладные: судебная медицина, криминология, криминалистика, юридическая психология и другие.

Теория государства и права занимает ведущее место среди теоретико-правовых наук. По отношению к иным юридическим дисциплинам теория государства является как вводной, так и обобщающей дисциплиной. Среди прочих юридических наук теории государства и права присуща высокая степень фундаментальности. Теория государства и права имеет важное методологическое значение, ее теории, выводы и концепции значительно влияют на развитие иных юридических наук.

Актуальность темы диссертационного исследования.Значение юридического образования для нашей страны определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы, целеполагания. Целевой компонент образовательной системы определяет конкретику средств достижения этих целей, критерий оценки полученных результатов, возможные коррекции самого хода воспитательно-образовательного процесса. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры будущих юристов, их правосознания, ценностных ориентации приобретает особое значение.

Среди всего многообразия проблем современного юридического образования в России одно из главных мест занимает выработка основных направлений правовой политики в сфере юридического образования. В основе юридического образования должна лежать модель юриста, ориентированная на потребности общественного развития, достижение целей государственно-правового развития. В связи с тем, что такие цели все еще окончательно не определены, возникает потребность анализа взаимоотношения правовой политики и правообразовательной политики, правовой идеологии и юридического образования, правовой культуры юриста и юридической доктрины в современной России, ставшей на путь социального правового государства и суверенной демократической державы.

Соответственно возникает проблема исследования профессиональной правовой культуры юристов в связи с воспитательным воздействием юридического образования. Это обусловливается той ролью, которую юристы играют в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях. От уровня деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами, авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров. Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования.

Следовательно, исключительную актуальность приобретают воспитательно-правовые аспекты качественного обновления системы юридического образования, подготовки студентов, предполагающие наличие уних не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении правоведческих дисциплин, но и развитие стиля юридического мышления, навыков познания права, правоотношений, правовой культуры.

Степень научной разработанности проблемы.Общим проблемам формирования правовой культуры, теоретико-правовым, аксиологическим аспектам юридического образования всегда уделялось внимание отечественных и зарубежных исследователей. Применительно к проблеме юридического образования речь в основном шла о совершенствовании и особенностях подготовки будущих юристов. В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать З.А. Астемирова, С.И. Архангельского, А.А. Вербицкого, Н.Н. Вопленко, С.А. Егорова, В.В. Ершова, С.И. Зиновьева, М.О. Исаева, С.Ю. Кашкина, Д. Кара-Бургут, А.В. Маркитан, Н.И. Побежимову, И.Н. Сенякина, О.В. Шимельфенига, Н.П. Яблокова.

Среди зарубежных исследователей следует выделить таких авторов, как Г.Дж. Берман. Э. Аннерс, Ф. Джентиле, Йохан Ф. Брейнсма, Л. Фридман, К. Осакве и др., рассматривающих вопросы формирования правовой культуры, правосознания, юридического образования в связи с изучением различных юридических дисциплин - философии права, римского права, истории государства и права.

Значительная часть научных работ посвящена проблемам практической подготовки и, в частности, внедрению в России юридических клиник. По данному вопросу издаются коллективные работы, проводятся конференции, семинары, диспуты и т.д. Здесь следует отметить таких авторов, как А.В. Байкова, Л.А. Воскобитову, А.В. Васильева, С.Н. Гаврилова, Э. Рекош. Вопрос подготовки юристов на опыте европейских стран рассмотрен в трудах А.П. Вершинина, А. Жалинского, А. Рерихта.

Важное значение для научных исследований имело обращение внимания на особенности формирования русской национальной правовой культуры. При этом формирование правовой культуры и правового сознания рассматривались как системообразующие факторы становления и развития российской государственности. Историю развития русского права, правосознания и правовой культуры изучали И.Д. Беляев, В.Н. Жуков, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.В. Поляков, Л.И. Петражицкий, М.Б. Свердлов, Л.И. Спиридонов, А.П. Семитко, И.Л. Честнов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич.

Теоретическое обоснование и разработка теории правовой культуры проводились такими учеными, как С.С. Алексеев, Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, С.А. Маркова-Мурашова, Е.А. Певцова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, А.П. Семитко и многими другими авторами, которые внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

В последние десятилетия появился ряд работ, где правовая культура рассматривается либо в рамках идей правового государства и прав человека (Е.В. Аграновская, В.Н. Керимов, О.В. Мартышин, М.Ф. Орзих и др.), либо в связи с психологическими аспектами применения права (С.Н. Жевакин, В.В. Лазарев, Ю.Н. Новик и др.), либо в социологических исследованиях правовых проблем (М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомыслова, Л.И. Спиридонов, М.С. Ошеров, В.А. Сапун, В.А. Щегорцов, Н.В. Щербакова и др.).

Различные аспекты правового воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С.С. Алексеева, Т.И. Акимовой, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, А.И. Долговой, И.А. Иванникова, В.Н. Кудрявцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, О.В. Мартышина, Л.А. Морозовой, К.В. Науменковой, Т.М. Почтарь, Е.А. Певцовой и т.д.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует связь между успешностью профессионала-юриста, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания. Данной проблемой в различные периоды времени занимались П.П. Баранов, Н.Л. Гранат, А.Э. Жалинский, А.Г. Кучерена, В.Н. Карташов, В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, А.В. Малько, А. Подгурецкий (перевод с польского), И.Л. Петрухин, А.Р. Ратинов, Н.Я. Соколов, Я.В. Турбова, Ю.В. Чуфаровский.

Несмотря на большое количество научных работ по вопросам подготовки юридических кадров, можно отметить осознание юридической общественностью значимости юридического образования, но и в то же время отсутствие системного подхода к указанному вопросу. Это говорит о необходимости проведения исследовательской работы в данном направлении, и лишь при комплексном подходе возможно создание прочной научной основы формирования правовой культуры юристов в процессе юридического образования.

Объектом исследованияявляется профессиональная правовая культура юриста, а предметом- процесс и современные технологии формирования профессиональной правовой культуры в ходе юридического образования.

Целью диссертационного исследованияявляется проведение историко-культурного и теоретико-правового анализа процесса формирования правовой культуры юриста, правового воспитания, становления профессионального юридического мышления, повышения эффективности юридического образования.

Для достижения указанной цели автором определен ряд исследовательскихзадач:

- провести теоретико-методологический и историко-правовой анализ профессиональной правовой культуры в контексте государственной политики в сфере юридического образования;


- определить роль юридического образования в развитии российского права, становления правовой системы и правовой культуры;

- выявить специфику формирования и особенности развития профессиональной правовой культуры в условиях национальной самобытности правовой системы России;

- определить методики и технологии правового воспитания при формировании правовой культуры студента в процессе юридического образования;

- изучить и сформулировать отраслевые особенности подготовки юристов, влияние отдельных отраслей права на правовую культуру;

- рассмотреть и проанализировать факторы, влияющие на профессиональную правовую культуру в ходе модернизации юридического образования на современном этапе.

Научная новизнадиссертационного исследования заключается в следующем:

- с позиций историко-правового анализа выявлены основные закономерности, этапы, способы и методики формирования профессиональной правовой культуры обучающихся юридическим дисциплинам;

- показаны место и роль юридического образования в развитии современных правовых систем, в формировании европейской правовой культуры;

- предложен авторский подход к проблемам специализации в системе юридического образования, оказывающих прямое воздействие на состояние, уровень и качество профессиональной правовой культуры;

- предложены новые методы правового воспитания в формировании правовой культуры в процессе юридического образования;

- проанализированы отраслевые особенности подготовки юристов и установлена необходимость повышения внимания к вопросам практической подготовки с целью повышения уровня профессиональной правовой культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:1. Особенность познания правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает, прежде всего, в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и менталитета народа Главное достижение римской правовой культуры и возникшей на ее основе системы юридического образования состоит в разработке практической сферы действия права, в формировании методологии и моделей формально-догматического анализа, а также обеспечении практических механизмов удовлетворения юридических потребностей зарождающегося гражданского общества. Праксиологический контекст образовательной деятельности первых юридических факультетов, состоящий в решении разнообразных случаев жизни, а также в философском и филологическом обосновании права и различных юридических решений, определил статус ценности справедливости в иерархии ценностей европейской правовой культуры, в том числе профессиональной культуры юристов.

2. В процессе становления и развития в средневековой Европе юридических школ глоссаторов и постглоссаторов происходит разделение правопонимания на естественно-правовое и позитивистское, а также возникают первые признаки рационалистической правовой культуры буржуазного общества, так как изучение римского права, действующих правовых обычаев происходило наряду с отнесением юридических норм к общим мировоззренческим принципам и сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов. Идея естественного права как некоторого истинного, вечного, разумного, не зависящего от политической конъюнктуры права, лежала в основе профессиональной культуры юриста, а всякая норма положительного права имела для себя оправдание лишь постольку, поскольку она являлась логическим выводом из права естественного.

3. Формирование позитивистского правопонимания в России было вызвано появлением и развитием юридических факультетов по европейскому образцу. Между тем перенос на российскую почву европейских моделей юридического образования в императорской России имел свои особенности: русские ученые-правоведы создавали и развивали концепции права, органически связанные с религиозно-нравственными идеалами, обращая внимание на содержательные аспекты права, его сущность и ценности. Именно такая отличительная черта русского юридического мышления и правоведения привела к популярности отечественной теории права, романистики, гражданского и уголовного права, международного права в Европе.

4. Формирование профессиональной правовой культуры юриста в процессе юридического образования и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний; превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Эффективность обучения профессиональным знаниям зависит от наличия развитого мышления у студентов, что в значительной мере обеспечивается путем формирования понятийного аппарата через изучение теоретико-методологических аспектов юридических дисциплин. В процессе юридического образования формируется образ понятийного юридического мышления, его стиль и деонтологические установки, интуиция справедливости и законности принимаемых решений.

5. Процесс правового воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого таким образом правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

6. В правоприменительной деятельности юристов ключевую роль играют творческие способности личности, способствующие восполнению несовершенства абстрактной нормы в конкретной ситуации, что актуализирует такие качества правовой культуры, как «чувство справедливости», знание юридической техники, приемов и способов правоконкретизационной и правоинтерпретационной деятельности, а также правовую интуицию, знание особенностей отечественной политико-правовой культуры и менталитета, самобытности российской правовой традиции и правовой системы. В процессе формирования у студентов профессиональных навыков и умений следует ориентироваться на потребности юридической практики, что достигается посредством внедрения юридических клиник, которые должны стать обязательным основанием для положительного решения лицензирования и аккредитации юридических вузов.

7. Унификация юридического образования в ходе реализации Болонской декларации, способствующая правовой глобализации и вестернизации российской правовой культуры, отрицательно сказывается на преемственности традиционных ценностей российского образования. Ее положительный смысл - заимствование опыта, который повысит эффективность и конкурентоспособность российского высшего образования. В сфере подготовки юристов - это, прежде всего, усиление практической направленности обучения, обязательная судебная практика, увеличение продолжительности практического обучения, при этом без отказа от очевидных достоинств системы подготовки студентов — фундаментальности и интеграции обучения и науки.

8. Доступность платного юридического образования привела не только к снижению качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, но и к кризису профессионального правосознания, падению престижа права, воспринимаемого молодыми специалиста ми в качестве источника высоких доходов. Профессиональная деятельность в некоторых отраслях юридической профессии, связанной с принятием решений повышенной общественной значимости, к которым в первую очередь следует отнести судей, следователей, нотариусов, предполагает совершенство знания законодательства, глубокое проникновение в суть основных принципов права, его ценности и смысла. Кандидат на должность судьи, следователя, нотариуса должен удовлетворять требованиям высокого уровня правовой культуры и образованности, что предполагает обучение по классической программе обучения, соответствующей статусу магистра юриспруденции. Необходимо конкурсное бюджетное финансирование и законодательное закрепление перечня должностей, для занятия которых необходимо получение диплома магистра юриспруденции.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Вдиссертации наряду с общенаучными методами системно-структурного, функционального, институционального анализа использовались наиболее распространенные подходы и принципы общетеоретических юридических исследований: формально-догматический, социологический, сравнительно-правовой, историко-культурный, антропологический и психологический. В основу анализа правовой культуры, юридического мышления были положены концепции современной эпистемологии и гносеологии.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.Предпринятый в диссертации теоретико-правовой анализ формирования профессиональной правовой культуры в процессе юридического образования позволит предложить ряд мероприятий, необходимых для совершенствования системы подготовки юридических кадров, оптимизации правового воспитания, обеспечения стабильного правового развития российского общества, государственного аппарата, правоохранительной системы. Материалы диссертации могут послужить опорными источниками по теории государства и права, юридической логике, юридической конфликтологии, философии права, а также использоваться в качестве практических рекомендаций по реформированию юридического образования.

Апробация результатов диссертационного исследования.Основные положения и результаты диссертации выступали предметом обсуждения на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России. Отдельные теоретико-практические выводы работы докладывались на научных конференциях и «круглых столах». По теме диссертационного исследования автором опубликованы 4 научные статьи.

Структура диссертацииобусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются объект и предмет, цели и задачи, излагаются методы исследования, определяются научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, дается оценка теоретического и практического значения диссертации, приводятся сведения об апробации ее результатов.

В первой главе «Профессиональная правовая культура в контексте юридического образования: историко-правовой аспект»,состоящей из двух параграфов, рассматриваются ведущие концепции и методологические основания изучения профессиональной правовой культуры, устанавливается ее связь с правовым воспитанием, научным и профессиональным правосознанием, юридическим образованием, осуществлен исторический и социокультурный анализ европейского юридического образования, определяется роль юридического образования в истории российского права и российской правовой культуры.

В первом параграфе «Особенности европейской правовой культуры и юридического образования: историко-правовой и социокультурные аспекты»рассматриваются основные этапы и закономерности формирования профессиональной правовой культуры в процессе становления европейского юридического образования, а также развития романо-германской и англосаксонской правовых семей, в целом традиций западного права.

Проведя краткий исторический анализ, автор отмечает, что исторические корни правовых систем европейских государств расположены в античных взглядах на право и что римское право занимает в истории юридического образования совершенно особенное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Когда-то римское право называли «писаным разумом». Четко разработанная система правовых понятий и правовых норм Рима стала фундаментом для последующего развития права, а вместе с ним и юридического образования в Европе. Рим стал не просто родиной юриспруденции, но и местом, где она достигла эффективного развития.

Светская юриспруденция становится основным фактором формирования римской правовой культуры. Автор отмечает причины, способствующие этому: во-первых, строгий формализм цивильного права требовал постоянной осторожности в совершении юридических сделок, в постановке исков и т.д. Для всего этого необходимо было детальное знание права и его интерпретационной традиции. Это вызывало необходимость появления особых специалистов, к которым деловые люди могли бы обращаться за советами; во-вторых, строй римских магистратур и римского суда благоприятствовал общему распространению юридических знаний в народе: каждый гражданин мог сделаться магистратом, а тем более судьей. Для отправления должности необходимо было знание права или привлечение в советники людей, опытных в праве. С другой стороны, многие из этих магистратов по сложении с себя должности пользовались приобретенным знанием для того, чтобы помогать советами своим преемникам и частным лицам; в-третьих, весь уклад римской жизни требовал общего знакомства всех и каждого с элементарными положениями права: весь народ принимал участие в политической жизни, весь народ призывался к обсуждению и решению законодательных вопросов. Неудивительно, если элементарное юридическое образование было частью общего образования и если в Риме в эту эпоху знание права было широко распространено в народе. Все это вместе готовило почву для развития юриспруденции.

Далее автор рассматривает, как с появлением довольно многочисленного класса юристов происходит развитие юридического обучения, которое усложняется с дальнейшим развитием юриспруденции и появлением источников права. Главным достоинством и особенностью римской юриспруденции, как отмечает автор, явилась разработка практической стороны права и четко разработанная система правовых понятий и правовых норм Рима, которая стала фундаментом для последующего развития права в Европе. А юридическое обучение сводится, главным образом, к обучению посредством практики: желающий изучать право допускается присутствовать при консультациях какого-либо юриста. Отдельные юристы-практики этой эпохи начинают разрабатывать юридические вопросы и теоретически. Юриспруденция выходит из стадии чисто практической деятельности и создает значительную юридическую литературу, формы которой автор приводит в работе. В данный период юридическое обучение распадается на две стадии: a) institutio - сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников; б) instructio - усовершенствование путем участия в консультациях патрона. Юридическое преподавание развивается настолько, что появляется даже нечто вроде постоянных училищ, юридических школ.

В течение IX, X, XI вв. параллельно росту практического спроса на римское право растут и юридические школы. Всемирную известность в конце XI в. приобретает университет в Болонье, по образцу которого стали создаваться университеты в Италии, Франции и других странах. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим. И далее автор определяет, в чем выражается особенность юридической деятельности Болонской школы.

В заключение автор полагает, что римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Так возникла на почве римского права общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира.

Во втором параграфе «Роль юридического образования в истории российского права и российской правовой культуры» автором делается попытка проанализировать специфику развития юридического образования в России и определить его роль в истории российского права и российской правовой культуры.

При этом отмечается, что европейская юриспруденция оказала определяющее влияние на формирование юридического образования в России, которое для западных государств еще со времен Древнего Рима было обязательным для государственной службы. Однако при кажущемся «копировании» общей конструкции юридического образования с западноевропейских образцов в императорской России оно имело все же ярко выраженные отличия. Во многом это объяснялось тем, что русские ученые-правоведы создавали и развивали концепции права, теснейшим образом связанные с религиозно-нравственными идеалами, пытаясь понять «душу» процесса, а не его механику.

В диссертации показывается как в конце XVIII - начале XIX вв. в России начинает складываться система подготовки юристов, осуществляется переход к специализации учебных заведений. Автор демонстрирует процесс и социально-экономические основания «профилизации» юридических учебных заведений, которая была вызвана практическими потребностями применения законодательства в разных сферах общественной и хозяйственной жизни страны. Делается вывод о том, что системы подготовки юристов как таковой в России к началу XIX в. не существовало, а потому поиски путей модернизации страны, включая ее государственно-правовую систему, повлекли за собой развитие учебных заведений и прежде всего университетов.

Рассматривая развитие законодательства, организацию подготовки юристов для государственного аппарата и становление юридической науки, представлявшие собой тесно взаимосвязанные составные элементы единого процесса становления юридической сферы деятельности Российского государства, автором делается вывод о сложившейся в Российской империи самобытной модели подготовки юристов, выделяются ее наиболее существенные признаки, определяются те исходные позиции, с которых началось впоследствии советское юридическое образование: во-первых, в дореволюционной России преобладала подготовка юристов в рамках государственного образования; во-вторых, предусматривалась единая форма юридического образования - только очная и только высшая; в-третьих, основной контингент студентов-юристов приходился на юридические факультеты университетов. Меньшая часть училась в специальных заведениях типа Училища правоведения, Александровском и Демидовском лицеях. Юридические факультеты были самыми многочисленными в университетах; в-четвертых, юридические факультеты являлись не только учебно-методическими, но и научными центрами. Ввиду того, что на университетских кафедрах работали ведущие ученые, практически все известные юристы этого периода испытали себя в должности преподавателей, велась подготовка научной смены, талантливые выпускники оставались на кафедрах для приготовления к профессорскому званию, правовая культура носила ярко выраженный научный, фундаментальный характер. В-пятых, в дореволюционной России сложилась утилитарная модель университета: юридические факультеты готовили будущих государственных чиновников, выпускникам присваивались классные чины.

Далее автором дается оценка эволюции юридического образования на начальном этапе советского периода и выявляются следующие ее этапы. Во-первых, непосредственно после Октябрьской революции были упразднены негосударственный сектор образования, а также ведомственная высшая школа. Все учебные заведения Республики переходили в ведение Наркомпроса. Для руководства высшим образованием в его рамках создавались специальные подразделения - Главпрофобр и ГУС. Во-вторых, юридическое образование остается по преимуществу высшим. Появляется его новая форма - заочное обучение. В-третьих, юридические факультеты университетов в 1919 г. закрываются и под прежним названием в данный период уже не восстанавливаются. Несмотря на ликвидацию самостоятельных факультетов, юридическое образование остается в рамках университетов, но утрачивает ведущие позиции, которые занимало в дореволюционный период. В-четвертых, изменяются формы учебного процесса. Лекции в условиях, когда отсутствовали учебники по большинству преподаваемых дисциплин, сохраняли свое значение, однако наряду с ними стали применяться семинарские занятия и вводиться производственная практика. В учебном процессе появляется новая черта - «регулярность» занятий, студент «привязан» к расписанию, исчезает альтернативность предметов, свобода выбора преподавателя, что допускалось в дореволюционных университетах. В-пятых, преподавательский состав, хотя и не устраивал новую власть, в целом оставался с дореволюционного времени. Подготовка новых научных кадров, владеющих марксисткой методологией, выводится за рамки университетов, и с этой целью создаются специальные научные учреждения.

В заключение параграфа автором отмечается, что российское юридическое образование, имея собственные национальные особенности, выросло в XIX-XX вв. на основе европейской правовой культуры. Уже к концу XIX столетия российское юридическое образование занимало передовые места в мире по подготовке юридических кадров. Имея собственную юридическую доктрину и развиваясь на путях либерально-демократического движения к праву, российские университеты того периода осуществляли подготовку специалистов, не уступая по качеству ни одному университету мира. Российская либерально-демократическая доктрина и вытекающие из нее принципы подготовки кадров широко воплощалась в различных учебных курсах, новаторских учебниках и блистательных научно-педагогических кадрах. Учебники того периода по энциклопедии права, курсы по гражданскому и уголовному праву, философии права, логике, курсы по судоустройству не потеряли своей значимости и сегодня.

Далее в работе рассматривается развитие юридической науки и юридического образования в условиях постсоветской трансформации общества и государства, прослеживается влияние на профессиональную правовую культуру, образовательный и воспитательный процесс, изменение интерпретаций основных понятий и категорий юриспруденции, таких как государство, право, законность, формы, механизм, функции государства, социальная значимость государственных и общественных институтов. Юриспруденция стала одной из самых востребованных в условиях рыночной экономики специальностей, что привело не только к позитивным, но и негативным последствиям. Перестройка в период реформ потребовала от юриспруденции новых подходов, концепций, решений, что было обусловлено необходимостью развития законодательства в России.

Вторая глава «Ценностно-мировоззренческие особенности формирования правовой культуры в процессе юридического образования»,состоящая из трех параграфов, посвящена анализу процесса формирования правовой культуры в ходе юридического образования.

В первом параграфе «Юридическое образование и правокультурные традиции» рассматриваются вопросы формирования и развития правовой среды и прежде всего профессиональной правовой культуры. При этом автором отмечается, что возможны два пути, первый из них - повторение того пути, который уже пройден развитыми постиндустриальными странами. В диссертации показаны риски буквального копирования зарубежных моделей юридического образования и делается вывод о том, что юридическое образование должно быть преимущественно финансируемым из государственного бюджета. Кроме того, автор подчеркивает необходимость преемственности в сфере правового воспитания, выявляет основные традиции фундаментальной подготовки юристов и делает вывод о том, что модернизация юридического образования требует значительных усилий и существенного изменения российского менталитета, переориентации общественного сознания на цели, ценности и идеалы, свойственные европейскому образу жизни.

Далее в работе рассматриваются идеи поиска собственного пути, ориентированного на российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-правовых условиях гораздо меньших усилий со стороны государства. Этот путь в большей степени традиционный, однако и он требует значительных усилий в области правового воспитания, политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к постиндустриальному обществу как задачу приоритетного уровня. Таким образом, по утверждению автора, для российского пути основой должны явиться: развитие новых образовательных технологий наряду с традиционной для российского юридического образования фундаментальной интеграцией науки и образования, воспитания и обучения в соответствии с духовными ценностями, культурно-историческими традициями. По мнению автора, при движении по такому пути сохранится историческая преемственность, национальная идентичность, а восстановленное нравственное сознание, так же как и правосознание вольется в единое духовное пространство страны.

Анализ особенностей формирования правовой культуры юриста в процессе юридического образования в контексте правокультурных традиций автор продолжает, обратившись к общей характеристике современной правовой культуры, учитывая, что образование состоит не только в усвоении правовых знаний, осведомленности о действующих нормативных актах, но и в формировании образа юриста, правоведа в результате усвоения личностью ценностей, лежащих в основе правовых норм. При этом спецификой юридического образования является то, что получаемое знание подвержено постоянной динамике ввиду резкого изменения законодательства Поэтому в работе обращается внимание на необходимость общей философско-мировоззренческой, культурологической, политической, идеологической подготовки юриста, чем традиционно отличалось юридическое образование в России.

Во втором параграфе «Юридическое образование, правовая культура и правовое воспитание» обобщаются и анализируются существующие подходы к элементам и формам правового воспитания, осуществляемого в ходе юридического образования с целью формирования высокой профессиональной правовой культуры студента.

Анализ различных трактовок по определению правового воспитания позволяет автору обозначить основное направление правового воспитания, которое должно быть направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности. И, исходя из этой задачи, правовое воспитание следует, по мнению автора, сосредоточить на формировании в правосознании такой совокупности знаний, которая включала бы: знание правовой политики государства, основных концепций юридической доктрины, идей и подходов к праву; знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения в условиях современного состояния российского общества; глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку; умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями; привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями; прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. Далее в диссертации раскрываются технологии правовоспитательной работы с целью привития вышеуказанных элементов профессионального правосознания и правовой культуры.

Автор обращает внимание на то, что входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности - быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизнь, и именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы, достигаемой через применение получаемых знаний на образовательной практике в деятельности юридических клиник. Исходя из того, что существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения, изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у студентов, автор обращает внимание на то, что в преамбуле Закона об образовании последнее определяется как совокупность воспитания и обучения, впоследствии в его тексте акцентируется внимание лишь на вопросах обучения.

В заключение автор отмечает, что формирование правовой культуры студента должно обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий: созданием качества окружающей правовой среды, которая должна выступать мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности субъекта; разработкой и реализацией структурно-функциональной модели формирования правовой культуры студента; кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса в вузе, специальной научной и методической подготовкой преподавателей права; нацеленностью процесса профессионального образования на формирование правовой культуры в течение всего периода профессиональной подготовки студентов; организацией субъект-субъектного коммуникативного взаимодействия в системе «студент-преподаватель»; постоянным совершенствованием содержания, форм и методов правового образования и воспитания.

В третьем параграфе «Особенности формирования правовой культуры в условиях отраслевой специализации юридического образования»анализируются проблемы не только повышения качества подготовки юридических кадров в целом, но и направления такой подготовки, а также методы достижения соответствия профессиональной подготовки выпускников вузов юридического профиля актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, отраслевой специфики юридической деятельности.

Автором исследуются различные мнения как зарубежных, так и отечественных исследователей по вопросам особенностей подготовки юристов для государственной службы, правоохранительной, правозащитной деятельности, видов специализации, отраслевых характеристик системы образования наряду с отраслевой дифференциацией системы права, что позволило ему выявить многие принципиальные моменты в стратегии профессиональной подготовки юристов и сделать вывод о том, что юридическое образование в своей основе независимо от специализации должно осуществляться лишь по одному образовательному стандарту, а, следовательно, в основе последнего должна быть заложена «универсальная» характеристика юриста-правоведа. Нельзя не учитывать и тот факт, что каждый юридический навык, умение строго индивидуальны, а это, по мнению автора, затрудняет однозначное решение задачи о формулировании единого, универсального перечня профессиональных навыков и умений выпускника юридического вуза. Тем не менее, потребность общества в профессионально подготовленных юристах требует выработки подобного решения. В противном случае, при отсутствии четких представлений о профессиональных качествах «выпускаемого» юриста, юридические вузы будут готовить абстрактных «полуспециалистов».

Отмечая особенность юриспруденции, которая выражается в том, что теоретические знания и практические навыки в ней связаны и переплетены неразрывно, все же автор отмечает, что при наличии в учебном плане большого количества теоретических курсов в нем явно недостаточно дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам. Поэтому, по его мнению и мнению многих преподавателей российских и зарубежных юридических вузов, практические навыки может обеспечить юридическая клиника, составляющая перспективу юридического образования в XXI в.

На основе проведенного анализа юридических клиник автором делается вывод о необходимости внедрения в учебный процесс элементов клинического обучения, которые не только позволят повысить эффективность процесса обучения и его качество, но также могут стать в перспективе основой для развития на базе вуза (филиалов) системы непрерывного образования, столь необходимого для юристов, тем более, что внедрение методов и приемов клинического обучения есть выполнение требований Государственного образовательного стандарта. Внедрение клинического обучения возможно лишь при наличии в блоке теоретических дисциплин так называемого базового курса, включающего в себя материал, позволяющий студентам ознакомиться с основами профессиональной деятельности юриста. Учитывая, что в юридической сфере существует множество специальностей (судья, прокурор, следователь, нотариус, юрисконсульт, адвокат и пр.), в качестве базовой, на примере которой было бы возможно развивать и закреплять наиболее общие для всех специальностей навыки, автор предлагает, основываясь на коммуникативном подходе к праву, избрать специальность судьи.

В диссертации анализируется влияние клинического обучения на правовое сознание и правовую культуру юристов и делается вывод о том, что применяя изучаемые нормы права к реальным общественным отношениям, участвуя в многочисленных социальных конфликтах и помогая их разрешить, осуществляя юридическую поддержку и консультацию социально незащищенных слоев общества, будущий юрист не только достигает глубокого понимания законодательства, но и приобретает навыки коммуникации, а также социального служения, сострадания и помощи ближним. Кроме того, в результате наблюдения за механизмом реализации права обучаемый видит пробелы и коллизии законодательства, что может стать основой для формирования научного правового мышления.

Далее автор проводит анализ особенностей и сложности решения проблем в вопросах, связанных с подготовкой юристов для работы в судебной системе, и делает вывод о том, что достижение поставленных задач без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции трудно представить. Юридическое образование должно быть сориентировано на подготовку юриста-практика, который без дополнительного обучения может профессионально работать в любой сфере.

В заключительной части параграфа автор, представляя опыт стран с развитыми системами юридического образования, делает вывод о том, что правовому государству требуются юристы, уровень подготовки которых соответствует состоянию развития общественных отношений. Только в этом случае представители юридического труда будут способны выполнять в полной мере возложенные на них обществом и историей обязанности, поскольку только в правовом государстве право достигает наивысшей эффективности. В этой связи следует исходить из огромной роли грамотного, соответствующего потребностям общества процесса подготовки юридических кадров.

В третьей главе «Современная образовательная политика в сфере права и формирование правовой культуры»,состоящей из двух параграфов, теоретическому анализу подвергается правообразовательная политика Российского государства, рассматриваются основные тенденции и направления развития юридического образования в контексте формирования правовой культуры профессиональных юристов.

В первом параграфе «Юридическое образование в России и "Болонский процесс"» проводится анализ соответствия отечественной системы юридического образования целям и идеям Болонского процесса, рассматриваются системные характеристики современного образования.

Отталкиваясь от анализа общемировых тенденций всфере образования, а также от нормативных оснований образовательной политики России, автор показывает, что реформирование образования на мировом уровне способствует актуализации проблемы развития образовательных систем любого государства. Экономическая ситуация, приведшая к формированию в Европе единого образовательного пространства, потребовала модернизации не только европейской, но и российской системы образования. Болонский процесс - это проявление глобализации, в странах Европы реализуется с 1999 года и направлен на расширение доступа к европейскому образованию и, следовательно, на повышение его конкурентноспособности. В данном контексте европейская интеграция выходит за рамки политических и экономических процессов, вторгаясь в образовательную сферу и способствует формированию европейской идентичности, единого общеевропейского образовательного пространства. Перед образовательными учреждениями всех уровней и типов стоят большие задачи по совершенствованию учебного процесса, внедрению современных информационных технологий для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов.

По утверждению автора, Болонский процесс для всех европейских стран - участниц Болонской декларации является процессом совместного поиска путей формирования общеевропейского пространства высшего образования. В этом отношении европейские страны находятся практически в одинаковом стартовом положении, поэтому имеется реальная возможность решения указанных вопросов с учетом мнения России.

Автором проводится анализ политики современной России в решении комплекса задач, поставленных вБолонской декларации, который требует усилий многих коллективов и предлагает к рассмотрению возможные пути совершенствования подготовки специалистов каждого уровня. Это, во-первых, необходимость совершенствования действующего государственного образовательного стандарта высшего образования в части совершенствования подготовки бакалавров. Во-вторых, необходимость совершенствования подготовки магистров и аспирантов (докторантов). Автор подчеркивает обстоятельство, что значение магистерской степени существенно повысится в случае отказа от степени кандидата наук. Тогда она займет действительно самостоятельное положение между степенями бакалавра и доктора, что приведет к кардинальной реформе послевузовского образования.

Анализируя предложенную общеевропейскую систему образования, ее новые идеи и цели, автором делается вывод, что Россия будет сильнее, если станет поддерживать все лучшее в образовательном процессе, что можно взять из опыта развития образования в России в будущее и что будет способствовать гармонизации российской и европейской образовательных систем, но с учетом национальных интересов и особенностей опыта. Для современной России важно не пытаться просто копировать западную правовую культуру, поскольку это явно непродуктивно. Необходимо учиться у Запада в области права и юриспруденции, но при этом развивать российскую правовую культуру на базе собственных сложившихся в процессе исторического развития ценностей.

Во втором параграфе «Правовая культура профессиональных юристов в условиях построения социального правового государства»произведен анализ показателей профессионализма юридических работников, которые свидетельствуют о высоком уровне развития принадлежащего им правового сознания и отмеченных в связи с этим различиях в правосознании представителей различных профессионально-юридических подгрупп, которые обусловлены особенностями содержания и условий труда.

Ключевое значение в плане изучения широкого круга проблем, так или иначе связанных с юристами как социально-профессиональной группой, представляет, на взгляд автора, вопрос о понятии, сущности и содержании юридической профессии. Автором отмечено, что знание права у юристов характеризуется глубиной, конкретностью, детализированностью, системностью, а также более высокой способностью к практической реализации. Ведь теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Обращаясь к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, автор называет этапы, которые квалифицированно могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы - толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта, в данном случае - издание правоприменительного акта.

Так как обязательным условием построения правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц, то и в профессиональной подготовке юристов большое значение приобретает формирование у них высокого уровня правовой культуры, которая позволит им свободно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, успешно трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса, расширить возможности для будущей профессиональной карьеры.

Проведенный автором анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы ценностей, идей, установок элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. Далее автором производится разбор правовой культуры в зависимости от ее носителя: правовой культуры общества, правовой культуры личности и в том числе правовой культуры профессиональной группы. Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан.

В завершение параграфа автор показывает, каким образом, исходя из идеи социального правового государства, вытекают цели формирования профессиональной правовой культуры юристов, которые направлены: на усвоение каждым юристом основных принципов и норм на уровне, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей; не только на приобретение положительных знаний законодательства, но и на формирование глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать действующие законы и ответственность за исполнение юридических обязанностей; на формирование социально-правовой активности, а также готовности принимать участие в работе по реализации правовых норм, соблюдая установленную законность и права граждан; на творческое развитие личностного потенциала, как в нравственном, так и в правовом аспектах, позволяющее видеть дефектность норм, что, в свою очередь, вырабатывает потребности в их совершенствовании.

Таким образом, наличие у юристов развитой профессиональной правовой культуры должно быть одной из основных задач современного юридического образования в России.

Вопрос 2

"Теория государства и права как наука и учебная дисциплина".

Заявленная тема в курсе теории государства и права считается вводной. Она посвящена общей характеристике науки, именуемой теорией государства и права. Прежде чем приступать к изучению того, что такое государство и право, необходимо хотя бы в самых общих чертах познакомиться с самой наукой, изучающей государство и право. Не случайно почти все учебники по теории государства и права открываются темой, в которой освещаются вопросы, характеризующие данную науку.

1. Понятие и основные черты науки теории государства и права. Несмотря на то, что во многих учебниках рассматриваемая тема открывается вопросом о предмете науки теории государства и права, все-таки целесообразнее начать изучение этой темы с усвоения вопроса о понятии и основных чертах науки теории государства и права. Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин "теория государства и права".

Итак, теория государства и права - это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как "теория права и государства", "общая теория государства и права", "общая теория права и государства". С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки.

Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке.

Во-первых, теория государства и права - это гуманитарная (общественная) наука. Таковой она может быть признана потому, что изучает общественные явления - государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

Во-вторых, теория государства и права - это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство - явление политическое, право - явление юридическое. Отсюда данная наука носит как бы двойственный, политико-юридический характер.

В-третьих, теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

В-четвертых, теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

В-пятых, теория государства и права - это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, теория государства и права - это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится прежде всего конечно же философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

2. Предмет теории государства и права. Получив первоначальное представление о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к уяснению вопроса о предмете этой науки. Предмет науки - это то, что изучает наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Свой предмет имеет и теория государства и права.

Что же является предметом науки теории государства и права? В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Предмет теории государства и права составляют прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Обобщая, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права. Теперь рассмотрим вопрос о методе науки теории государства и права Метод науки - это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов отталкивается, какие приемы использует.

Таким образом, метод (по-другому методология) науки теории государства и права - это совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Поскольку согласно ст.13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии - философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, лишь бы они способствовали установлению научной истины.

Принципы познания - это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности философских подходов, которые могут использоваться при исследовании государственно-правовых явлений, а также учете различных взглядов на эти явления мыслителей как прошлого, так и настоящего. Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Наконец, в соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Приемы исследования - это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. В современной отечественной теории государства и права применяются самые разнообразные методы исследования. Их обычно подразделяют на общие, специальные и частные.

Общие методы (их также называют общенаучными) - это методы которые вырабатываются философскими науками. Они используются не только теорией государства и права, но и самыми различными науками. Такие методы имеют всеобщее значение. К ним относятся методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системный метод и многие другие.

Специальные - это методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используется теорией государства и права при исследовании своего предмета. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.

Частные - это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками. К таким методам относятся формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4.Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Усвоив вопросы, дающие основные представления о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к изучению взаимодействия этой науки с другими гуманитарными науками.

Теория государства и права, как уже было отмечено, - наука гуманитарная. Поэтому о

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.