Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава VIII. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА



 

§ 1. Основные признаки права

 

Как было показано в главе II, происхождение юридического права <*> в истории общества обусловлено общественными потребностями перехода от первобытнообщинного строя к новой ступени развития человечества - цивилизации, давшей новые, не существовавшие ранее источники социального и духовного прогресса.

--------------------------------

<*> Здесь и далее под термином "право" имеется в виду юридическое (или позитивное) право, если не оговорено иное.

 

Такими потребностями, породившими право, являются:

необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - населяющего ту или иную территорию народа, как правило, организованного в государство;

необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена, соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей и стало право как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ними прав и обязанностей участников социального общения (общественных отношений) и представлений членов общества об этих нормах, правах и обязанностях, т.е. правового сознания.

Чем же отличается право как особый вид социальной регуляции от обычаев родового строя, от других видов социальной регуляции - нравственности, традиций, от технических приемов использования орудий труда и природных условий в жизни людей?

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права по сравнению с другими видами социальной и технической регуляции поведения людей является тот факт, что само возникновение и существование права тесно связано с возникновением и функционированием государства, с деятельностью государственного механизма.

Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционирования установившихся обычаев и создания судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и предусмотренных ими прав и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения права необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти.

В то же время сами правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение в обществе без официального законодательного решения государства. Применение, реализация правовых норм всегда поддерживается государственным принуждением в силу наличия общественных противоречий, конфликтов, антагонизмов. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Связь права с государством выражается и в системе официального воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за добросовестное исполнение законов и т.п. Однако эти взаимосвязи характерны и для иных форм социального регулирования. Первые же две - установление государством и обеспеченность мерами принуждения типичны именно для государственной политико-правовой системы.

Наряду с правом в цивилизованном обществе действуют другие социальные нормы: нормы нравственности, обычаи, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они также играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные либо религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, многие обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны для членов данной организации. Религиозные предписания, обряды и ритуалы разнятся для лиц, исповедующих различные религии.

Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, если они соответствуют его законам или иным нормам права. Однако их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, все другие социальные нормы либо возникают в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда - в судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Нормы права образуют также разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, т.е. не образуют единой системы, менее детализированы, чем система правовых норм <*>.

--------------------------------

<*> Более подробно о праве в системе социальных норм см. в гл. IX.

 

Поскольку право неразрывно связано с государством, которое обладает самостоятельностью и высшей властью в пределах своей территории (суверенитетом), то правовые системы выступают, прежде всего, как индивидуальные системы права каждого государства ("национальные системы"). Различие между этими системами может быть очень значительным. Например, право Франции, наиболее передовой страны капитализма в XIX в., значительно отличалось от права Австрии, Германии, России, в которых были сильны феодальные пережитки, консервативные традиции.

Однако правовые системы отдельных государств испытывают некоторые общие политические и идеологические влияния, действие единых экономических и культурных закономерностей, образуя в течение длительного исторического развития определенные группы (или "семьи") правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская группы правовых систем, возникшие в Европе, традиционные системы мусульманского, индусского права, сложившиеся в странах Азии.

Особое место занимало и занимает международное право, которое существенно отличается от внутригосударственного права. Во-первых, оно создается в общении между государствами путем заключения разнообразных соглашений, договоров и конвенций (многосторонних договоров). Нормы и институты международного права основаны на достижении согласия между государствами, а не на господстве, приоритете воли одних государств перед другими.

В современном международном праве ведущую роль играет участие государств мирового сообщества в образовании и деятельности международных (ООН, Европейский Союз, ЮНЕСКО) и многих других специальных и региональных организаций. Участие в них открыто для всех государств мира. Выполнение пактов и рекомендаций международных организаций зависит от принятых на себя каждыми государствами обязательств. Главными целями международного права, основанного на принципах ООН, является поддержание прочного мира и соблюдение прав человека в каждом из государств - членов ООН. Ведущие государства мира, в том числе и Россия, признали в своих конституциях общепризнанные принципы и нормы международного права и заключенные ими международные договоры составной частью своих правовых систем.

 

§ 2. Сущность и социальное назначение права

 

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами, объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

Закон устанавливает и гарантирует равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав потребителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.). Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность, и иные формы нарушения общественного порядка.

Наконец, не менее значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой о экологической безопасности человечества.

Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. Вместе с тем право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

 

§ 3. Функции права

 

Под ними обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Одна из основных функций - регулятивная, которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

 

§ 4. Принципы права

 

Это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Обычно различаются отраслевые принципы, характерные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда), межотраслевые, проявляющиеся в двух или более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах), и общеправовые принципы.

Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

 

§ 5. Основные правовые понятия

 

Правовая наука выработала ряд основополагающих общих правовых понятий - категорий, имеющих методологическое значение для отраслевых правовых наук, для юридической практики. В них отражаются наиболее общие существенные черты, свойственные системе юридических явлений вообще, отдельным историческим ступеням развития права в мировой истории и наиболее развитым правовым системам современности.

Юридические правовые категории основываются на общих философских (мировоззренческих) категориях: об общественном бытии и общественном сознании, об общественно-исторических формациях, о социальных слоях и классах, о политической власти, о социальном управлении и регулировании и т.д. Вместе с тем основные правовые категории отражают определенные стороны юридической практики, правовой действительности.

Наиболее общей правовой категорией является понятие объективного права как системы общеобязательных норм, признанных либо установленных и охраняемых государством. Все другие правовые понятия как бы логически соотносятся с ним. Свое непосредственное выражение развитое, исторически сложившееся право находит в общеобязательных правилах поведения общества - правовых нормах. Нормы права есть, таким образом, первичная исходная "клеточка" сложившегося позитивного права. Они характеризуются тем, что официально устанавливаются (либо санкционируются) государством, носят общеобязательный характер, их исполнение в необходимых случаях поддерживается государственным принуждением.

Нормы права регулируют поведение людей. Этим они отличаются, например, от правил логики, грамматики, которые соблюдаются для правильного выражения мысли в письменной и устной речи. С помощью права нельзя также "предписать" человеку тот или иной образ социального мышления, идеологию, систему духовных ценностей. Общественное сознание, культурный уровень общества получают свое отражение в праве, определяют содержание правовых норм, их систему. Однако правовые нормы регулируют лишь поступки людей, их поведение, в котором находят свое выражение те или иные идеи, оценки и т.д.

Правовые нормы регулируют, однако, не всякое, а социальное поведение людей, т.е. их взаимоотношения между собой (коммуникативную деятельность) в процессе производства, в политической жизни, в управлении, в семейной жизни. Право не предписывает правила поведения технического, естественного характера: производственных приемов и действий по управлению машинами, приемов агротехники, по поддержанию здоровья и т.д. Это правила взаимоотношений человека с природой, техникой, которые сами по себе не носят социального характера. Лишь в той мере, в какой технические правила затрагивают интересы людей (например, правила техники безопасности, бережного обращения с машинами, правила охраны здоровья людей, охраны природы), они приобретают социальный характер, а если они признаются и охраняются государством, то и правовой характер.

Содержание правовых норм формируется первоначально в общественном сознании, отражающем потребности общественного развития, прежде всего потребности развития производства, распределения и обмена товаров. Г.В. Плеханов писал: "Чтобы защищать известный интерес, нужно осознать его. Поэтому всякую систему положительного права можно и должно рассматривать как продукт сознания" <*>. Идеи и представления о праве, действующем или будущем, желаемом называются правовым сознанием или правосознанием. Правосознание, как и иные формы общественного сознания, отражает экономические и социальные условия, идеологию и уровень культуры в обществе. Это идеи и представления людей, выражающие их требования к установлению правовых норм, понимание и оценку действующего права, а также оценку поведения людей, их прав и обязанностей с точки зрения действующего или желаемого права.

--------------------------------

<*> Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2. С. 260.

 

Правовое регулирование начинается с момента создания, установления правовых норм, закрепляющих те или иные интересы. Однако реально в жизни общества оно проявляется в воздействии норм права на поведение людей, порождающем юридические обязательные, защищаемые государством последствия в различных сферах жизнедеятельности общества. В результате такого воздействия общественные отношения между людьми приобретают юридический характер, форму правовых отношений. Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников прав и обязанностей, как правило, корреспондируемых друг другу. Например, рабочий или служащий обязаны выполнять конкретную работу, соблюдая установленный для предприятия или учреждения трудовой распорядок, и имеют право требовать выплаты ему заработной платы, предоставления очередного отпуска. Покупатель обязан оплатить стоимость вещи и имеет право требовать передачи ее продавцом и т.д. Правовые отношения находят также свое выражение и в праве собственности лица или организации на различные вещи, в авторских правах создателей литературных, научных, художественных произведений, изобретений и научных открытий. Правовые отношения могут носить и более сложный характер, где связь прав и обязанностей является многогранной, состоит в многочисленных взаимных правах и обязанностях сторон.

Возникновением правоотношений не завершается процесс правового регулирования. Участники правоотношений по общему правилу осуществляют свои права и исполняют обязанности, совершая те или иные юридические действия.

Таким путем достигается осуществление правовых норм в жизнедеятельности людей и тем самым единообразный порядок общественных отношений в обществе. Такой порядок, как бы складывающийся из реализации многочисленных правоотношений и составляющий в обществе важную сторону общественного порядка в целом, называется правопорядком.

Подробнее содержание и различные формы проявления правопорядка, правоотношений, прав и обязанностей, правового сознания и норм права, их взаимодействие между собой рассматриваются в соответствующих главах учебника.

Следующий, более глубокий вопрос, который необходимо разрешить при определении понятия права как особого юридического средства социального регулирования, состоит в том, чтобы установить, какие общественные силы и потребности определяют условия возникновения позитивного права, отличного как от других социальных регуляторов - нравственности, обычаев и деловых обыкновений, так и от произвольного распоряжения поведением людей и их организаций. Для ответа на эти вопросы следует обратиться к краткой характеристике основных правовых учений о сущности права, особенно современных.

 

§ 6. Основные учения о сущности права

 

Понятие права - одна из основных категорий общей теории права. От понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества. И неслучайно на протяжении многих веков вопросы происхождения и сущности права волновали философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, направления и школы, отстаивающие ту или иную позицию, те или иные взгляды на феномен, называемый правом. Учение естественного права, например, выводило право из природы человека, психологическая теория - из психики человека; юридический позитивизм, нормативизм отрицали выявление экономических и политических предпосылок права, обосновывая необходимость формально-догматического подхода к его изучению.

Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли. Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные. Особенно широкое распространение в современной политологии и науке права получили социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, теория "возрожденного естественного права", а также марксизм. При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Анализируя все эти концепции, важно учитывать, что для понимания сущности права как сложного, многоаспектного явления социальной жизни имеют значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы. Заметим также, что учения о сущности права нельзя рассматривать вне связи с теориями и учениями о происхождении и сущности государства, поскольку эти два понятия неразрывны.

Теологическая теория (наиболее яркие представители ее - Фома Аквинский и Д. Эйве) основывается на идее божественного (греч. "theos" - бог) происхождения государства и права. Сущность права, равно как и государственной власти, выводится ее сторонниками из религиозных догматов. Управляет миром якобы вечный закон - божественный разум. Он проявляется в законах природы, в морали, т.е. естественных законах, на которых в свою очередь основываются "человеческие" законы (положительное право). Провозглашая принцип "вся власть от бога", приверженцы теологической теории исходят из верховенства церкви над государством и, следовательно, из необходимости подчинения положительного права официальной церковной доктрине.

Теологическая теория стала фундаментом одного из основных современных учений о праве - неотомизма. Главные постулаты теологической теории развили идеологи исламской религии католической церкви: Маритен Мерсье, американский юрист Дж. Хейвс.

Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация взглядов Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория, так же как и средневековое учение известного доминиканца, пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Церковь признается посредником между Богом и государственной властью. Возникновение права рассматривается как следствие усложнения социальных связей в обществе, с регулированием которых уже не справлялись первобытные нормы. Право признается более сложным регулятором общественных отношений по сравнению с обычаем, поскольку помимо запретов в нем используются и иные средства правового воздействия (дозволение, обязывание). Кроме того, право устанавливает юридические рамки и определяет формы осуществления деятельности государства. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, "положительного" закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

По вопросу о соотношении права и государства и признания возможности существования догосударственного права большой интерес представляют антропологические теории права. Особенность этих теорий в том, что они допускают существование права уже на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Некоторые представители антропологической науки (Е. Хоубел) рассматривают право как систему норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет. Им может быть предводитель племени (старейшина, вождь), облеченный доверием соплеменников решать спорные дела - в первобытном обществе или суд - в условиях развитой государственности. Таким образом, происхождение раннего права здесь соотносится с существованием некоего обособленного (внутри сообщества) публично признанного авторитета, решения которого воспринимаются как обязательные.

Другое направление антропологической теории права (Б. Малиновский) выступает против тезиса об обусловленности существования права наличием "внешнего" принудительного авторитета. На основании изучения племенной социальной организации делается вывод о том, что право не нуждается в принуждении. Сущность права сводится к различным формам социального контроля (поощрения, наказания), осуществляемого в процессе взаимодействия людей, обмена определенными услугами. Соблюдение договоренностей, исполнительность сторон обеспечивается не принудительной властью, а механизмом ("внутренними санкциями"), находящимся в самих отношениях между партнерами <*>.

--------------------------------

<*> Подробнее см.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 78 - 84.

 

В некоторых современных правовых учениях (А.Б. Венгеров и др.) процесс происхождения государства и права представляется как политогенез (от греч. "genesis" - возникновение, происхождение), в котором выделяются три основных варианта (пути) образования государства и права: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический. В большинстве случаев раннегосударственные образования и право создаются в древнем обществе в результате усиления военной организации племени, постепенного вытеснения военно-демократическими формами родоплеменных структур власти и действующих в обществе "обычных" социальных регуляторов (моральные обычаи, общественное преследование и т.д.). Особенность аристократического варианта заключается в постепенном усилении военного, экономического влияния разбогатевшей аристократической знати и организации системы публичной власти, обеспечивающей ее политическое господство над остальными членами общества. Для плутократического варианта образования государственно-правовых институтов (эпоха раннего феодализма) характерно объединение определенной общности людей вокруг "плутократа" (человека, обладающего богатством и силой), от которого они экономически зависимы, и организация на этой основе особой публичной власти.

По-разному трактуют причины возникновения государства и права сторонники теории насилия (Е. Дюринг, К. Каутский) и сторонники теории договорного происхождения государства и права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно первой теории государство и право всегда образуются в результате какого-либо акта насилия (в древности это было, например, завоевание, порабощение одних племен другими). Согласно второй - государство и право создаются на основе общественного договора, т.е. как результат свободного волеизъявления свободных и равных от рождения людей. Делается попытка обосновать принцип нового общественно-политического устройства на основе добровольного соглашения граждан, обеспечивающего свободу и равенство всех граждан "в силу права". Целью государства провозглашается общее благо. Причем в общественном состоянии, по мнению основателей данной теории, человек приобретает гораздо большие преимущества, чем те, которыми он обладает в естественном состоянии. По сути дела, речь идет об идеале законного и свободного правового государства, поскольку деспотические государства, нарушив условия общественного договора, сохраняются исключительно благодаря господству силы, а не права.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное - установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное - лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это, по существу, означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний и инстинктов (в том числе агрессивных влечений) человека. Таким образом, государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Социологическое направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, - это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают приверженцы данного направления, - изучение реального порядка, т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; "несводимость" права к закону. Положительным моментом такого подхода является стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследование правовых явлений и институтов преследует цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы всех групп.

Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности - экономикой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

Основной тезис теории естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII - XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. В период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Неслучайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. Главный постулат доктрины - идея о неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете - выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются так называемая "светская" доктрина естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер и др.) - направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Неслучайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права - необходимый его атрибут, однако полное отождествление права в качестве сложнейшего социального явления с текстуальностью как одним из признаков права ошибочно.

Результатом развития позитивизма, определенным его ответвлением является нормативизм. Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права, наконец, в том внимании, которое уделялось позитивному содержанию правовых текстов, заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права.

Согласно материалистическому пониманию истории государство и право возникли в результате неолитической революции (XII - X вв. до н.э.), знаменовавшей собой переход от присваивающего хозяйства к производящему (замена охоты скотоводством, а собирания плодов - земледелием), а также как следствие трех крупных "разделений" общественного труда: 1) развитие скотоводства и образование пастушеских племен; отделение скотоводства от земледелия; 2) развитие наряду с земледелием и скотоводством ремесленного производства; 3) выделение группы людей - купцов, которые не принимают участия в производстве, а занимаются только обменом произведенных товаров. Развитие частной собственности, разделение общества на имущих и неимущих привело к созданию особой публичной власти, обладающей аппаратом принуждения - государства, и правовых норм, обеспеченных государственным принуждением.

Социалистические и коммунистические теории отражали противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило основанием для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса (буржуазии), определяемой материальными условиями жизни этого класса.

Социалистические учения не сводились только к марксизму и затем к ленинизму. Так называемые правые социалисты (меньшевики - в России), анархисты, социалисты-революционеры проповедовали другие пути освобождения трудящихся от эксплуатации: использование мирного перерастания капитализма в социализм, демократических, парламентских и законных средств борьбы. Соответственно, правые социалисты и право, и закон рассматривали как средство обеспечения общего демократического и социального порядка, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях не было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, по новым воззрениям, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во Всеобщей декларации прав человека ООН и международных пактах и конвенциях о правах человека. В конституциях ряда государств основные естественные права человека прямо признаются действующим правом (например, в Германии) либо устанавливается недопустимость законодательного ограничения ряда основных прав государством (в США).

Несмотря на все еще существующие в ряде стран немалые трудности реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же следует сказать и о признании справедливости как основании права для современного правового государства. Справедливость не раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия имущих и обездоленных слоев населения было ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

В 60 - 70-е гг. прошлого столетия внимание правоведов бывшего СССР привлекла дискуссия об определении общего понятия права, развернувшаяся между сторонниками "широкого" и "узкого" понимания права.

Что представляет собой так называемый узконормативный (или собственно нормативный) подход к праву? Признавая право сложным явлением, имеющим разнообразные связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники собственно нормативного подхода (И.С. Самощенко, С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин и др.) включают в понятие права лишь главные, существенные, по их мнению, признаки и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением (принудительность). Право рассматривается как система норм (установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения), и соответственно, нормативность права как самое существенное его свойство.

Собственно нормативное понимание права, по мнению его сторонников, не исключает рассмотрения права во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни, исследования социального механизма формирования и действия права в обществе, признания общечеловеческих ценностей как идейно-нравственной основы юридического права и законодательства. Однако важнейшей отличительной чертой права провозглашается связь его с государством как с источником правовых установлений. Подчеркивается определенное единство права и закона. Причем закон рассматривается как юридическая форма, важнейший источник права.

Приверженцы "широкого" понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, В.С. Нерсесянц, Р.З. Лившиц и др.) исходят из того, что право не тождественно законодательству и поэтому не может быть сведено только к системе норм, установленных либо санкционированных государством. По их мнению, "узконормативный" подход не дает возможности в полной мере оценить процессы формирования права, правового статуса гражданина, а также реально действующий правопорядок.

В понимании права подчеркивается особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. Ценность права здесь усматривается в том, что оно выступает как мера свободы, получившей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Право определяется как объективно обусловленная и выражающая требование справедливости общая мера свободы и равенства, а закон - как официальное, формально определенное и нормативно-обязательное выражение права.

Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым. Закон, не соответствующий справедливости, не есть право. Правовой закон - это справедливый закон. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям свободы, гуманизма и демократии.

Включая в понятие права не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, и субъективные права граждан), сторонники "широкого" понимания права подчеркивают, что норма права, взятая вне регулируемых правом общественных отношений, утрачивает свои регулятивные свойства. Это, впрочем, не мешает им рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Нормы - важнейший, но не единственный элемент права как сложного, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть только в предписаниях закона, они воплощаются в правоотношениях.

Важно подчеркнуть, что сторонники и той и другой позиции - "широкого" и собственно нормативного понимания права - сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, имеющихся в обществе правовых идей и представлений, устоявшихся жизненных правил и обычаев. Но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права - под предлогом несводимости права к закону - вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе. Вместе с тем необходимо признать, что в современных учениях о праве все больше находят отражение общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества. Эти идеи основываются на признании правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического правового государства.

 

§ 7. Право и политика

 

Юридическое право (законодательство) возникло и развивалось вместе с государством - главным институтом (органом) политики, под которой издавна понималось искусство управления людьми в цивилизованном обществе, участие классов, социальных групп и их организаций в управлении государством, в делах государства. Политика - более широкое явление, чем деятельность государства. К числу современных политических институтов (организаций) относятся также политические партии, другие общественные объединения, прежде всего профсоюзы, объединения предпринимателей, иные организации, выражающие такие важные интересы общества, как охрана окружающей среды, защита прав человека, и многие другие объединения. Однако государство занимает особое место в выработке и осуществлении политики как орган выражения интересов всего населения данной страны, т.е. всех социальных групп общества.

Соотношение права с государством и иными общественными институтами складывалось по-разному в истории человечества. В древнейшую эпоху цивилизации в странах Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон) возникали деспотические государства, в которых главенствовала воля верховного правителя, а его личность чаще всего обожествлялась, определяла содержание закона и претендовала на высшую справедливость.

Государство в лице царя, фараона творило и закон, и право. Но в те давние времена политика государства опиралась и на поддержку таких важнейших институтов, как войско, религия и представляющие ее храмы, чиновничество, община и семья. Сохранялось и влияние обычаев на правовые системы, особенно на общинные порядки, быт и семейные отношения. В древних государствах Индии и Китая первыми правовыми источниками служили священные книги (Веды), философские политические трактаты (конфуцианство, Артхашастра), на которых основывались законы царей. Религиозно-общинные и нравственные традиции служили основой государственных законов.

Таким образом, в древнейших цивилизациях позитивное право все же не было простым произволом царей. Государственная власть не представлялась еще самостоятельным политическим институтом - она опиралась на божественный промысел, а законы - на заповеди религии, древние обычаи общинного быта, нравственные устои брака и семьи.

В античных государствах Древней Греции и Рима получили развитие различные формы правления (демократия или аристократия, монархия, тирания). Соотношение права и государства получало более разнообразные формы. Именно в античных государствах зародилось и понятие политики <*> как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима. Конечно, и в античные времена сохранялись представление о божественном происхождении государства и покровительстве богов его политике (войнам) и влияние древних обычаев (мифов) на политику, на решение государственных дел, происходившее часто в сакральных формах (например, выборы должностных лиц по жребию, влияние знатных, древнейших по происхождению - аристократии, совета старейшин - ареопага, сената и т.п.). Однако все чаще получало научное признание первенство законов перед государственной властью (Платон), справедливости как главной основы политики (Аристотель).

--------------------------------

<*> Слово "политика" (греч. "politika") происходит от слова "polis", т.е. город-государство. В Древнем Риме аналогично значение латинского слова "publicus" - общественный, нечастный (лат. "privatum"). Отсюда латинское "res publicum" - "дело общества", т.е. всего населения, - изначальное понимание государственной формы - республики, как бы воплощающей общий интерес народа.

 

В Средние века политические институты были сосредоточены в руках верховных феодалов и церкви. Большую роль играли царский двор, различные его "партии", добившиеся влияния на монарха часто путем заговоров и применения силы, заключения соглашений между группами феодалов и придворных в борьбе за власть. Характерной чертой политики средневековых государств была раздробленность власти между отдельными герцогствами, княжествами - сеньоральная монархия. Следствием этого был и партикуляризм (разобщенность) феодального права. Особое положение городов в феодальном обществе, завоевание ими самостоятельности (Ганзейский союз, Магдебург, Венеция и другие города Италии, Новгород и Псков в феодальной России) порождали и особое право городов, выражавшее интересы купечества, ремесленных цехов, развития мореплавания. В Средние века сохранялось и большое влияние религии, а также местных обычаев на правовые системы. Одним из главных орудий политики были войны между государствами и отдельными феодальными владельцами. К. Маркс назвал феодальное право "кулачным правом" <*>, правом сильного. В конечном счете феодальное право было подчиненным военной силе - главному аргументу в разрешении споров между сеньорами-феодалами и их государствами.

--------------------------------

<*> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 714.

 

В условиях образования централизованных монархий (абсолютизма) в Европе, крупных теократических монархий в Азии и Северной Африке право становится все более подчиненным политике этих государств, их бюрократической и военной машине, выражавшей интересы правящих сословий - дворянства и духовенства. Крупные империи стремились закрепить привилегии дворянства и чиновничества, формирующегося главным образом из дворян, а также привилегии церкви, монастырей. Императорская власть опиралась не столько на право как меру справедливости, сколько на произвол, закрепляя в своих законах жестокие наказания непокорным, суд по доносам и показания под пытками, уголовную ответственность за святотатство, колдовство и иные преступления против религии.

Коренной поворот в соотношении политики и права произошел в ходе буржуазных революций в Европе и Северной Америке. Этот процесс занял в развитии стран Европы несколько столетий и сопровождался возвратами к имперской, но теперь уже буржуазной власти, медленными уступками в сохранившихся империях. Однако рано или поздно законодательная власть перешла в руки органов народного представительства - парламентов. В XIX в. законодательство становится выражением воли народа (нации), избирающего парламент. Разумеется, такой поворот происходит не сразу, поскольку избирательное право еще долго остается ограниченным различными цензами, прежде всего имущественными, цензами оседлости и грамотности. Однако буржуазия, а затем и средние классы мелких предпринимателей, фермеров, служащих, квалифицированных рабочих получают возможность выразить свои интересы в законах государства. Для этого различные слои общества объединяются в политические партии, профсоюзы, другие организации, становящиеся основными проводниками политики различных классов и социальных групп общества.

Важно при этом подчеркнуть, что законы парламента становятся обязательными для исполнительной и судебной ветвей власти. И хотя сохранялись влияние крупного капитала на законодательство и его исполнение, бюрократизм и другие "вечные" пороки государственности, все же принципы равноправия и судебной защиты позволяли защищать законом и интересы трудящихся. Эти тенденции, часто искажавшиеся реакционной политикой властей, все более крепли в буржуазном мире.

Существенный прогресс в достижении приоритета права по отношению к политике произошел после Второй мировой войны. Этот прогресс был обусловлен достижением единства объединенных наций в борьбе против фашизма и провозглашения Всеобщей декларации прав человека, закреплявшей свободу и достоинство человека основной целью политики и законодательства государств - членов ООН.

Поворот России и других государств - участников СНГ к полному признанию принципов Декларации и пактов о правах человека, к борьбе с терроризмом и другим совместным действиям по укреплению всеобщего мира и доверия открыл возможности для всех новых демократических государств воплотить общепризнанные демократические основы современного права в своих конституциях и начать строительство правового государства, в котором право, его общепризнанные международные нормы и права человека должны стать главным ориентиром и средством осуществления политики как государства, так и политических партий, общественных объединений, всех слоев общества - предпринимателей, государственных служащих и политических деятелей, рабочих и служащих, сельских тружеников.

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии политики государства с правом приобретает важнейшее значение также потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. Разумеется, при этом речь идет не об особых полномочиях органов государства и должностных лиц на осуществление государственной власти. Такие полномочия делегированы им обществом (через парламент или непосредственно в порядке референдума).

Таким образом, политика правового государства, даже в том приближении к нему, в котором сегодня находится Россия, не может быть свободна от требований конституции и других законов, а также норм международного права и договоров с другими государствами. Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех своих политических решениях. Такова самая важная и очевидная черта соотношения политики государства с правом, юридически воплощенная в законодательстве.

 

Вопросы для повторения.

1. Понятие права и его существенные признаки.

2. Зачем право существует в общественной жизни?

3. Каковы функции права?

4. Принципы права: понятие и виды.

5. Каковы основные правовые понятия?

6. Перечень основных учений о сущности права от древности до современности.

7. Право и политика: связь и взаимодействие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.