Форма государства представляет собой внешнее проявление гос. власти воплощенное в её структуре и способах формирования. Форма государства определяется как способ образования и структурирования государства.
Под содержанием государства можно понимать характеристику деятельности государства не имеющей структурного выражения – это гос. идеология, задачи, функции методы осуществления гос. власти. Таким образом форма характеризует структуру государства, его строение. А содержание – специфику его деятельности. Форма консервативнее содержания.
Насыров
Любому государству присущи общие признаки. Но при этом государства многообразны с точки зрения организации и осуществления государственной власти.
Вопрос: возможно ли создать форму государства, которая подходила бы для всех государств.
Форма государства определяется целым набором факторов и поэтому поставка вопроса о создании концепции идеальной формы государства научно некорректна. Этот вопрос надо решать как в пространственно-цивилизациооном, так и в хронологическом аспекте.
Форма государство- способ осуществления и организации государственной власти.
Многообразие факторов, влияющих на форму государства необходимо анализировать в 2-х аспектах:
1) статистический;
2) динамический.
1)-это своеобразие геополитического положения страны, история страны, традиции, ценности, менталитет.
2)- на форму государства влияет своеобразие того этапа, который переживает страна в данный момент (например, между тоталитаризмом и демократией допустим переходный период в виде конструктивного авторитаризма).
Поэтому целесообразно в качестве особого элемента формы государства выделять гос-политическую динамику.
Она непосредственно связана с политическим режимом и учитывает эволюцию развития государства. Возможность использования этой категории при исследовании государства и его развития предпологает выделение переходного этапа истории государства и права (Сорокин В.В.)
В 50-х гг. после смерти Сталина французский ученый Леви – Стросс указал на то, что критики советского режима неохотно признают или вообще не замечают отдельных элементов его либерализации.
Современные исследователи позволяют выделить еще 1 элемент -пространство правления госу-ва в общественной жизни
Сегрегация (США) – отдельное и разное: отдельные школы для негров. Была отменена в 60-х годах.
Два вида тоталитаризма:
- открытый
- скрытый (бархатный тоталитаризм).
Государственная власть может быть авторитарной, но при этом пространство его (гос-ва) правления м.б. ограничено, например, сфера политики, тогда как в личной жизни, экономике существует свобода.
С другой стороны современные исследователи говорят об угрозе мягкого «бархатного тоталитаризма», когда гос-во активно использует демократические механизмы и процедуры и в такой же степени расширяет сферу своего присутствия в обществе.
М.Фуко: «Современное государство активно внедряется в тело общества и при этом имеет формальный статус демократического государства».
Первоначально форму государство отождествляли с формой правления.
В античной политико-правовой мысли различали формы государства в зависимости от числа правящих (1-монархия, немного-аристократия, большинство-демократия).
В период позднего средневековья при становлении современных национальных государств стали придавать значение способу тер. организации государства.
Новые государства могли возникать, с одной стороны, в результате преодоления феодальной раздробленности и распространения центральной суверенной власти на всю территорию страны. Власть становилась единой – возникло понятие унитарного (единого) государства.
Реже, с другой стороны, государства возникли в результате объединения при сохранении участниками союза политической самостоятельности.
Поэтому стали различать 2 основных способа тер. организации гос-ва:
1.унитерное гос-во
2. федерация.
В процессе становления буржуазного государства и в рамках сохранившейся монархии стали формироваться парламентарные формы правления. Поэтому был сделан вывод о возможности существования в рамках различных форм правления тех или иных политических режимов.
Окончательно 3-х элементная трактовка форм государства сложилась в 20 в и в отечественной государствоведении эту концепцию обосновал В.Е. Чиркин.
В форме государства Чиркин предложил выделить 2 аспекта:
1) организационно-структурный, отражающий способ организации государственной власти. Проявляется через форму правления –способ организации верховной государственной власти и форму гос-тер. устройства.
2) аспект деятельностно-функциональный, который отражает сам стиль осуществления гос. власти.- выражается в политическом режиме.
В отличии от формы правления и гос. устройства политический режим характеризует не только само государство, но и состояние всей политической системы общества.
Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, а также то итоговое и реальное состояние всей политической системы общества, возникшее в результате взаимодействия всех ее элементов.
Некоторые ученые считают, что политический режим характеризует не форму гос-ва, а содержание.
Все эти 3 элемента формы гос-ва связаны между собой и влияют друг на друга. Так, если в законодательных текстах государство провозглашено республикой и демократией, но при этом устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, то республика становится формальной.
Невозможно сочетание тоталитарного режима и федеративного гос. устройства.
Окончательный вывод о форме гос-ва можно делать после анализа всех 3-х элементов.
Еще пример, установление демократического политического режима в рамках монархической формы правления, предполагает, что монархия должна быть конституционной парламентской.
Для справки: Режим Медведева – скрытый авторитаризм. Политика –игра, перед Западом изображают демократию, а внутри авторитарный режим.