Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ



ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Закрепление лекционного материала, контроль за самостоятельной работой студента, разбор сложных, дискуссионных вопросов – цель семинарского занятия.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо ориентироваться не только на повторение материала, сколько на приобретение новых знаний. Поэтому конспект лекции, наряду с программой курса, раскрывающей содержание вопросов плана, должен использоваться студентом лишь в качестве основы для самостоятельного изучения соответствующей темы.

В процессе изучения той или иной темы целесообразно ознакомиться с содержанием соответствующих проблем в нескольких источниках, сопоставить изложенные в них позиции, выявить наиболее спорные моменты. Кроме этого, необходимо использовать научные работы.

При ответе на семинаре от студента требуется продемонстрировать умения:

• обобщить научную информацию, почерпнутую из различных источников;

• четко изложить суть дискуссионных вопросов и существующие позиции по этим вопросам;

• сформулировать и обосновать собственное мнение по соответствующей проблематике;

• ориентироваться в понятиях и категориях, предусмотренных программой курса, прежде всего, тех, которые не изучались ранее.

Для более всесторонних и глубоких знаний вопросов тем курса, студентам необходимо помимо лекционного материала воспользоваться учебной, монографической и иной литературой.

В программе курса содержится перечень рекомендуемой литературы, к которой можно обратиться за дополнительными сведениями. Она может оказать содействие не только при подготовке к зачету, но и при написании реферата. Наиболее важные с методологической точки зрения вопросы законспектировать в тетрадь по семинарским занятиям.

Практические занятия проводятся в виде диспутов, обработки текстовой информации (тезирования, выписки части информации), письменных ответов на вопросы, устных блиц-ответов. Цель диспута состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы курса и закрепить имеющиеся у них навыки дискуссий, публичных выступлений, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать и отстаивать свои мысли. Путем коллективного обсуждения лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. При подготовке к диспуту студенты должны ознакомиться с литературой по заданной теме, составить библиографический список с краткой аннотацией каждого источника, подготовиться к устному выступлению.

Устный блиц-опрос предполагает быстрый ответ, не задумываясь, на поставленный преподавателем вопрос. Оценка «отлично» ставится, если было получено восемь и более правильных ответов из десяти, оценка «хорошо» - при ответе на семь вопросов, «удовлетворительно» за пять правильных ответов. Если было получено четыре и менее ответа, студент получает неудовлетворительную оценку.

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА

Реферат, как уже отмечалось, также является итогом самостоятельного изучения научной литературы студентом. Цель реферата - обучение студента приемам аналитического мышления, реферирования текстов, развитие логического мышления, поиска научных источников по определенной тематике исследования. Конкретная тема реферата определяется преподавателем и объявляются заблаговременно. Тема выбирается преподавателем с учетом пройденных студентами тем лекций и уровня сложности соответствующей проблематики. Реферат пишется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание реферата не должно превышать десяти листов (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). Как правило, реферат должен представляться в печатной форме, в исключительных случаях преподавателем может быть разрешено представление реферата в рукописной форме. В реферате должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу. Реферат должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Составление библиографического списка при написании реферата не требуется. В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. При этом запрещаются списывание, другие формы заимствования чужих текстов, любые действия по нарушению авторских прав других лиц. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на имя автора, а также на источник цитирования. Реферат должен быть самостоятельной научной работой студента по обозначенной преподавателем теме, написание реферата не может быть поручено иным лицам.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Сессионный контроль осуществляется в виде экзамену. Подготовка к нему – это обобщение и укрепление знаний, их систематизация, устранение возникших в процессе учебы пробелов в овладении учебной дисциплиной. Готовясь к экзаменам, студенты уточняют и дополняют многое из того, что на лекциях, семинарских занятиях или при текущей самоподготовке не было в полном объеме усвоено. Кроме того, подготовка к экзамену укрепляет навыки самостоятельной работы, вырабатывает умение оперативно отыскивать нужный нормативный материал, необходимую книгу, расширяя кругозор и умение пользоваться библиотекой и ее фондами.

Очень важно, чтобы подготовка к экзамену начиналась с первого дня учебных занятий и велась в течение всего семестра планомерно, систематически, а не только в период экзаменационной сессии. Преподаватели уже на первых лекциях и занятиях знакомят студентов с экзаменационными и зачетными требованиями, дают рекомендации по самостоятельной работе в течение семестра.

Но подготовка к экзаменам не должна ограничиваться слушанием лекций и чтением конспектов. Студент, готовящийся по конспекту, вынужден заучивать краткие записи и формулировки, в связи с чем на экзаменах он, как правило, дает односложные ответы, не располагая достаточными данными для обоснования и развития ответа. Успех экзаменующегося зависит от повседневной работы в течение всего семестра на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, в библиотеке.

Экзамен проводится в соответствии с учебной программой по данному предмету. Программа – обязательный руководящий документ, по которому можно определить объем требований, предъявляемых на экзаменах и зачетах, а также систему изучаемого учебного материала. Студенты вправе пользоваться программой и в процессе самих экзаменов и зачетов. Поэтому в ходе изучения предмета, подготовки к экзамену нужно тщательно ознакомиться с программой курса. Это позволит целенаправленно изучить материал, самостоятельно проверить полученные знания. При подготовке к экзамену следует побывать на групповых и индивидуальных консультациях, которые, являясь необходимым дополнением лекций, семинарских занятий, помогают глубже усвоить наиболее сложные положения изучаемого курса, устранить пробелы в знаниях. Рекомендации преподавателя содействуют правильной организации самостоятельной работы, ознакомлению с новой литературой и нормативными источниками. На предэкзаменационных консультациях преподаватель обращает внимание студентов на недостатки, выявленные при приеме состоявшихся экзаменов и зачетов.

Экзамены ставят перед студентами задачу самостоятельно распорядиться полученными знаниями, облечь их в надлежащую форму, подготовить логически стройный и научно обоснованный ответ на поставленные в экзаменационном билете вопросы.

Чтобы не допустить переутомления студентов, количество экзаменов регулируется учебным планом. На подготовку к курсовому экзамену обычно отводится 3–5 дней. Этого времени достаточно только для систематизации уже полученных знаний, а также на устранение отдельных пробелов в них. Изучить предмет за предэкзаменационные дни невозможно, в лучшем случае можно лишь формально сдать экзамен, не получив в итоге серьезных знаний.

Экзаменационные требования не могут превышать объема программы, за исключением тех случаев, когда после последнего издания появились новые сведения и материалы, о которых шла речь при изучении дисциплины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.