Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава XXIV. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО



 

§ 1. Общая характеристика современных представлений

о соотношении государства и общества

 

Когда говорят о государстве, очень часто его понимание сводят к обществу. Государство называют особой организацией общества или специфической формой политической организации общества. Связь этих понятий - государство и общество - бесспорна; отделить одно от другого подчас представляется довольно сложной задачей. Однако знака равенства между государством и обществом поставить нельзя. Государство выступает инструментом, который организует конкретное общество при помощи суверенной публичной власти и специального аппарата.

Из множества разработанных в истории общественно-политической мысли теоретических концепций, раскрывающих механизм взаимодействия государства и общества, особое место занимают классическая либеральная модель, воплощенная в англо-американской политической практике, и этатистская (от франц. "etat" - государство), оказавшая наибольшее влияние на политическое развитие европейских государств.

В классической либеральной модели взаимодействия государственной власти и общества в качестве первичных, определяющих элементов выступают гражданские права и свободы, а государству отводится роль политического института, выполняющего преимущественно регулятивные функции. Эта англо-американская политическая модель строилась на отстаивании идеи свободы человека и неотъемлемости, неотчуждаемости его естественных прав. Противопоставляя человека (общество) государству, ее сторонники (Т. Гоббс, Т. Джефферсон, Д. Локк, Д. Мильтон, Б. Франклин) цель и предназначение государственной власти видели в обеспечении "всеобщего блага", всяческой защите интересов человека.

Согласно этатистской концепции государство выступает как целостный социальный организм, как политическое и нравственное целое, как основа функционирования и взаимодействия политического механизма и индивидов. Приверженцы этой так называемой "европейской" модели политического развития (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель), несмотря на содержательную неоднородность их учений, считали, что объединение людей в общество, социум возможно исключительно посредством механизма государственной власти.

Если исходить из первой концепции, противопоставление государства и общества кажется естественным, в "европейской" концепции заметно проводится частичное отождествление этих явлений. Собственно отношения "противопоставления-тождества" и характеризуют эти две категории во все время общественно-исторического процесса, когда они рассматриваются в паре.

Практика развития государств в современном мире все больше демонстрирует тенденцию к сближению государства и общества. Наиболее приветствуемыми в характеристике современных государств являются такие черты, которые в должной мере учитывают и обеспечивают интересы общества. Это - приверженность во внешней и внутренней политике демократическим ценностям, таким как власть народа, господство права, разделение властей, политический и идеологический плюрализм, социальная справедливость и др. В государствах активно развиваются процессы демократизации (вовлечение широких народных масс в решение политических дел), коллективизации (возложение отдельных государственно-управленческих функций на объединения граждан), социализации (установление в государственной практике социальных приоритетов).

Усиление демократических начал обнаруживается не только в том, что государства начинают больше ориентироваться на обеспечение интересов общества, народа, но и в том, что народ выступает "творцом" государства: посредством народного волеизъявления происходит смена партий у власти; на референдумах, плебисцитах решаются принципиальные для государственного развития вопросы, результаты опроса общественного мнения, анкетирования ложатся в основу разработки общенациональных концепций развития; функционируют институты самоуправления народа.

Направление коллективизации в жизни современного государства проявляется, в частности, в том, что на развитии политико-государственных процессов заметно сказывается влияние объединений неполитического характера - профессиональных и иных корпоративных союзов, молодежных, женских организаций, разнообразных неформальных объединений граждан. Государственная власть принимает решения, испытывая известное давление "коллективного элемента". Он же - "коллективный элемент" - включается в процесс принятия важнейших государственных решений: главы государств специально для этих целей формируют советы из высших должностных лиц государства, наиболее авторитетных и заслуженных граждан (советы при президенте, главе правительства), решение некоторых вопросов государственного ведения на определенных территориях вверяется собранию заслуженных лиц (советы старейшин и т.д.).

Процессы социализации в современных государствах - это не только закрепление в основных законах и конституционных актах определения государства как "социального", но и приоритетное обеспечение таких направлений социального развития, как гарантированный бесплатный минимум образовательных, медицинских услуг, установление минимального прожиточного уровня и уровня минимальной заработной платы, организация труда и управление трудовыми отношениями.

Государство и общество, конечно, могут быть охарактеризованы как вполне обособленные политические явления современного миропорядка. Государству свойственны определенная внутренняя структурированность, наличие организационных качеств, а также отлаженных механизмов, обеспечивающих необходимую централизацию в управлении. Осуществление государственно-властных функций обеспечивается специально подготовленным бюрократическим аппаратом, ответственным за правильность принимаемых решений, их полезность с точки зрения ближайшей и отдаленной перспектив. В государствах современного мира сочетаются бюрократический (или технократический) способ постановки задач и исполнения принимаемых на государственном уровне решений с принятием самих решений в процессе демократических процедур демократическими институтами. Технократия как явление современной политической жизни указывает на растущую тенденцию привлечения к подготовке и обоснованию принимаемых важнейших государственных решений технических специалистов высшей квалификации, которые часто, будучи членами разнообразных советов при главах государств, главах правительств, имеют больший вес при подготовке решений, чем чиновники или политические деятели.

Вместе с усилением демократических начал в жизни современного государства и общества, возрастанием значения преимущественно регулятивной функции государства демократической тенденцией выступает саморазвивающееся и саморегулирующееся общество. Многие стороны жизни общества не нуждаются в жесткой нормативной регламентации, не требуют установления правовых норм, участие государства в них в силу естественного развития не предполагается. Государство-организатор и государство - социальный арбитр приходят на смену государству-администратору и "государству-дубине".

Государство-арбитр действует в интересах социальных групп, имеющих наибольшее влияние на население, осуществляет социальную защиту наиболее нуждающихся общественных групп, обеспечивает посредничество в обеспечении развития всего общества, всех его слоев, предупреждая социальное противоборство, сглаживая общественные антагонизмы.

Нынешние прогрессивные тенденции в политическом развитии государств, соответственно современным представлениям об общечеловеческих ценностях, находят воплощение в следовании таким принципам, как:

конституционализм;

парламентаризм;

гуманизм во взаимоотношениях человека и государства.

Конституционализм и парламентаризм, кроме того, выступают как важнейшие институты государственности. Содержательно они обозначают две стороны одного явления - участие представителей от народа в осуществлении государственной власти; народное представительство выступает как канал связи государства и общества.

Сущность парламентаризма состоит в гарантированном государством обеспечении участия населения в отправлении государственной власти посредством выборного представительства в законодательном органе страны. Конституционализм указывает на закрепление в высшем законе государства обязательного народного участия в правотворческой деятельности законодательного органа государства. В понимание конституционализма также включается установление конституционно-правовых форм контроля за обеспечением господства права в политической и общественной жизни государства. Принцип гуманизма ориентирован на признание прав человека высшей ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством.

Реализовать эти принципы в политической практике государства - значит создать условия для гармоничного развития общества, проявления созидательных возможностей личности во всех сферах социальной жизни, формирования гражданского общества.

 

§ 2. Гражданское общество

 

При всей необъятной множественности подходов к определению гражданского общества и неоднозначности его характеристик, в понимании гражданского общества преобладает позитивный ценностный смысл.

Идея объединенности граждан и общества произрастает из Античности. Представления о гражданине, гражданственности и обществе формулировал еще Цицерон. Возникновение концепции гражданского общества связывается с деятельностью западноевропейских энциклопедистов, просветителей в эпоху неограниченной монархической власти. В середине XVII в. Т. Гоббс изложил мысль о принципиально новом характере отношений между людьми при переходе человека из природного (естественного) состояния в иное, где человек проявляет себя как активная, развитая личность с высокими моральными качествами. Впоследствии эта мысль в сочетании со всеми сопутствующими ей проблемами (свободы и долга, нравственности и собственности, права и морали и т.д.) разрабатывалась величайшими мыслителями Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др. Идея гражданского общества - это идея развития: человека несовершенного - к более развитому и цивилизованному, общества деспотичного - к демократическому; это идея преобразования совместной жизни людей в обществе, превращения человека в личность, "гражданина общества". Порожденная противопоставлением абсолютистской власти монарха сфере жизнедеятельности человека, в которую она не могла вмешиваться, концепция гражданского общества базировалась на идее свободы личности. Идея свободы личности - ее автономии, неприкосновенности личной сферы, частной собственности - в концепции гражданского общества выступает основным параметром, задающим качество внутренней политики государства, государственно-правовой деятельности.

Гражданское общество характеризуется определенной степенью развития государства, его способностью обеспечить те или иные права и свободы. Во всех государствах предпосылкой для формирования основ гражданского общества, воплощения отдельных его черт выступает определенное качество общественных отношений. Если в эпоху зарождения идеи гражданского общества его существование связывалось с уважением человеческой личности, признанием естественных прав человека, свободой собственности и т.п., то позднее - с утверждением демократии, свободы личности, правовым равенством, в новейшее время - с относительной самостоятельностью сферы публичных и частных отношений, политической власти и отношений собственности. Гражданское общество вызревает на суверенности личности: каждый член общества может автономно устанавливать социальные связи, выбирать профессию, вступать в различные ассоциации. Гражданское общество формируется по мере осознания каждым членом общества самоценности, личной самореализуемости, собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах.

Гражданское общество как явление идеологического порядка имеет и вполне определенное "материальное" наполнение. Это и способ, и последствия общественной деятельности человека одновременно; это человеческая интерпретация современной цивилизации; гражданское общество - это результат активно-творческой социально значимой деятельности членов общества.

Важнейшим условием утверждения гражданского общества является признание и защита частной собственности. Частная собственность - основа, на которой строится индивидуальная и коллективная инициатива. Это источник саморазвития общества. Охрана частной собственности, покровительство собственности, по сути, главная функция государства. Из утверждения частной собственности проистекает экономическая независимость граждан - гарантия их самостоятельности, ответственности, заинтересованности в защите общественных интересов, повышении собственного интеллектуального уровня, склонность к дисциплинированности, воздержанию от противоправного поведения и т.п.

Гражданское общество в современной трактовке - это такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое сформировалось в ходе естественно складывающихся условий и развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве, саморегулирования без вмешательства государства либо при его минимальном участии. Условия развития гражданского общества заложены в нем самом, в устойчивом единстве и взаимодействии основных его составляющих - человека и общества, с одной стороны, и государства - с другой. Взаимодействие этих элементов само порождает механизмы и способы преодоления внутренних и внешних конфликтов в гражданском обществе.

Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в сферу гражданского общества, но также обязано ограждать ее от любого внешнего вторжения, активизируя свою охранительную функцию. Хотя область действия частных интересов в гражданском обществе - сфера саморегулируемая, защиту ее от произвола государство осуществляет через законодательство, установлением правового порядка.

Пути и механизмы эволюции гражданского общества в разных государствах могут быть сходными. Однако "стартовые" различия исторических условий позволяют говорить о значительной вариативности специфических черт гражданского общества, складывающегося в различных государствах. Так, для формирования гражданского общества весьма существенным является предыдущая практика политического развития государства, накопление демократических традиций, их законодательное закрепление. Гражданское общество способна породить лишь известная ступень общественно-исторического развития, на которой верховенство прав человека не только признается и формулируется в конституциях, но и гарантировано авторитетом государства. Основные экономические и политические свободы в государствах, например Западной Европы, законодательно были оформлены несколько столетий назад, в других же государствах еще длительное время традиционно поддерживались авторитарные порядки. Поэтому интерес к концепции гражданского общества в настоящее время в государствах с прочно установившимся демократическим режимом даже в теоретическом плане несколько убавился. Напротив, в государствах, где государственность и правовой порядок длительное время подменялись тоталитарной политической структурой власти, а реальные, обеспечиваемые государством права граждан, отличались от декларируемых, ценность идеи позитивного взаимодействия гражданского общества и государства остается достаточно высокой.

Дифференциация гражданского общества и государства проводится по разграничению понятий гражданина и человека. Если определение политико-правового статуса гражданина целиком возложено на государство, то действия человека в сфере его индивидуальных интересов на основе естественных неотчуждаемых прав осуществляются вне государственно-властного внимания и составляют область гражданского общества. Значением этого термина - "гражданское общество" - охватывается вся не охватываемая государством и его структурами часть общества. В современном понимании гражданского общества, в том, которое придается ему в настоящее время, из его "общественного" содержания выделяется активная "гражданская" позиция. Гражданское общество есть не что иное, как реальная социальная единица (личность, группа, ассоциация, сообщество и т.п.), позиционирующая себя в качестве свободной, самодостаточной, саморазвивающейся и публично ответственной силы, отстаивающей частные цели и интересы. Это та сфера жизнедеятельности человека, в которой реализуются возможности его свободного выбора, самоопределения, осуществления естественных прав. Разделение массового общества и общества гражданского проводится по линии наличия или отсутствия гражданской активности. Принято мнение, что "пассивное общество... не может считаться гражданским" <*>. Гражданское общество - далеко не население страны, не все общество. Это наиболее динамичная, выделившаяся из общественной среды, наиболее развитая, связанная с общественным и историческим прогрессом его часть.

--------------------------------

<*> См.: Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. С. 143.

 

Конечно же, независимость сфер гражданского общества и государства нельзя абсолютизировать: государство устанавливает "правила игры" и меру должного и допустимого в пределах осуществления "суверенных" прав индивидов. Осознание своего гражданского долга вовлекает человека в сферу общественного взаимодействия. Потребность личности в самореализации, раскрытии разносторонних человеческих способностей может быть практически соединена с запросами современного общества в силу общности политических, социальных и иных условий жизни граждан.

Однако не всегда характер связей гражданского общества и государства характеризуется положительно. Состояние позитивного соотношения интересов личности и государственно-организованного общества - следствие длительного исторического процесса формирования и повышения уровня потребностей и интересов, преобразования системы ценностей индивида, с одной стороны, и их адекватное отражение в санкционированной государством системе права - с другой. При таком соотношении гражданского общества и государства конфликта между ними практически быть не может, потому что не существует социально-общественной почвы для его возникновения. Гражданское общество выступает как антагонист государства тогда, когда государство берет на себя выполнение несвойственных ему функций, когда аппарат государства подменяет общественные институты либо когда вмешательство его в экономические отношения становится явно избыточным. Как негативная практика государства, вызывающая отрицательные реакции структур гражданского общества, выступает, например, деятельность по осуществлению приватизационных и национализационных мероприятий по произвольно устанавливаемым правилам, директивное установление форм и методов организации производства, раздача преференций отраслям хозяйствования и производствам, объективно в них не нуждающимся, и др.

Содержательный аспект взаимосвязей в гражданском обществе включает разнообразные отношения в сфере экономических, этнических, культурных, религиозных, языковых, региональных, профессиональных, семейных, нравственных и иных отношений. Причем он охватывает преимущественно публичную сферу жизни человека в обществе и в той мере, в какой она представляется свободной, открытой, доступной для всех членов общества. Субъектов гражданского общества могут связывать и политические отношения, не опосредованные государством: выступая как первичные субъекты политической жизни, индивиды могут объединяться в группы по интересам, политические партии, движения гражданских инициатив. Субъекты в гражданском обществе добровольно возлагают на себя функции общественного деятеля, не ограничивая собственные интересы частной, приватной жизнью.

Гражданское общество имеет специфическую структуру отношений. Характер связей в гражданском обществе имеет горизонтальную, одноуровневую направленность и не устанавливает субординационного порядка: это отношения солидарности и соперничества равноправных партнеров. Интересы отдельных субъектов могут сталкиваться, противоборствовать, что не только не разрушает гражданское общество, но, напротив, создает предпосылки к возникновению иных общих точек соприкосновения. Кроме того, через общественные объединения политической или политизированной идеологической направленности происходит обеспечение влияния гражданского общества на политическую сферу государства. Именно идеологический "продукт" гражданского общества - сложившиеся в общественном сознании установки - находит дальнейшее воплощение в правовой политике государства, правовых нормах, материальном праве. Влияние гражданского общества на политическую власть происходит на уровне формирования взаимосогласованной идеологии. Гражданское общество задает пределы вмешательства государства и его функции по отношению к гражданскому обществу (институты гражданского общества как таковые политической власти не имеют). Партийные формирования, профессиональные и корпоративные союзы, товарищества собственников, общественные движения, гражданские фронты и гражданские форумы способны подчинять собственным интересам государство. Влияние государства на управление гражданским обществом осуществляется посредством демократических институтов.

Несмотря на значительный интерес к концепции гражданского общества и идеализацию его институтов, возникающий, как правило, периодически как запрос на нерешаемые или пока нерешенные официальной властью проблемы людей, гражданское общество - это не единичная реакция на ситуацию, складывающуюся в государстве. Ситуационность - скорее, характеристика решаемых в разное время государством задач, а не свойство гражданского общества. Гражданское общество, представляемое в виде идеальной конструкции, часто имеет существенные отличия от реально существующего и обеспеченного правовыми нормами. Более того, в определенные исторические периоды гражданское общество нуждается в применении мер по поддержанию эффективности его институтов для укрепления стабильности демократического порядка и базовых общечеловеческих ценностей во избежание укоренения тенденций к авторитарному правлению.

При общем положительном отзыве оценки ценности идеи гражданского общества различны. Представляется, что для правового регулирования она достаточно велика. Нисколько не преуменьшая значения регулирующей роли государства во всех сферах жизни, в том числе и общественной, заметим, что именно в гражданском обществе вызревают предпосылки государственных, а также и конституционных преобразований. Противопоставление гражданского общества государству не является абсолютным; представление конструкции "гражданское общество - государство" в виде антитезы удобно лишь в качестве "учебного пособия" для постижения предмета. Гражданское общество - источник и средство легитимации государства. Проще говоря, государство базируется на "кредите доверия", выданном ему наиболее активной частью общества. Именно позиция гражданского общества определяет пути при выборе направления политического движения, детерминирует государство.

 

§ 3. Основные характерные черты гражданского общества

 

Гражданское общество, характеризуемое как автономная деятельность частных лиц и их объединений, независимых непосредственно от государства, включает весь комплекс отношений при взаимодействии свободных, равноправных людей за пределами государственного регулирования. Обозначим основные черты гражданского общества.

Во-первых, гражданское общество целесообразно рассматривать как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т.п.

Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. Причастность к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше государство способно "доверить" обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс принятия обществом решений (например, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и по благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение возможности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого "административного ресурса" и т.д.), тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество не стихийное явление. Оно организовано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства, экономических, социальных и иных общегосударственных программ, общий уровень гражданственности населения и общества способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики через изменение, например, избирательного или налогового законодательства.

И наконец, последнее, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

 

§ 4. Понятие правового государства

 

Идея правового государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовой государственности, обусловлено развитием общественной его составляющей в результате вызревания гражданского общества как способа организации человеческого общежития.

Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имеет очень древнее происхождение. О необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон - ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (политическое управление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом).

В эпоху ранних буржуазных революций во взглядах на право и его влиянии на политическую жизнь государства преобладает политико-правовой рационализм. Отношения власти и общества тогда рассматривались сквозь призму договора или сделки. Право в таком контексте приобретало значение инструмента наведения социального порядка, отодвигая на задний план религиозные, моральные и другие социальные регуляторы.

Позднее, во времена зарождения буржуазной идеологии либерализма, значение закона видели, в основном, в том, чтобы оградить граждан от произвола государства, а также в "правильной" организации системы власти (Д. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье). Иным видели соотношение частных и общих интересов сторонники демократического подхода к оценке значения права в государстве. Ж.-Ж. Руссо, например, отождествлял право и закон и с тотальной законодательной деятельностью связывал возможность упорядочить отношения между народом и властью. (Дальнейшее развитие политической истории во Франции не подтвердило верность мысли Руссо о возможности таким способом установить режим законности. Законность "по Руссо" в практике Великой французской революции приводила к прямо противоположным результатам.)

В разработку концепции правового государства весом вклад немецкого философа И. Канта. В его политической доктрине верховенство правового закона считалось свойством государства. Практическая позиция автора этой концепции сводилась к тому, что противоправные действия не могут порождать правовой порядок. Идеи Канта нашли немало сторонников и продолжателей как в Германии, так и в других европейских странах. Введение самого термина "правовое государство" также принадлежит немецкому правоведу Р. фон-Молю (30-е гг. XIX в.).

Вопросы теории правового государства в России затрагивали в своих работах Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский (XIX в.), А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский (начало XX в.). Современная отечественная политология и российская юриспруденция в концепции правового государства начала усматривать положительную направленность с конца 80-х гг. XX в. Заметим, что концепция правового государства, распространенная преимущественно в европейских странах, имеет не только сторонников, но и критиков. Так, оппоненты этой концепции (к их числу можно отнести Г. Кельзена и других теоретиков нормативизма) считают, что, устанавливая нормативно-правовую регламентацию общественного порядка, всякое государство выступает как правовое <*>.

--------------------------------

<*> См.: Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1993. С. 33 - 48.

 

Нынешнее понимание правового государства, как и концепция правовой формы государственности в целом, имеет целью высветить в сущности государства такие черты и механизмы, которые обеспечивают господство права, основанных на праве законов в политико-общественных отношениях, в организации системы государственной власти (порядок учреждения, формирования и определения компетенции ее органов, способы их взаимоотношений и т.п.), которые гарантируют защиту интересов гражданина и человека, а также "общего блага" правовыми средствами и в границах правовой процедуры, нацеливают курс общественного развития в направлении гегемонии права.

Первостепенным в характеристике конечных целей построения правового государства выступает утверждение правовых начал и правовых форм во взаимоотношениях публичной власти с субъектами права, правового равенства всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Сущность правового государства - в подчиненности государственной власти праву.

Всякое государство связано правом в меру развитости правосознания его народа и общества, его цивилизованности. Исходный уровень для воплощения в государственно-правовой жизни страны концептуальных характеристик правового государства предполагает достаточно высокоразвитые субъективные представления граждан о господстве права и законности, объеме индивидуальной свободы, способах организации и упорядочения общественных отношений индивидов. В истории общественного развития довольно часто идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива господствующей в государстве идеологии.

Теоретическая модель правового государства в отличие от моделей государств с другими преобладающими политико-правовыми признаками имеет качественно иные взаимосвязи с обществом и личностью, их многочисленными и разнообразными коллективами, иной характер регулятивной и арбитражной роли в обществе. Правовое государство - это связанность его организации и деятельности не только буквой закона, но и его сутью, общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Правовое государство - это взаимные права и обязанности, взаимная ответственность общества, государства, коллектива, личности. Правовое государство - это свобода религии и атеизма, пропаганды религиозных и иных взглядов, где любая дискриминация граждан в связи с верованиями запрещена.

 

§ 5. Признаки правового государства

 

Важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти, в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина. Совокупность этих теоретических и практических элементов в характеристике правового государства позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.

Нормативные признаки правового государства. Следует отметить, что эта группа признаков, помимо самостоятельного значения, несет и общую нагрузку: она представляет собой правовой компонент, который пронизывает все характеристики правовой государственности.

К собственно нормативным признакам следует относить:

верховенство закона и особое место конституции как основного закона;

законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон как источник нормативных предписаний распространяет свое действие на всех субъектов права. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения функционируют на основе и в рамках закона. Общее требование подчинения закону не стирает границы между нормативными правовыми актами различной юридической силы. Более того, данный признак, утверждая господствующее значение закона в правовом государстве, под законом понимает акт соответствующего юридического значения. Только принятый законодательным (представительным) органом с соблюдением законотворческой процедуры либо непосредственно народом на референдуме в соответствии со специально для этого установленным порядком акт может признаваться законом. Акты других органов, наделенных конституцией государства правотворческими функциями, могут издаваться в соответствии с законами, при обязательном соблюдении условия их непротиворечивости нормам законов. Нормы, формулируемые конституцией государства как актом высшей юридической силы, лежат в основе построения иерархической системы нормативных актов: конституция - закон - подзаконный акт. Издание нормативных правовых актов государством должно осуществляться как продолжение конституции.

Правовой характер закона, его конституционно-правовая природа и значение основы действующего позитивного права, а также субординационная подчиненность актов различной юридической силы и их значение регулятора общественных отношений обеспечивают состояние законности как особого режима государственно-общественной жизни. Преференции и ограничения по политическим и гражданским правам для всех (граждан и их объединений) должны быть едиными и могут устанавливаться только законом. Неуклонное соблюдение законов всеми государственными, общественными институтами и гражданами - принцип, характеризующий природу регулируемых правом общественных отношений в правовом государстве.

Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:

разделение государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов "сдержек и противовесов";

законодательное закрепление независимости судебной власти.

Выделение в системе публичной власти именно этих направлений возникло в силу естественных различий отдельных функций властной деятельности. Это законотворчество как способ выявления, формулирования и закрепления нормы права в правовом законе; это правоприменение как способ легального вмешательства в общественные отношения и контроля со стороны государственного административного аппарата в рамках предписанных правовым законом норм; это правоохранение как разрешение на основе правового закона конфликтов и сталкивающихся интересов.

Три отрасли властной деятельности в процессе развития правового начала государственности определили способы формирования соответствующих органов и рамки их взаимодействия. Так, для того чтобы формулирование права осуществлялось в интересах всего общества, необходим такой способ комплектования законодательного органа, в котором бы участвовало общество и которым обеспечивалось выборное представительство, а формирование, например, органов и механизма правосудия должно осуществляться с максимальным обеспечением авторитетности судебной власти при том сочетании властного и общественного, которое в состоянии служить интересам укрепления правопорядка.

Успешное взаимодействие органов государственной власти характеризует устойчивость построения власти в государстве. Устойчивость, в свою очередь, достигается внедрением эффективно действующей системы "сдержек и противовесов". Эта система предполагает введение определенных (компетенционных, процессуальных) ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования (общегосударственный, областной, республиканский и т.п. уровни), по функциям властной деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные). Практически она воплощается, например, в рациональном сочетании сильной исполнительной власти с наделенной необходимыми контрольными полномочиями представительной властью; в четко определенном правовом порядке действия исполнительной власти при ее "раздвоении" (власть президента и власть правительства); в жестком разграничении полномочий между органами центральной власти и органами власти составляющих государство субъектов; во внятном соотношении конституционной концепции местного самоуправления как негосударственной сферы и государственно-властных полномочий его органов.

Введение механизма "сдержек и противовесов" призвано исключить диктат одной из ветвей власти, ограничить возможность занятия ею доминирующего положения в общегосударственной властной структуре, обеспечить реальное позитивное соотношение законодательной власти, исполнительной власти и контрольно-регулятивной деятельности судебной власти.

Самостоятельность судебной власти и ее независимая от исполнительной и законодательной ветвей власти деятельность - не просто декларативное пожелание, провозглашаемое в конституции. Это непременное условие существования авторитетного арбитра, которое достигается реализацией определенных принципов при построении, функционировании органов судебной власти. Отправление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление в установленном законом случаях судопроизводства с участием присяжных заседателей, публичность выносимых судами решений - некоторые из гарантий, обеспечивающих значение независимого арбитра суду и необходимый авторитет решениям, принимаемым судом.

Судебная защита правового порядка, обеспечение режима законности судами находит выражение и в таком правомочии суда, как специальный судебный контроль за соответствием нормативных правовых актов конституционно-правовым нормам и нормам законов, а также за правовым характером действий органов государственной власти и должностных лиц.

Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всестороннюю поддержку государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правового сознания граждан.

Роль и значение государства в современном мире определяется в соответствии с гуманистической направленностью его внутренних функций, с преодолением его противопоставления человеку, с установкой государства на обеспечение и защиту прав человека. В правовом государстве гарантии пользования естественными правами определены в конституции, исходя из понимания достоинства человеческой личности, самоценности индивида, требований нравственности. Конституция и законы, устанавливая принципы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, отстаивают их приоритетное по отношению к государству значение. При этом государство все более расширяет границы своей деятельности, не ограничиваясь констатацией прирожденных, неотчуждаемых прав человека. Оно принимает обязательства обеспечивать социальные, экономические, культурные права индивидов, устранять несправедливость, порождаемую их фактическим неравенством, стремиться к преодолению социального неравенства, вызываемого демографическими или экономическими причинами. Кроме того, государством признаются коллективные права - право наций, право народа, права ассоциаций и т.п.

Закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты - парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина - это не только смещение ценностных акцентов в отношениях власти и человека. Должная защита прав и свобод повышает институционный авторитет власти - уважение к власти как особому институту общества или его легитимность - законность, обоснованность, оправданность в представлениях населения. Это не просто понятия, это идеалы, мировоззренческие ориентиры, ценностные установки. Это и фактор возрастания социально-политической активности индивида. Из субъективных качеств личности в первую очередь становятся востребованными ответственность, самостоятельность, осознание значения собственной политической позиции, способность противодействовать развитию деструктивных явлений. Гуманистическая ориентация политической практики государства вызывает ответные установки в поведении граждан. В политических убеждениях человека начинают преобладать демократические взгляды, человек становится менее подверженным политическим манипуляциям; политический кругозор человека в гуманистически-демократическом обществе помогает осознать необходимость толерантности в межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношениях, способствует сделать правильный выбор в период избирательных кампаний, не поддаться влиянию экстремистских взглядов и течений и т.п. В правовом государстве политическое значение придается формированию и закреплению позитивных правовых традиций, образцов правового поведения граждан.

Эти характеристики правового государства, которые мы обозначили через группу признаков под общим названием "личностно-общественные", проявляются в таких достижениях общественно-социальной жизни общества, которые именуются демократическими ценностями. Это, например, равенство всех граждан перед законом, возможность свободного высказывания своих политических взглядов, свободные выборы, в том числе избрание главы государства непосредственно народом, возможность выбора органов власти (на альтернативной основе: из нескольких кандидатов, партий и т.п.); независимость суда, свобода печати и др.

Реальное воплощение теоретической модели правового государства зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Очевидно, что такие ценности, как гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав личности, ограниченность действий государственно-властного аппарата правовыми нормами законов, защита права и закона независимым судом, рано или поздно будут поддержаны любым цивилизованным сообществом. Совершенствование права и закона в целом идет по пути придания им таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы закону должное место в системе мотивации деятельности человека. Многие государства прямо закрепили в своих конституциях установки на следование принципам демократии и правового государства (например, Испания, Франция, ФРГ, Российская Федерация и др.). От утверждения в сознании и действиях индивидов отношения к праву как ценности, основанной на согласии и гарантирующей справедливость и целесообразность, будет зависеть общий уровень правовой культуры, который выступает одним из условий создания и функционирования правового государства.

Правовая культура как идеолого-правовое состояние общества <*> складывается из многих факторов, как-то: качество сложившихся в обществе правовых взглядов, а также их пропаганда и юридическое воспитание населения; стабильность правового порядка, устойчивость регулируемых правом социальных связей; соответствие юридических норм объективным потребностям социально-политического развития, эффективность правовой защиты нарушенного права.

--------------------------------

<*> Подробнее см.: гл. XI "Правосознание и правовая культура" настоящего учебника.

 

Для формирования правового государства существенным выступает такой аспект правовой культуры, как каналы ее влияния на общество и политические институты. Обобщение фундаментальных юридических ценностей и их возведение в атрибут духовного развития общества способны стать не только организующим и дисциплинирующим отдельных лиц и различные социальные группы средством. Правовая культура вполне может выступать социальным регулятором. "Образ жизни" общества может существовать не только в том виде, в каком его сформировала совокупность юридических норм, но и в том, в каком порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической государственностью определен общей правовой культурой.

 

Вопросы для повторения.

1. Охарактеризуйте понятия "современное государство" и "современное общество". Каково их соотношение?

2. Назовите основные черты гражданского общества.

3. Какая форма государственности понимается под "правовым государством"?

4. Дайте характеристику основных признаков правового государства.

5. Каково соотношение понятий "гражданское общество" и "правовое государство"?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.