Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство
формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках.
Основной недостатокпарламентарной республики состоит в том, что при
многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х гг, правительство менялось почти ежегодно.
Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, 1) наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.
2) Другой вариант смешанной республики - повышенная
самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).
58 вопрос . Формы государственного устройства. понятие и виды.
Форма гос. устройства – это элемент формы государства, которых характеризует организацию гос.власти в территориальных пределах государства.
Существует две разновидности государственного устройства:
простая(унитарное государство) и сложная(федеративное гос-во)
Унитарноегосударство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Простое по составу гос-во ( адм.тер. единицы не обладают политической самостоятельностью.) Япония, Италия, Испания.
Ему присущи следующие черты:
1) единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный суд);
2) одна система законодательства;
3) единое гражданство;
4) единая судебная система;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.
Унитарные государства могут быть централизованными (Франция) и децентрализованными (италия) .В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.
Федерация- сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союзгосударств, основанный на договоре или конституции.
Федерации характеризуются следующими чертами:
1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);
2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;
3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;
4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
6) двухканальная система налогов;
7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыреспособа размежевания компетенции:
1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;
2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);
3) устанавливаются две компетенции - федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;
4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов(совместного ведения).
!! Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом,т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии).
Виды федераций :
1.
- национальные (национальный критерий) – СССР
- адм-территор. (с учетом геогр,языкового,культурного критерия. США
-нац-территор Россия.
2.
Различают также симметричныеи асимметричные (бывает относительной-когда одинаковое наименование, но разный правовой статус и бывает абсолютной - разные наименования субъектов и разный правовой статус.)
Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.
Конфедерация – это международно-правовой союз двух или более суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей ( военных, экономических, политических, социальных). СШа до независимости 1781-1787; СНГ, СССР - ?
Признаки:
-временных характер (до достижения целей)
- союз суверенных государств.
- союз основан на договоре между государствами. и нового государства не образуется.
- есть право выхода из союза
- сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме.
- для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;
- отсутствие единого гражданства и единой территории
- рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;
Конфедерация- временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.
59 вопрос – Государственно- правовой режим . понятие и виды.
Это совокупность приемов, способов и средств с помощью которого осуществляется государственная власть.