Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций, дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.
Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.
Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс, поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.
Благотворительные фонды посредством своей политики выделения грантов в значительной степени управляют деятельностью некоммерческих организаций, осуществляя мониторинг, курируя реализацию проектов, а также определяя гуманитарные технологии, применяемые в проектах.
43. Подходы к пониманию сущности права
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
§ любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
46. Соотношение Г и П
В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:
§ тоталитарная (государство выше права и им не связано);
§ либеральная (право выше государства);
§ прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарный подход
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
Либеральный подход
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.
47. Основополагающие идеи права
При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.
С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
49. Социальный регулятор.
Под Социальным регулированием следует понимать, осуществляемое при помощи различных средств и методов, регулирование отношений между человеком с одной стороны и людьми (их объединениями), силами и объектами природы, техникой с другой стороны, в целях их совершенствования и упорядочения.
В зависимости от того, какие социальные регуляторы (нормативные и основанные на них индивидуальные средства) участвуют в социальном регулировании, можно выделить правовое регулирование (оно осуществляется при помощи норм права и индивидуальных правовых средств), моральное (или нравственное) регулирование (осуществляется при помощи норм морали и основанных на них индивидуальных средств), традиционное (обычное) регулирование (осуществляется при помощи обычаев и традиций и основанных на них индивидуальных средств), корпоративное регулирование (осуществляется при помощи корпоративных норм и основанных на них индивидуальных средств) и т. д[257]. В этой классификации можно выделить столько видов социального регулирования, сколько видов нормативных и основанных на них индивидуальных средств будет выделено.
В зависимости от субъектов, осуществляющих социальное регулирование, можно выделить:
1)регулирование, осуществляемое обществом или его частью. Сюда можно отнести, например, регулирование общественных отношений при помощи обычаев или норм морали и соответствующих индивидуальных средств;
2)государственное регулирование. Это регулирование общественных отношений при помощи норм позитивного права и индивидуальных правовых средств;
3)регулирование, осуществляемое негосударственными объединениями. Это регулирование общественных отношений при помощи правовых или корпоративных норм и основанных на них индивидуальных средств[258].
50. Правовые и технические нормы в обществ жизни
Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм(ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения[1].
Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические. В юридической литературе также выделяются стихийные регуляторы.К техническим регуляторам относятся технические нормы.Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила,ГОСТы, Правила дорожного движения,Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).
51-56 Типы правопонимания
Типологию правопонимания можно определить как метод философско-юридического познания права, основу которого составляет теоретическое расчленение права как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы — типы правопонимания.
Соответственно тип правопонимания - это обобщенная идеологизированная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества конкретных правовых представлений и понятий, которые, в свою очередь, соответствуют этой идеологизированной модели как определенному формальному образу. В данном случае следует согласиться с точкой зрения А. В. Полякова, по мнению которого «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения».
Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для любого конкретного учения о нраве. «Именно тип правопонимания, — пишет в этой связи В. С. Нерсесяпц, — определяет парадигму (смысловую модель, принцип и образец) юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующего учения о праве».
Проблема типологии правопонимания является, в достаточной степени сложной и не имеющей однозначного решения на сегодняшний день. Для упорядочения научных подходов к решению данной проблемы представляется целесообразным упорядочить их и выделить два направления: традиционное правопонимание (юридический позитивизм (нормативизм), юснатурализм (естественное право), социологическая юриспруденция); интегративное правопонимание (либертарно-юридическая концепция правопонимания, коммуникативная концепция правопонимания, реалистический позитивизм).
Юридический позитивизм (нормативизм) (И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич и др.).
В рамках данного подхода право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются от нарушений государством.
Нормы права рассматриваюся как некие правила, модели (должного, возможного, недопустимого) поведения, они «фиксируют не то, что есть, а то что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными. Характеристикой истинности и ложности они не обладают».В контексте нормативистского подхода право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует. В свою очередь обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.
Социологическая юриспруденция (Э. Эрлих, К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Муромцев и др.).
Право в соответствии с социологическим подходом представляет собой совокупность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство, заботясь о сохранении и динамическом развитии общества, наделяет юридической силой (обеспечивает системой юридических гарантий и санкций) уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу своей социальной полезности признаются полезными и для государства.
Кроме того, социологический подход к правопониманию предполагает, что право приобретает свою фактическую (юридическую) значимость только в том случае, если оно реализуется, а раз так, то право - это не только совокупность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения, этими предписаниями регламентированные. Иными словами, в рамках социологического подхода право — это неразрывная совокупность правовых норм и правоотношений, этими нормами регламентированных.
Юснатурализм (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).
В рамках естественно-правового подхода обосновывается существование двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное, или положительное, право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Естественное право в отличие от позитивного проистекает из природы человеческого разума и всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не ковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Иными словами, естественное право - это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г. Ф. Шершеневич: «Идеалу дается название "право", которому соответствует реальное снятие, и путем постоянного сочетания слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, какая соединена с названием».
Структуру естественного права образуют прирожденные, неотчуждаемые права человека, которые дает ему природа и «на пути осуществления которых в естественном состоянии не существует никакого барьера». К естественным и неотъемлемым правам человека прежде всего относятся: право на жизнь, свободу, равенство, продолжение рода и т. п. Соблюдение этих прав есть критерий справедливости, и потому их охрана является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям нрава естественного, подлежит замене на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права.
57. Правовой статус личности.
Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.
Виды правового статуса
Классификация 1
1. общий или конституционный статус человека и гражданина РФ
2. специальный или родовой статус определенной категории граждан
3. индивидуальный статус, который характеризует правовое положение определенной категории граждан в зависимости от пола, возраста и т.д.
Классификация 2
1. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством
2. отраслевые правовые статусы
3. статус физического лица
Структура конституционного статуса личности
1. гражданство
2. правосубъектность - способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность
3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности
4. правовые принципы
5. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность
Основа правового статуса личности
Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.
Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.[1]
Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:
1. равноправие
2. неотчуждаемость прав и свобод
3. непосредственное действие прав и свобод
4. гарантированность прав и свобод
5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров
6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями
7. запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод
58. Классификация прав свобод и обяз-тей чел-а и гр-на
Права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.
Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.
В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.
В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:
- личные права и свободы граждан;
- социальные, экономические и культурные права и свободы;