Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология государства и его современность



С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?" Многие ученые характеризовали государство как организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) пра­вительство.

Одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обще­ством, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (пра­вительством).

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времениформационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в ре­зультате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — пос­ледний тип эксплуататорского государства — подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает».

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства являетсяцивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее высокого уровня народного по­требления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая ста­дия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в стадию «зрелости».

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский ис­торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общест­ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностя­ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби поня­тий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

Имеются и некоторые другие подходы к типологии государст­ва, различающиеся между собой положенными в их основу кри­териями, но они, как правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено внимание к двум ос­новным.

При изучении вопроса о типах государства следует пользо­ваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитив­ные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 

Понятие и содержание функций государства.

Функции государстваэто основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

  • Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества.
  • В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной арене.
  • Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его деятельности.

Функции государства - это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, пред­ставляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой орга­низации публичной власти, но и общества в целом.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой класси­фикации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных, близ­ких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутри­политических или внешнеполитических — они подразделяются навнутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования. К внешним функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функцииосновные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назна­чение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, рабо­ты транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами (например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование, финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыва­ют, группируют по наиболее важным направлениям государст­венного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

От основных и неосновных функций государства следует от­граничивать функции органов государства, т.е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в государственном механизме политической системе общества.

 

Понятие формы (устройства) государства.

Под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом. Форма государства является достаточно сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства и политического режима – наиболее широко распространена в отечественной науке. Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному- республиканская. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Формы государственного правления подразделяются на :

монархические (единоличные, наследственные)

республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на:

-абсолютную;

-ограниченную (парламентарную).

Ограниченная монархия делится на:

-сословно- представительную;

-конституционную.

Конституционная монархия в свою очередь подразделяется на:

-дуалистическую;

-парламентарную.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Относительная монархия- форма правления в которой наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие вламть главы государства (Япония, Великобритания и др.).

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в видедуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). В некоторых монархических государствах (например, в Сау­довской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название сократических.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. (Великобритания, Бельгия, Дания и др.).

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (ФРГ, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Индия и др.).

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства ( США).

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмот­ренных выше типов республики черт.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.