(уровень развития производительных сил и производственных отношений)
Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:
1) первобытно-общинная (безгосударственная),
2) рабовладельческая,
3) феодальная,
4) капиталистическая,
5) социалистическая.
Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества,
выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.
Марксистская теория различает четыре типа государств:
1) рабовладельческий,
2) феодальный,
3) буржуазный
4) социалистическое государство.
Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.
Формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:
1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;
2) все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой. (н\р у нас не было рабовладельч. формации)
Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие "культура", которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
Английский историк А. Тойнби (1889-1975), внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историке-политической судьбы и экономического развития и др. но так и не разработана типология цивилизаций.
Также представители цивилиз подхода: Данилевский, Шпенглер.
Так, Шпенглер : нет единой общечеловеч. культуры, а есть множество замкнутых культур. Он высказал что существует цикличность цивилизаций, подобно жизненному циклу человека: рождение, детство, юность зрелость, старость и смерть.
Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);
б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно- культурных факторов.
II. Иные типологии гос-в:
1) В типологии государств выделяют государства переходного состояния,или так называемые переходные государства.
Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.
Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.
В учебной юридической литературе используются и иные классификации государств. Например, государства подразделяются на:
2) по видам гос.правовых режимов : демократическиеи недемократические,
5) Классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять:
- светские (все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства.,
- клерикальные (считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственнойи занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений) В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит.
Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.
- теократические (государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным
священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане, Иран, Пакистан.
и атеистические государства. (церковь лишается своей экономической основы - собственности; религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства
Корнев говорил на лекции еще о
- состоявшемся и несостоявшееся гос-ве.
- слабое гос-во которое не справляется с проблемами стоящие перед ним.
Сильное гос-во – может вмешиваться во все сферы деятельности.