Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие формы государства и соотношение ее элементов



 

Чиркин, Тихомиров, Степанов

Сорокин

Форма государства представляет собой внешнее проявление гос. власти воплощенное в её структуре и способах формирования. Форма государства определяется как способ образования и структурирования государства.

Под содержанием государства можно понимать характеристику деятельности государства не имеющей структурного выражения – это гос. идеология, задачи, функции методы осуществления гос. власти. Таким образом форма характеризует структуру государства, его строение. А содержание – специфику его деятельности. Форма консервативнее содержания.

 

Насыров

Любому государству присущи общие признаки. Но при этом государства многообразны с точки зрения организации и осуществления государственной власти.

Вопрос: возможно ли создать форму государства, которая подходила бы для всех государств.

Форма государства определяется целым набором факторов и поэтому поставка вопроса о создании концепции идеальной формы государства научно некорректна. Этот вопрос надо решать как в пространственно-цивилизациооном, так и в хронологическом аспекте.

Форма государство- способ осуществления и организации государственной власти.

Многообразие факторов, влияющих на форму государства необходимо анализировать в 2-х аспектах:

1) статистический;

2) динамический.

1)-это своеобразие геополитического положения страны, история страны, традиции, ценности, менталитет.

2)- на форму государства влияет своеобразие того этапа, который переживает страна в данный момент (например, между тоталитаризмом и демократией допустим переходный период в виде конструктивного авторитаризма).

Поэтому целесообразно в качестве особого элемента формы государства выделять гос-политическую динамику.

Она непосредственно связана с политическим режимом и учитывает эволюцию развития государства. Возможность использования этой категории при исследовании государства и его развития предпологает выделение переходного этапа истории государства и права (Сорокин В.В.)

В 50-х гг. после смерти Сталина французский ученый Леви – Стросс указал на то, что критики советского режима неохотно признают или вообще не замечают отдельных элементов его либерализации.

Современные исследователи позволяют выделить еще 1 элемент -пространство правления госу-ва в общественной жизни

Сегрегация (США) – отдельное и разное: отдельные школы для негров. Была отменена в 60-х годах.

Два вида тоталитаризма:

- открытый

- скрытый (бархатный тоталитаризм).

Государственная власть может быть авторитарной, но при этом пространство его (гос-ва) правления м.б. ограничено, например, сфера политики, тогда как в личной жизни, экономике существует свобода.

С другой стороны современные исследователи говорят об угрозе мягкого «бархатного тоталитаризма», когда гос-во активно использует демократические механизмы и процедуры и в такой же степени расширяет сферу своего присутствия в обществе.

М.Фуко: «Современное государство активно внедряется в тело общества и при этом имеет формальный статус демократического государства».

Первоначально форму государство отождествляли с формой правления.

В античной политико-правовой мысли различали формы государства в зависимости от числа правящих (1-монархия, немного-аристократия, большинство-демократия).

В период позднего средневековья при становлении современных национальных государств стали придавать значение способу тер. организации государства.

Новые государства могли возникать, с одной стороны, в результате преодоления феодальной раздробленности и распространения центральной суверенной власти на всю территорию страны. Власть становилась единой – возникло понятие унитарного (единого) государства.

Реже, с другой стороны, государства возникли в результате объединения при сохранении участниками союза политической самостоятельности.

Поэтому стали различать 2 основных способа тер. организации гос-ва:

1.унитерное гос-во

2. федерация.

В процессе становления буржуазного государства и в рамках сохранившейся монархии стали формироваться парламентарные формы правления. Поэтому был сделан вывод о возможности существования в рамках различных форм правления тех или иных политических режимов.

Окончательно 3-х элементная трактовка форм государства сложилась в 20 в и в отечественной государствоведении эту концепцию обосновал В.Е. Чиркин.

В форме государства Чиркин предложил выделить 2 аспекта:

1) организационно-структурный, отражающий способ организации государственной власти. Проявляется через форму правления –способ организации верховной государственной власти и форму гос-тер. устройства.

2) аспект деятельностно-функциональный, который отражает сам стиль осуществления гос. власти.- выражается в политическом режиме.

В отличии от формы правления и гос. устройства политический режим характеризует не только само государство, но и состояние всей политической системы общества.

Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, а также то итоговое и реальное состояние всей политической системы общества, возникшее в результате взаимодействия всех ее элементов.

Некоторые ученые считают, что политический режим характеризует не форму гос-ва, а содержание.

Все эти 3 элемента формы гос-ва связаны между собой и влияют друг на друга. Так, если в законодательных текстах государство провозглашено республикой и демократией, но при этом устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, то республика становится формальной.

Невозможно сочетание тоталитарного режима и федеративного гос. устройства.

Окончательный вывод о форме гос-ва можно делать после анализа всех 3-х элементов.

Еще пример, установление демократического политического режима в рамках монархической формы правления, предполагает, что монархия должна быть конституционной парламентской.

Для справки: Режим Медведева – скрытый авторитаризм. Политика –игра, перед Западом изображают демократию, а внутри авторитарный режим.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.