Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 6. Психология расследования преступлений



Вопрос 27. Этапы расследования и структура познавательной деятельности следователя

 

Вся познавательная следственная деятельность может быть разделена на этапы:

до возбуждения уголовного дела — проводится в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ (обязательность рассмотрения заявлений к сообщений о преступлении с принятием одного из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по последственности),

осуществление следственных действий после возбуждения уголовного дела.

Процесс расследования любого преступления подразделяется на:

подготовительный (в соответствии со ст. 109 У ПК РФ);

первоначальный, в процессе которого факты, выявленные в ходе соответствующей проверки материала или заявления, получают свое процессуальное закрепление;

основной — создается соответствующая база для всестороннего полного и объективного исследования собранных по делу доказательств;

заключительный подводит итог всей познавательной деятельности следователя путем составления обвинительного заключения и его последующего утверждения прокурором для передачи уголовного дела в суд.

Bonpoc28. Эвристика в следственно-поисковой деятельности

Эвристический поиск представляет собой выбор оптимального направления при сужении зоны поиска, это выбор минимального числа средств для достижения максимального познавательного результата.

Эвристика (от греческого heurisko — нахожу) основывается на определенных правилах:

необходимо при расследовании уголовного дела провести сравнение различных вариантов решении, чтобы выбрать наилучший;

чем особеннее происшедшее событие, тем больше его информативная значимость;

вся поступающая о преступлении информация должна быть соответствующим образом оценена и классифицирована.

На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что продуктивность эвристического мышления зависит от отсеивания не относящейся к делу информации.

При расследовании неочевидных преступлений наибольшая эвристическая проблема состоит в установлении личности скрывшегося преступника. В таких случаях необходимо:

искать информацию о преступнике на месте совершения преступления;

анализировать полученную оперативную информацию;

искать информацию в аналогичных нераскрытых уголовных делах;

искать информацию в аналогичных способах совершения преступлений по специальным учетам;

выявлять возможных очевидцев преступления путем проведения сплошного опроса населения того района, где было совершено преступление;

необходимо не просто собирать, но и анализировать всю информацию о поведении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Вопрос 29. Типология следственных ситуаций

При расследовании преступлений следственные работники должны создавать информационную модель, т.е, специально создаваемую систему, которая смогла бы отображать элементы проблемной ситуации и находить информацию для решения поставленных задач.

Вся деятельность следователя строится на построении версий, которые выдвигаются на основе предположений о мотиве преступления.

Выдвигаемые версии подразделяются на:

специфические и типовые (отражают наиболее типичную возможность обусловленности какого-то события какой-то причиной);

частные и общие (включающие в себя несколько частных версий);

последующие

В следственной практике возникают ситуации, когда преступления совершаются липами с различными психическими отклонениями. В таких случаях следователь должен проанализировать неадекватность преступных действий (извращение, садизм и т.п.), а зачастую при совершении корыстных преступлений — избирательное завладение малоценным имуществом потерпевшего или повышенную ориентацию на сексуально значимые предметы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.