Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма гос. устройства. Понятие и виды



 

Форма государственного устройства это территориально политическая организация, которая охватывает принципы механизма взаимоотношения государства как единого целого и образующих его территорий.

Формы государственного устройства следует различать в соответствии со следующими критериями:

 

S Состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий. •/ Право территорий на сецессию, т.е. выход из государства, в которое они входят.

S Статус территориальных органов. Являются или нет территориальные учреждения высшими органами государственной власти

S Статус нормативных актов, издаваемых органами территорий.

S Система распределения полномочий между территориями и государством, в которое они входят.

S Система привлечения финансовых средств для обеспечения деятельности территориально-политического образования.

Унитарное государство единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Великобритания, Франция, Япония). Основными признаками унитарного государства являются следующие:

■ единаясистемавысшихоргановвласти;

■ единаяконституцияиправоваясистема;

■ отсутствиесуверенитетаутерриториальныхединиц;

■ возможность существования автономных образований;

■ внешнеполитическиеотношенияосуществляетцентральноеправительство.

Все унитарные государства существуют в двух формах:

■ централизованные /Финляндия/, вкоторыхместнаяадминистрацияназначаетсяглавойгосударства;

■ децентрализованные /Франция, Япония/, вкоторыхнаселениеизбираетруководителятерриториальныхединиц.

Федерация - союзное государство, состоящее из многих или не скольких государственных образований, обладающих определенной самостоятельностью в тех или иных сферах общественной жизни.

В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориями. Собственным суверенитетом обладают как федерация, так и ее члены. Общими признаками федерации являются следующие:

 территория федерации состоит из территории ее субъектов;

 верховная государственная власть принадлежит федеральному правительству;

 субъекты федерации могут самостоятельно формировать органы государственной власти и систему законодательства;

 гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации;

 существует палата представителей субъектов федерации;

 внешнеполитические отношения осуществляет федеральное правительство.

В настоящее время существует несколько классификаций федеративных государств, к основным из них относятся следующие:

1. Административно-территориальные федерации /Бразилия, Мексика, США/, которые обладают особыми признаками.

■ субъектыфедерациинеявляютсясамостоятельнымигосударствами;

■ нетпрямогопредставительствасубъектовфедерациивмеждународныхорганизациях;

■ конституционнозапрещенвыходизсоставафедерации;

■ вооруженнымисиламируководяторганывластифедерации.

2. Национально-территориальная федерация. К ее основным признакам относятся:

 субъекты федерации являются национальными государствами и государствоподобными образованиями;

 добровольное объединение субъектов в федерацию;

 федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций;

 высшие органы федерации формируются из представителей ее субъектов;

 конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

По форме возникновения федерации подразделяются на:

 конституционно-договорные. В основе федерации лежит соглашение между центром и территорией о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Это соглашение может быть оформлено в виде до говора, заключаемого независимыми государствами. Так, до образования федерации в Швейцарии ее кантоны являлись самостоятельными государствами. Федеративное соглашение может быть выполнено в виде отдельного акта, пример Учредительный акт о создании Мексиканских Соединенных Штатов. Соглашения об учреждении федераций нередко включаются в структуру основного закона (конституции), который принимается с участием всех субъектов федерации;

 конституционные. Созданы на основе конституции (США, ФРГ). По внутренней структуре выделяются федерации:

 симметричные (Австрия, ФРГ), где все субъекты федерации обладают юридическим и фактическим равенством;

 асимметричные (Россия, США), где в составе федерации наблюдаются различные по наименованию и правовому статусу субъекты федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

Регионалистское государство как начальная стадия перехода от унитарного государства к федеративному

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.