Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические типы демократии



Демократия - такая система властвования, в которой все слои общества имеют формальные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом.

Наибольшее количество документальных свидетельств о первых системах правления, опирающихся на регулярное принятие коллективных решений, касается такой формы социальноэкономической и политической организации общества, как древнегреческие полисы. Ведущую роль среди них играли Афины, где, собственно, и появился сам термин «демократия».

 

Центральное место в функционировании полиса играло народное собрание, к работе в котором привлекалось все свободное мужское население. Оно заседало около сорока раз в год. Постепенно собрание добилось права наделять должностных лиц полиса властными полномочиями и благодаря этому обрело верховенство над прочими политическими акторами. В демократических Афинах большое внимание уделялось обеспечению максимально широкого участия граждан в управлении и предотвращению узурпации власти. Большинство должностей с VI—V веков до н. э. замещалось по жребию, открывавшему максимально широкий доступ к управленческим должностям. Народное собрание могло изгнать из полиса политика, стремившегося к установлению тирании. Со времен Перикла (490—429 до н. э.) афинянам начали платить деньги за работу в качестве должностных лиц, а также за каждый день участия в народном собрании, что позволяло даже малоимущим приобщаться к политической жизни. Был утвержден основополагающий демократический принцип равенства граждан.

Афинская демократия стала первейшим образцом прямой демократии, при которой от всех граждан требуется высокий уровень политического участия. В последующие века этот исходный образец совершенствовался и уточнялся в Риме, а затем в городских коммунах средневековой Европы. Особенно преуспели в этом деле итальянские города-. Другая ветвь демократии в тот же период развивалась на севере европейского континента, где появилась своя система народных собраний, основанных на политическом равенстве свободных общинников Но, наряду с накоплением позитивного опыта, эксперименты с прямой демократией неоднократно подтверждали, что отсутствие профессионального и постоянно действующего бюрократического аппарата, а также требование непосредственного участия всех граждан в отправлении власти влекут за собой неэффективность управления.

 

С наступлением Нового времени развернулась модернизация идеологии и практики народовластия, означавшая, прежде всего, придание элементам демократии большей суверенности и легитимности. Народные собрания постепенно становятся собраниями законодательными, причем наибольшее развитие данный процесс получил в Англии. Здесь, по словам Даля, «эта эволюция привела к созданию конституционной системы, при которой король и парламент взаимно ограничивали власть друг друга, а внутри самого парламента власть наследственной аристократии, заседавшей в палате лордов, уравновешивалась властью народа, чьи представители избирались в палату общин» Впрочем, описанная система еще не была демократией в полном смысле слова. Лишь в XIX столетии диффузия власти, обусловленная массовым распространением грамотности и набирающей обороты индустриализацией, трансформировала древние институты прямой демократии в представительные органы, избираемые на основе неуклонно расширяющегося избирательного права.

В конце XVIII века с образованием Соединенных Штатов Америки английские парламентские традиции получили новый импульс. Экспорт представительных институтов и англосаксонского права в Новый свет стал важнейшей особенностью 23 британской колонизации. Высочайшая степень равноправия граждан, относительное имущественное равенство, а также изобилие ресурсов, наблюдавшиеся в североамериканских колониях, создавали предпосылки для совершенствования демократических институтов и процедур, включая всеобщую выборность государственных должностей, укрепление независимости суда, формирование системы сдержек и противовесов. Здесь активно разрабатывался принцип делегированного народовластия: идея представительства казалась идеальным методом приспособления классической демократии к реалиям больших государств (де Токвиль 1992).

Интересно, однако, что на раннем этапе истории США понятие демократии не пользовалось популярностью; американцы предпочитали называть свою систему правления республиканской. В частности, Джеймс Мэдисон (1751—1836) призывал различать чистую демократию, под которой понималось «общество, состоящее из небольшого числа граждан, собирающихся купно и осуществляющих правление лично», и республику, под которой разумелось «правительство, составленное согласно представительной системе» (Федералист 2000: 83). Для теоретиков американской государственности было важно обосновать переход от прямой демократии, сопряженной с заметными практическими неудобствами и рисками, к демократии представительной, наиболее соответствовавшей потребностям новорожденной федерации бывших британских колоний. [См. статью Федерализм.] Кроме того, неприятие демократии отчасти было вызвано и тем, что этот порядок ассоциировался с недостаточным обеспечением прав меньшинства. Только в первой половине XIX столетия термины «демократия» и «демократ» постепенно вернулись в американский политический лексикон; как раз к этому времени система правления в США стала более или менее отвечать критериям современной демократии. Что же касается европейского континента, то здесь сильный толчок процессам демократизации дала Великая французская революция, открывшая для Старого света эру либерализма и свободного рынка и способствовавшая распространению радикально-мажоритарных идей.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.