Форма государственного устройства это территориально политическая организация, которая охватывает принципы механизма взаимоотношения государства как единого целого и образующих его территорий.
Формы государственного устройства следует различать в соответствии со следующими критериями:
S Состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий. •/ Право территорий на сецессию, т.е. выход из государства, в которое они входят.
S Статус территориальных органов. Являются или нет территориальные учреждения высшими органами государственной власти
S Статус нормативных актов, издаваемых органами территорий.
S Система распределения полномочий между территориями и государством, в которое они входят.
S Система привлечения финансовых средств для обеспечения деятельности территориально-политического образования.
Унитарное государство единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Великобритания, Франция, Япония). Основными признаками унитарного государства являются следующие:
■ единаясистемавысшихоргановвласти;
■ единаяконституцияиправоваясистема;
■ отсутствиесуверенитетаутерриториальныхединиц;
■ возможность существования автономных образований;
Федерация - союзное государство, состоящее из многих или не скольких государственных образований, обладающих определенной самостоятельностью в тех или иных сферах общественной жизни.
В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориями. Собственным суверенитетом обладают как федерация, так и ее члены. Общими признаками федерации являются следующие:
территория федерации состоит из территории ее субъектов;
верховная государственная власть принадлежит федеральному правительству;
субъекты федерации могут самостоятельно формировать органы государственной власти и систему законодательства;
гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации;
существует палата представителей субъектов федерации;
внешнеполитические отношения осуществляет федеральное правительство.
В настоящее время существует несколько классификаций федеративных государств, к основным из них относятся следующие:
1. Административно-территориальные федерации /Бразилия, Мексика, США/, которые обладают особыми признаками.
2. Национально-территориальная федерация. К ее основным признакам относятся:
субъекты федерации являются национальными государствами и государствоподобными образованиями;
добровольное объединение субъектов в федерацию;
федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций;
высшие органы федерации формируются из представителей ее субъектов;
конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
По форме возникновения федерации подразделяются на:
конституционно-договорные. В основе федерации лежит соглашение между центром и территорией о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Это соглашение может быть оформлено в виде до говора, заключаемого независимыми государствами. Так, до образования федерации в Швейцарии ее кантоны являлись самостоятельными государствами. Федеративное соглашение может быть выполнено в виде отдельного акта, пример Учредительный акт о создании Мексиканских Соединенных Штатов. Соглашения об учреждении федераций нередко включаются в структуру основного закона (конституции), который принимается с участием всех субъектов федерации;
конституционные. Созданы на основе конституции (США, ФРГ). По внутренней структуре выделяются федерации:
симметричные (Австрия, ФРГ), где все субъекты федерации обладают юридическим и фактическим равенством;
асимметричные (Россия, США), где в составе федерации наблюдаются различные по наименованию и правовому статусу субъекты федерации.
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.
Регионалистское государство как начальная стадия перехода от унитарного государства к федеративному