Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Главным критерием служит способ производства



(уровень развития производительных сил и производственных отношений)

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

1) первобытно-общинная (безгосударственная),

2) рабовладельческая,

3) феодальная,

4) капиталистическая,

5) социалистическая.

 

Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества,

выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств:

1) рабовладельческий,

2) феодальный,

3) буржуазный

4) социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

 

Формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

2) все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой. (н\р у нас не было рабовладельч. формации)

 

Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие "культура", которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

 

Английский историк А. Тойнби (1889-1975), внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историке-политической судьбы и экономического развития и др. но так и не разработана типология цивилизаций.

 

Также представители цивилиз подхода: Данилевский, Шпенглер.

 

Так, Шпенглер : нет единой общечеловеч. культуры, а есть множество замкнутых культур. Он высказал что существует цикличность цивилизаций, подобно жизненному циклу человека: рождение, детство, юность зрелость, старость и смерть.

 

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

 

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно- культурных факторов.

 

II. Иные типологии гос-в:

 

1) В типологии государств выделяют государства переходного состояния,или так называемые переходные государства.

 

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

 

В учебной юридической литературе используются и иные классификации государств. Например, государства подразделяются на:

2) по видам гос.правовых режимов : демократическиеи недемократические,

3) традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) гос-во. Ростоу, Белл

 

4) государства западнойи восточнойцивилизации.

5) Классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять:

- светские (все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства.,

- клерикальные (считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственнойи занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений) В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит.

Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

- теократические (государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным

священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане, Иран, Пакистан.

и атеистические государства. (церковь лишается своей экономической основы - собственности; религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства

 

Корнев говорил на лекции еще о

- состоявшемся и несостоявшееся гос-ве.

- слабое гос-во которое не справляется с проблемами стоящие перед ним.

Сильное гос-во – может вмешиваться во все сферы деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.