Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мусульманская правовая семья



 

Мусульманское право — это единая исламская система соци­ально-нормативного регулирования, которая включает как собст­венно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи[42]. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право — это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.

В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн человек, исповедующих ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения более чем пятидесяти государств.

Многие мусульманские государства заявляют в своих консти­туциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения, в частности, в конституциях Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Пакистана.

Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, — первый источник мусульман­ского права. Он состоит главным образом из положений нравст­венного характера, носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран учит мусульманина, например, высказывать состра­даниеслабым и неимущим, честно заниматься предприниматель­ством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщиче­ства и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, кото­рыми Мухаммед занимался, будучи судьей.

 

Вторым по значимости источником права является Сунна — собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведе­нии, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.

 

Третьим источником мусульманского права служит так назы­ваемаяиджма — согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее зна­чение — юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

 

Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) — правила применения кновым сходным случаям пред­писаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

 

Два последних источника явились результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказав­ших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.

 

Вся система норм мусульманского права, основанная на Ко­ране, обычно называется шариатом.

 

Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридичес­ких норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества[43].

Мусульманское уголовное право устанавливает четко опреде­ленные наказания (причем весьма суровые,) за такие преступле­ния, как убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелю­бодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, воору­женное ограбление и бунт. Наказание за остальные преступления определяет сам судья по своему усмотрению.Широко применение смертной казни, наказа­ние плетьми, избиение камнями

Мусульманское судопроизводство довольно простое. Едино­личный судья рассматривает дела всех категорий. Иерархии судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея) мусульман­ские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопро­изводства. Однако во многих арабских государствах мусульман­ские суды продолжают играть немалую роль в механизме регули­рования общественной жизни. Как правило, к судьям предъявля­ются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.