Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономический кризис (2008 г.): причины; особенности. Антикризисная программа государства



Кризис -- это одна из форм развития экономики, в ходе которого устраняются устаревшие техника и технология, организация производства и труда и открывается простор для роста и утверждения нового. В то же время с преодолением отжившего неизбежно возникает спад производства, растет безработица, снижаются доходы населения, что отрицательно сказывается на условиях жизни людей.

Для большинства наших соотечественников мировой финансовый кризис пришел неожиданно. Конечно, многие профессиональные экономисты подозревали о предстоящих проблемах, так как этот вопрос часто обсуждался в средствах массовой информации. Однако масштаб и скорость развития финансового кризиса поражает воображение. Сегодня мало кто из простых смертных понимает, “откуда взялся”, каковы причины финансового кризиса в России.

Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса, хотелось бы отметить, что финансовый кризис - это структурная единица развития капиталистического рынка. Кризис появляется, когда модель ведения дел устаревает и становиться неэффективной, его появление сигнализирует о том, что в мировой экономике существуют структуры, которые стоило бы изменить. Именно благодаря подобным ситуациям наше общество прогрессирует и развивается. Это и есть главная причина мирового финансового кризиса - необходимость модернизации некоторых отраслей рыночной деятельности человека.

Современная история помнит несколько действительно крупных кризисов, и каждый из них имеет различные причины возникновения и последствия для мировой экономики.

Многие знают, что главной причиной “кризиса 2008 года” является непродуманное ведение инвестиционной деятельности и неэффективные системы кредитования.

Менее заметными причинами возникновения финансового кризиса можно назвать перераспределение мирового баланса сил. Развивающиеся экономики Китая, Индии, России и Бразилии, а также “Азиатских тигров” и некоторых других стран меняют баланс сил в мире, структуру экспорта и импорта, рынки труда, образования, и капитала. Сегодня как раз произошла очередная “разбалансировка”, ставшая причиной экономического кризиса.

Еще одно предположение относительно причин кризиса: некоторые эксперты утверждают, что современная проблема - это лишь следствие американского кризиса 2001 года, который правительство США подавило вместо того, чтобы принимать системные меры. Поскольку современная мировая экономика представляет собой единый организм, где каждая клеточка зависит от другой,
зародившись в США, кризис перекинулся и на другие государства.

Так, главной причиной экономического кризиса в России можно назвать нашу зависимость от мировой экономики. Впрочем, существуют и другие факты: преобладающая сырьевая промышленность, отсутствие территориальной целостности, малоразвитое сельской хозяйство, слабая финансовая система, менталитет - все это в полной мере отразилось на нашей экономике в период кризиса. Что-то сыграло на пользу, но многое вызвало обострение проблемы. Однако кризис, скорее всего, изменит экономику России, и остается надеяться, что в лучшую сторону.

Особенности

Современный кризис происходит в условиях глобализации мирового хозяйства, что придало ему всеобщий характер, охват им всех стран и континентов. Он стал первым кризисом XXI в., который приобрел глобальные масштабы. Это дало основание известным ученым и специалистам отметить, что он имеет системный характер и является наиболее глубоким по своим последствиям. Нынешний кризис происходит при убывающей тенденции пятого большого цикла. Качественно новая техника обеспечила многолетний подъем экономики большинства стран, но в меру насыщения экономики и общества этими видами техники и технологий пятый цикл перешел в убывающую фазу, что и обусловило современный финансово-экономический кризис.

Важная черта современного кризиса заключается и в том, что он свидетельствует о высоком уровне обобществления экономики, ограниченности частной собственности, ставшей причиной несоответствия интересов корпораций и банков, других хозяйствующих субъектов национальным интересам, обусловил ведущую и определяющую роль последних. Вопреки теориям о частной собственности как движущей силе рыночной экономики, кризис со всей остротой продемонстрировал объективную необходимость согласования частных интересов с общенациональными. Он показал большое значение модификации отношений частной собственности, находящей проявление в распространении собственности на знания, интеллектуальной собственности, в изменении положения человека на производстве и в обществе, о чем свидетельствует новая категория "человеческий капитал", превращение его в основную форму национального богатства.

Пути выхода:

1. На региональных рынках организовать еженедельный мониторинг базовых параметров состояния региональной экономики и финансов, социально значимых параметров (безработица, преступность и проч.) На правительственном уровне обобщать и анализировать эти показатели проводить оперативную адресную политику государственного регулирования и антикризисного управления.

2. Остановить эмиссию рубля, «привязать» рубль к золотому эталону стоимости. Перестать тратить золотовалютные резервы на поддержание курса рубля к доллару, зафиксировав обменный курс. Предоставить право осуществления валютных операций банкам по фиксированному курсу рубля с жёстким контролем со стороны государства. /Деньги, это всего лишь мера (эталон) стоимости и основное качество денег - неизменность содержания в них золотого эквивалента (эталона стоимости). Чудовищное заблуждение современной экономической теории - считать деньги инструментом изменения стоимостей! Это извращение понимания рыночных механизмов. Изменение величины меры стоимости (денег) никогда не являлось причиной изменение самой стоимости./ Для стабилизации курса рубля, ЦБ РФ следует начать активно кредитовать банки долларовыми накоплениями из резервного фонда, после чего конвертировать кредит в рубли по фиксированному курсу, под 5% годовых, чем постепенно "избавляться" от валютной необеспеченной ликвидности, переводя её в рублёвые обязательства. Закрыть валютную биржу, как спекулятивный механизм, торгующий эталонами стоимости, дестабилизирующий и извращающий стоимостные оценки, перейти к фиксированному государством курсу к основным мировым валютам. Корректировать его ежеквартально исходя из уровня их девальвации. Увеличить государственную долю участия в золотодобыче. Реанимировать отрасль.

3. В тоже время, заморозить цены на все базовые для общего ценообразования товары, продукцию естественных монополий, чем снизить внутреннюю инфляцию. Сформировать юридическое понятие "экономическая спекуляция", как деятельность по увеличению цены, без сообщения товару дополнительных потребительских свойств, без соразмерного увеличения в ней доли труда.Поправить "антиспекулятивное" законодательство и правовым механизмом её пресечь. Не ограничивать цены (это путь к дефицитам), а разработать критерии монопольных «злоупотреблений» и эффективные штрафные правовые механизмы для необоснованного повышения цен в регионах. Развитие производства обеспечивать не столько с прибыли, сколько за счёт доступных низкопроцентных кредитов (до 7-9 % годовых) на развитие производства. Прибыль, направляемую на расширение производства и открытие новых рабочих мест освободить от налогов.

4. Активнее использовать механизм госзаказа через открытые тендеры на внутреннем рынке. Переориентировать максимально государственный импорт, активнее торговать с третьими странами, СНГ, Китаем и Индией уйти с ними от расчётов в долларах к расчёту в национальных валютах, в рублях, в золоте.

5. Минимизировать налоги у импортозамещающих производств. Создать беспрецедентные льготы, стимулирующие их появление и развитие. Перевести экономическую политику по созданию импортозамещающих производств, в ранг приоритетного национального экономического проекта.

6. Начать глубоко реструктуризировать валютный (особенно долларовый) резерв, переводя его в активы наукоёмких, высокотехнологичных компаний - производителей закупаемого Россией импорта за валюту.

7. Начать процесс выработки новых принципов и правил кризисного функционирования банков, исходя из их основного предназначения: обеспечения обменных банковских операций и кредитование реального сектора.

8. Выработать новые принципы и правила работы товарных и сырьевых бирж. Основу которых, должны составить строгие, однозначно трактуемые критерии информативности, открытости участников сделок, ответственности за нечистоту сделки.

9. Разработать однозначные критерии оценки стоимости экономических объектов и привести ценные бумаги в соответствие этим критериям. Произвести переоценку стоимости ценных бумаг.

10. Перевести борьбу с коррупцией в практическое, экономическое, правовое русло. Доработать закон о противодействии коррупции и методику проведения экспертизы нормативных актов и документов. Конкретизировать нормы и понятия права, глобально усилить ответственность. Ликвидировать многозначность и общие деклоративные фразы. Создать общественные эффективные обратные связи, регулирующие коррупциогенность системы. /Именно этот способ, есть единственный эффективный способ противодействия, исключающий бесконечную «матрёшечность» структур аппарата, контролирующих друг друга, истощающих бюджет, прокладывающих путь «в никуда»./

11. Обязать все предприятия, включая и малые опубликовывать на едином, открытом в доступе, государственном информационном портале в сети Интернет ответственную, строго формализованную, обязательную, ежеквартальную информацию о своих активах, балансе, ценах.Тому же обязать все бюджетные организации, включая все министерства и ведомства, включая силовые, в том числе, опубликовывать информацию о закупках на сумму более 50 000 рублей, поставщиках, закупочных ценах по ним. Это даст правительству дополнительные возможности оперативной статистической обработки экономической информации. Наличие оптового посредника (без фазы складирования) между продавцом и покупателем должно рассматриваться как признак "грязной" сделки и компенсироваться штрафом покупателя в размере спекулятивной маржи, а в бюджетных организациях привлечением к соответствующей последствиям мере ответственности сотрудника.

12. Ввести в обиход юридическое понятие "коррупционный случай" - событие купли-продажи, передачи (ликвидации) полномочий (преференций) характеризующееся критериями: отсутствием определённого законодательством механизма информативности события (о его времени, месте, об участниках, об их заблаговременном уведомлении); отсутствие общего конкурентного подхода к тендеру или не соблюдение критериев конкурентного подхода. Ответственность должна быть соразмерна коррупционным преференциям (предполагаемой выгоде, полученной от сделки). Факт наличия коррупционного случая - должен стать объектом следственного дознания и судебного разбирательства. Инициатором его может быть любое юридическое или физическое лицо, орган власти, налоговый орган, общественная организация. Определить меры ответственности инициатора и участников сделки.

13. Вывести маркетинговые, аналитические, информационные и прочие «сомнительные» услуги из статуса "производственных расходов" фирмы в статус "расходы за счёт прибыли".

14. Начать создавать новые рабочие места в инфраструктуре, системе ЖКХ, вводить повсеместно ресурсосберегающие технологии, создавать и модернизировать коммуникации, городской транспорт.

15. Организовать господдержку региональным биржам труда а системе переподготовки кадров, с участием предприятий, в системе дополнительного образования. Создать гласную, открытую систему адресной поддержки безработным.

16. Начать глубокую ревизию экономического, гражданского права, направленную на ликвидацию многозначности и неопределённости понятий права, разработать нормы однозначной, значительно более строгой ответственности за свою деятельность всех участников рынка. Начать процесс создания ответственного экономического сообщества.

17. Пересмотреть основные принципы функционирования госструктур. Начать ревизию «непроизводственной сферы», оптимизацию структур, их реструктуризацию и сокращение. Пересмотреть функции структур, конкретизировать их обязанности, разграничить полномочия, поставив во главу персональную ответственность.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.