Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Школа естественного права



 

В основе этого правопонимания тезис о постоянном существовании неких высших и не зависящих от государства норм, выражающих справедливость, разум. Последние действуют и обладают ценностью вне зависимости от воли и усмотрения государственного законодателя. Кстати, есть направление в естественно-правовой теории, исходящее из того, что это справедливое и разумное начало исходит от бога и в этом смысле оно перекликается с теологической концепцией права. Но большинство авторов естественно-правового направления ориентированы на светский вариант ответа на вопрос о сущности права и видят его в природе человека, вечных законах природы и т.д. Именно сторонники естественно-правовой теории наиболее последовательно проводят разницу права (естественного) и закона (государственно установленной нормы). Многие интересные идеи этой теории возникли еще в древности (Сократ, Платон и т.д.), но окончательно она оформилась в эпоху Возрождения и буржуазных революций и представлена в работах Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и других. Г. Радбрух писал, что идея естественного права была ошибкой, но то была одна из плодотворнейших ошибок, какие только могут быть. То старая хитрость мировой истории: право, для которого она хочет добиться осуществления, она выдает за уже действующее, а право, которое хотела бы отменить, она выдает за уже отмененное, - и таким путем век просвещения, под ложным знаменем вечно и всюду обязательного естественного права, добился победы для своих политико-правовых требований. Уже в конце 18 - начале 19 веков естественно-правовые идеи нашли отражение в ряде официальных документов, оказавших громадное воздействие на политико-правовое развитие не только тех стран, в которых они были приняты, но и других. Речь идет о таких документах как Декларация независимости США (1776), французская Декларация прав и свобод гражданина (1789) и ряд других. Естественные, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу, собственность, сопротивление незаконной власти, счастье предстали в них не просто в виде неких притязаний, основанных на справедливости и разуме, а как норма права, с которой нельзя не считаться даже всесильным монархам великих империй. Вообще характерно, что естественно-правовая концепция получает каждый раз второе дыхание там и тогда, где и когда в обществе вызревает мысль, что так жить нельзя. Что существующая государственно-правовая система не соответствует идеям разума и справедливости, тормозит прогрессивное и даже просто нормальное развитие страны и т.д. Не случайно и в отечественной юриспруденции она получила заметное распространение в 80-90-е годы 20 столетия (В. 11ерсесянц и др.). Р. Лукич отмечал, что как только возникает кризис и в обществе, и в сфере права начинают расцветать различные школы естественного ... права. Очевидное положительное значение естественно-правовой теории в безусловном утверждении определенных неотчуждаемых прав человека, которые не вправе у него отобрать ни одна власть или система законодательства. Ведь любая тоталитарная система всегда пытается под прикрытием некоего приоритета, выставляемого ею в виде наиважнейшего – воля бога, благо нации, интересы класса и т.д., перечеркнуть значимость естественных прав человека. Знание о существовании неких неотъемлемых прав нередко уже само по себе может быть мощнейшим фактором противодействия национализму, религиозному фундаментализму и т.д. Но заслугой этой теории является и различение права и закона, ибо действительно далеко не каждый закон, как результат государственной законодательной деятельности, можно признать правовым, ибо нередко они посягают на естественные права человека на собственность, свободу и т.д. В этом смысле приоритет права перед законом – великое благо, ибо но позволяет сохранять критерии разумности и справедливости законодательства. Но при этом всегда следует помнить, что оценка икона, с точки зрения естественного права, и культивирование нигилизма к законам – вещи разные. Грань между правовым нигилизмом и нигилизмом по отношению к законам достаточно тонка, а опасности, называемые не различением этой грани, серьезны (анархия и т.д.). Кроме того, следует учесть, что чрезмерная революционность методов достижения естественно-правовых идеалов, отсутствие чувства меры реальности само по себе может служить отдалению провозглашенных благих целей.

 

 

105. Постклассические теории права.

 

Либерта́рно-юриди́ческаятео́рияпра́ва и госуда́рства (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) — концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком СумбатовичемНерсесянцем в 70-90-х гг. ХХ века,

 

Эта концепция названа "либертарной" (от лат. libertas - свобода) потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же "юридический" (от лат. ius - право) в названии концепции означает "правовой" (а не "юриспруденческий", т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. iusnaturale - естественное право), с другой - от легизма (от лат. lex - закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве [1]

«Понятие «свобода» диаметрально противоположно понятиям «произвол», «своеволие», «насилие» … В условиях государственно-организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право, имеющее законную силу… »

В условиях взаимосоответствия свободы, права и закона законной силой обладает лишь норма, представляющая собой меру свободы. Ценность права как раз и состоит в том, что право обозначает сферу, границы и структуру свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту».[4]

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.