В ее основе лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится па законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на особые подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента РФ; нормативные постановления Правительства РФ; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств и других центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).
Федеративно-территориальная система законодательства
Она определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется:
а) на федеральное законодательство — Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти;
б) законодательство субъектов РФ — конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, загоны, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;
в) систему нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления —решения, постановления, распоряжения и т.д.;
г) массив локальных нормативных актов — приказы, постановления и т.д.
59. Понятие правовой системы и правовой семьи
В наиболее общем виде система - это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определённых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой Рассказов Л. П. Указ. соч. С. 298.. Насколько целое невозможно без его составляющих, настолько составляющие не могут выполнять свои функции, если находятся вне системы.
Правовая система - это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права, а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; заимствование основных институтов и правовых доктрин).
Одной из наиболее распространённых в юридической науке считается классификации видного французского ученого Р. Давида. В ее основе лежат два взаимосвязанных критерия -- «идеологический», включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя, и юридико-технический. Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи романо-германского, англосаксонского права, а также «другие виды общественного строя и права», включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока Давид Р., Жоффре-Спинози К.Указ. соч. С. 20-28..
Однако наиболее глобальной и популярной типологии правовых семей, основывающейся на нормативном элементе, то она разделяет правовые типы правовых систем или правовых семей на следующие группы:
- романо-германская или континентальная;
- англосаксонская;
- мусульманская Рассказов Л. П. Указ. соч. С. 452..
Таким образом, понятие правовой системы включает в себя совокупность схожих по структуре, природе, процессу возникновения и развития элементов, составляющих во взаимодействии друг с другом единый целостный механизм функционирования государства, права и их основных институтов, имеющих определённые черты и свойства, которые позволяют им быть отличными от других элементов, составляющие другие правовые системы. Национальные правовые системы могут иметь в своей структуре схожие черты по характерным признакам. Такие черты объединяются в правовые семьи - типы правовых систем. Наличие тех или иных схожих или отличных черт (прежде всего, нормативного элемента) в различных правовых системах позволяет их классифицировать на определённые типы