Как вы уже, вероятно, поняли, поглощения мало чем отличаются от слияний. Иногда разница между терминами исчезает вообще.
Как и слияния, поглощения нацелены на синергию, т.е. преимущество от объединения. Но важно помнить, что поглощение всегда подразумевает выкуп одной компании другой компанией, а слияние — не всегда.
Как и в слияниях, при поглощениях, компания-покупатель может расплатится с поглощаемой компанией деньгами, акциями, другими ценными бумагами, или любой комбинацией.
2. Особенности формирования акционерного сектора в Украине.
Акционерные общества в Украине как организационная форма акционерного объединенного капитала формировались тремя основными путями : разгосударствление существующих государственных предприятий, создание новых акционерных обществ юридическими и физическими лицами и реорганизация существующих негосударственных юридических лиц ( частных и коллективных предприятий) в хозяйственных обществах корпоративного типа . По статистическим данным , общее количество акционерных обществ в Украине в 2008г . составляло около 35 тыс.
Достаточно распространенным было превращение существующих государственных предприятий на акционерные общества. Особенность таких преобразований заключалась в том , что они осуществлялись директивно , принудительно , заняли несколько лет и не закончились и сейчас .
Акционерный капитал формировался в этом случае за счет приватизации и корпоратизации государственных предприятий .
В странах с переходной экономикой применялись различные формы приватизации , в Украине она была осуществлена в виде "большой" и " малой " . Не все приватизированные предприятия приобрели организационную форму акционерных обществ . Существует часть приватизированных предприятий , которые являются коллективными , и корпоративные признаки у них не так выражены, как в акционерные . Это прежде всего связано с непосредственным участием членов коллективных предприятий в их управлении по принципу " один член коллективного предприятия - один голос " .
Вторым путем является создание совершенно новых акционерных обществ через объединение имущества и средств юридических и физических лиц . При этом регистрировалась новое юридическое лицо и вносилось в государственный реестр . Такой путь свойственно для всех стран мира и классическим , поскольку акционерный капитал на ранних стадиях возникал только так . Исходя из этого не имеет больших различий и третий путь , когда из частных предприятий и обществ некорпоративного типа ( или корпоративного - общества с ограниченной ответственностью ) формировались акционерные общества. Снова созданы акционерные общества в Украине сейчас развиваются , и их доля в негосударственном секторе растет .
Акционерное общество: проблемы становления
Возникновение, функционирование и развитие акционерной формы собственности это длительный исторический процесс, обусловленный противоречиями самой частной собственности между потребностями в постоянном увеличении капитала и ограниченными возможностями единоличного собственника предприятия. Это противоречие разрешается путем использования главного инструмента акционерного общества (АО) акции. Акции являются фиктивным капиталом АО и распространяются среди большого количества акционеров, аккумулируя, таким образом, значительный капитал. В нашей стране была проведена политика разгосударствления и приватизации, главной формой которой явилось акционирование.
В Украине проблемы реализации фиктивного капитала акционерных обществ выражаются в следующем:
1. Незаинтересованность инвесторов вкладывать деньги в акции
2. Неразвитость инфраструктуры рынка ценных бумаг (РЦБ): - первичное размещение акций новых выпусков происходит на фондовой бирже, в то же время она не является ведущим структурным элементом вторичного РЦБ - отсутствие системы клиринга - слабое развитие института независимых регистраторов и депозитариев.
3. Отсутствие твердой законодательной базы.
4. Экономическая и правовая некомпетентность большинства индивидуальных инвесторов, которых в Украине около 50% населения (вследствие использования приватизационных имущественных сертификатов).
Сейчас украинский бизнес готовится играть по новым правилам, так как Закон "Об акционерных обществах", о котором так давно говорили, наконец, появился. Этот документ должен защитить миноритарных акционеров и усложнить жизнь рейдерам.
По официальным данным, количество акционерных обществ (АО) в Украине составляет около 32 тыс., из них 11 тыс. - открытые (ОАО) и почти 21 тыс. - закрытые (ЗАО). Они производят почти 75% ВВП страны. Именно в АО сосредоточено свыше 60% промышленно-производственного потенциала Украины.
В течение 17 лет основой работы на рынке был Закон "О хозяйственных обществах", часто критикуемый юристами, чиновниками и международными экспертами. В первую очередь - из-за недостаточной регулированности работы АО и широких возможностей для различных злоупотреблений. Теперь отечественные акционерные общества готовятся к серьезным изменениям.
17 сентября 2008 года принят Закон Украины "Об акционерных обществах", который должен стать основным нормативным актом, регулирующим вопросы деятельности и корпоративного управления в АО. Кроме того, его наличие считается одним из условий для успешной интеграции Украины в ВТО
Закон "Об акционерных обществах" предусматривает, что вместо закрытых и открытых АО в Украине будут общества двух видов:
· публичные(более 100 акционеров, обязательный листинг и размещение минимум на одной фондовой бирже)
· частные (менее 100 акционеров). Миноритарии (размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров) смогут беспрепятственно участвовать в общем собрании акционеров АО и вносить вопросы в повестку дня; продавать собственные акции по рыночной цене самому АО.
«Закон не обязывает ОАО перерегистрироваться именно в публичное общество, а ЗАО - в частное. Но все же тут существуют некоторые ограничения: выбор типа общества до перерегистрации ограничен количественным составом его акционеров (так, в частном АО их может быть не более ста). Кроме того, все публичные АО обязаны проходить процедуру листинга (совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленным биржей условиям и требованиям. Листингом часто называют сам биржевой список.) и оставаться в биржевом регистре хотя бы на одной фондовой бирже.
Для того, чтобы вывести страну из кризиса, поставить ее на один уровень с экономически развитыми странами, чтобы заработали все рычаги рыночного саморегулирования, и отношения собственности реализовались реально (а не идеально), необходимо хорошо продуманное и экономически обоснованное государственное вмешательство.
Главными задачами по формированию условий для функционирования механизма реализации фиктивного капитала АО являются: во-первых, создание условий, когда потенциальный инвестор будет заинтересован вкладывать средства в акции предприятия, в частности, осуществление налоговой политики, позволяющей АО работать с прибылью и выплачивать дивиденды; создание правовой основы для регулирования отношений между участниками фондового рынка; в-третьих, развитие инфраструктуры РЦБ; предоставление инвесторам достоверной информации о состоянии РЦБ и обеспечение свободного доступа к ней.