Правовое государство – это такое государство, в котором главенствующую роль играет верховенство права над всеми процессами в гос.действительности.
Это идеальный тип государства.
Признаки:
1) Господство, или верховенство, правапредполагает:
во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона.
По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;
в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение
государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний,
определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы.
Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредственно реализовывались без каких-либо посредующих актов.
2) Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать
эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.
Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально
обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед
законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
3) Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих
взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают
взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.
4) Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно
самостоятельное функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.
Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также
предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.
Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок.
1) Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа);
2) эффективная рыночная система экономики;
3) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
4) высокая роль суда как независимого органа защиты права и его
охраны от нарушений;
5) формирование прогрессивного законодательства и др.
Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.
64. Вопрос. Суверенитет гос-ва и его значение.
Государственный суверенитетозначает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.
Верховенствопредполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:
а) распространяет свою власть на всю территорию страны;
б) определяет весь строй правовых отношений;
в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;
г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию осударственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.
Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.
Независимостьгосударственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Виды суверенитета :
-государственный
-народа (по конституции
-нации(право на самоопределение)
Суверенитет гос-ва не может быть абсолютным – т.к по ст. 15 Конституции, у нас верховенство МП – значит ограничение суверенитета.
Комму принадлежит суверенитет? государству в целом, субъектам,народу
Способы нарушение суверенитета – концепция «слабого» и «сильного» гос-ва.
Сейчас есть точка зрения Явич «философия права 21 век» - отказ вообще от гос. суверенитета. т.к. суверенитет это основа конфликта между гос-ми.
Идея развития мирового правительства.
Значение?
65 вопрос. Правовой статус личности .
Личность- это понятие социальное
а гражданин – юридическое
человек-биосоциальное.
Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом
Большой вклад внес в разработку института правового статуса личности Н.В. Витрук.
Правовой статус личности зависит от гражданства. Гражданство определяет принадлежность лица к данному государству. От того гражданином какой страны является человек определяется его правовой статус.
Более развернутая Структура:
1. гражданство
2. правосубъектность - способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность
3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности
4. правовые принципы
5. гарантии правового статуса,
6. особое значение имеет юридическая ответственность
но обычно выделяют: только права, свободы обязанности, гарантии, ответственность.
остальное- предпосылки!
Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.
Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.[1]
Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:
1. равноправие
2. неотчуждаемость прав и свобод
3. непосредственное действие прав и свобод
4. гарантированность прав и свобод
5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров
6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями
7. запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод
Виды правового статуса:
Классификация 1
1. общий (международный) или конституционный статус человека и гражданина РФ
2. специальный или родовой статус определенной категории граждан
3. индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение
Классификация 2
1. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством