Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Частное и публичное право



Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами). В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

3.Понятие, признаки и виды правонарушений.
П-ие это общественно опасное или общественно вредное противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъектса,совершенного им под угрозой наказания и влекущее юр ответственность.

Признаки:

1.п-ие это всегда деяние людей.деяние это внешне объективированный акт,находящийся под контролем разума и воли,выражаемый и воспринимаемый как отношение сбьекта к реальной действительности к др людям не могут иметь юр значения , если они не проявились в реал действиях.

2.противоправность.признак указывающий на запрещенность деяния, нарушающих прав предписания. п-ие может быть только противоправным поведением,т.е. деяние нарушающее НПА.

3. Общест опасность - соц признак п-ия , расчеркивающий то , что в результате совершения этого деяния подчиняется вред интересам личности , об-ва, Г, либо создается угроза такого причинения .

Общ опасность п-ия имеет два показателя : характер и степень проявления . Характер это качественная оценка вредности поступка концентрируемая в основном на объекте правонарушения(пострадавшее благо , законный интерес индивида или организации ) именно по объекту посягательства составляется представление о вредности противоправ деяния , что существенно для его характеристики .
Степень - имеется в виду размер размер причиненного вреда (незначительный ущерб , тяжкие последствия и др факторы )
С учетом общественной опасности противопр деяния проводится разграничение правонарушений на преступления и проступки .
4. Правонарушение это деяние совершенное деликтоспособным физ лицом или организацией , имеется в виду то что субъект правонарушения должен обладать способностью нести юр ответственность , критерием этой способности физ лица является определенный возраст и псих состояние . Для разных видов правонарушения этот возраст различен .
Вменяемыми считаются люди отдающие отчет в своих действиях и способные руководить ими , следовательно деликтоспособность физ лица определяется двумя показателями : соц юридический , медико юридический .
5.виновность это субъективный признак . Правонарушением признается только виновное противоправное деяние , т.е.такое в котором возможно отрицательное или легко мысленные отношение субъекта к праву , к защищенным правом интересам личности , общества , гос ва . Существенно и то что о виновности деяния и следовательно о правонарушении можно говорить только тогда когда лицо действовало на основе свободы воли , т.е. У лица была возможность выбора варианта поведения , следовательно вина это особая психическая отношение правонарущителя к своему деЯнию и его последствиям , без вины нет и правонарушения .
6. Наказуемость - признак правонарушения выражающий его отрицательную гос оценку как деяние опасного противоправного и виновного . Др словами правонарушения это деяние за которое предусмотрена юр ответственность в виде уголовного наказания либо взыскания админ имущ дисциплинарного характера . Там где не предусмотр юр ответственность - нет правонарушения

ВИДЫ:

- дисциплинарные проступки

- нарушения учебной или производственной дисциплины, внутреннего распорядка, установленного и соответствующей организации, гражданско-правовые проступки

- причинение имущественного вреда, нарушение иных имущественных или личных интересов, защищаемых законом, административные проступки

- нарушения установленною государством порядка в общественных местах, а та порядка управления всеми другими сферами жизнедеятельности oбщества, преступления

- общественно опасные действия или бездействия, за которые в законе предусмотрено уголовное наказание.

Билет№28

1.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
АППАРАТ г ЕСТЬ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДОБНЫЕ ПРИНЦИПЫ — ЭТО ИСХОДНЫЕ ИДЕИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ГО.
ТАКИМИ ПРИНЦИПАМИ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ:
1) ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОС СЛУЖАЩИХ ПРИЗНАВАТЬ, СОБЛЮДАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ ИХ;
2) ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА, КОТОРЫЙ ВЫРАЖАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ШИРОКОМ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ФОРМИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ;
3) ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ И СУДЕБНУЮ), КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ МЕХАНИЗМЫ, МИНИМИЗИРУЮЩИЕ ПРОИЗВОЛ СО СТОРОНЫ ВЛАСТНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ;
4) ПРИНПИП ЗАКОННОСТИ, КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ВСЕМИ ГОС СЛУЖАЩИМИ КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНОВ И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ;
5) ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРАВА О ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКРЕТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ;
6) ПРИНЦИП ФЕДЕРАЛИЗМА, КОТОРЫЙ ВЫРАЖАЕТ ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГВ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ РФ И СРФ;
7) ПРИНЦИП ПРОФ-ЗМА, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОС АППАРАТА, ГАРАНТИРУЕТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ГОС ЖИЗНИ В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ:
8) ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ И ЕДИНОНАЧАЛИЯ, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗУМНОЕ СООТНОШЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И БЮРОКРАТИЧЕСКИХ НАЧАЛ ГОС АППАРАТА;
9) ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ВЫБОРНОСТИ И НАЗНАЧАЕМОСТИ, КОТОРЫЙ ВЫРАЖАЕТ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ;
10) ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧНОСТИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ТОМ, ЧТО ОРГАНЫ Г ЗАНИМАЮТ В ГОС АППАРАТЕ РАЗНЫЕ УРОВНИ (ОДНИ ОРГАНЫ ПОДЧИНЕНЫ ДРУГИМ, РЕШЕНИЯ ВЫШЕСТОЯЩИХ ОРГАНОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ НИЖЕСТОЯЩИХ).
ВСЕСТОРОННИЙ УЧЕТ ЭТИХ ФУНКЦИЙ КАК ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ТАК И В ПРОЦЕССЕ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ.

2.Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

  1. предмет правового регулирования;
  2. метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  1. составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  2. одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

  1. диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;
  2. императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;
  3. рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;
  4. поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

3.Юридический состав правонарушений.
Правонарушения характер-ся не только рядом признаков но и особой структурой называемой юр составом правонарушений (ЮСП) . В юр литре вы сказаны разные суждения относительно понятия состава правонарушения . В большинстве случаев предлагается следующие определение : состав правонарушения это совокупность объективных и субъективных признаков характерщих Обществ деяние как правонаруш. Состав правонарушения это совокупность его обяз элементов необходимых для привлечения правонарущителя к юр ответственности .
По сути состав правонарушения это юр конструкция включающая 4 элемента которые придают противоправномц деянию значение правонарушения . Элементы состава
Объект субъект объективная сторона и субъективная сторона.
Объект - это охраняемые правом , к наносится вред или реально возможно его нанесение . В теории права как и в теории уголовного права выделяют общий родовой и непосредственный объекты правонарушения НАПИСАТЬ САМОЙ

Субъект -лицо совершившее противопр виновное деяние (физ.юрид лицо ) . Физ лицо должно быть деликтоспособным (такими признаются все вменяемые лица 18 лет ) .
Субъектом могут быть и организации . Существенно следующее , что даже если противоправное деяние совершается организацией следует иметь в виду что данное деяние совершается лицом или лицами работающими в этой организации , и в отношении этих лиц должны применяться спец меры прав воздействия . Те.субьектом правонарушения всегда является чел .

Объективная сторона это внешнее проЯвление противопр деяниЯ которое характся рядом признаков :
Формы совершения . Временем , местом , орудием , и др . К элементов составляющим объективную сторону относят :
1.само противоправ деяние ( действие или бездействие ) - осознанный волевой поступок поотивоправность которого закреплена действующим законодательством .
2.вред причиненный деянием
3. Причинно следственная связь между деянием и наступившими последствиями (т.е.деяние должно не только предшествовать последствиям но и должны быть их причиной , с необходимостью порождать опред следствие - вредный результат .).
4.воемя место и иные обстоят ва
5.приемы и средства совершения

Элементы объективной стороны подразделяются на основные (деяние его противоправность-общественно вредные последствия -причинная связь между деянием и наступившими последствиями ) , факультативные (время место способ и тд ) .

Билет№29

1.Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:
а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;
б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;
в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;
г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.
В структуре механизма государства различают:
а) государственные органы;
б) государственные предприятия, учреждения, организации

Под структурой механизма гос-ва понимается его внутреннее строение, порядок расположение составных звеньев аппарата, их соотношение. Проф.Марченко замечает, что структура Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организацииМеханизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

Под структурой МГ понимается его внутреннее строение, порядок расположения его эл-ов, их соотношение и взаимосвязь.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы-эл-ты МГ, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные опред. компетенцией.

б) гос.аппарат-совокупность гос.органов, наделенными властными полномочиями.

в) гос.организации - эл-ты МГ, кот. призваны осущ. охранительные функции гос-ва.

г) гос.учреждения; гос.предприятия; гос.служащие; организации; фин.средства, необходимые для обеспечения функционирования гос-ва.

2.Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права.

Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др.

Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права.

В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое.

В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.

К материальным отраслям относят:

1) административное;

2) конституционное;

3) уголовное;

4) семейное;

5) трудовое право и др.

Процессуальные отрасли определяют порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя. Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

Система права Российской Федерации включает следующие отрасли: 1)конституционное право представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан; 2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления; 3)финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов; 4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей; 5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения; 6)трудовое право – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями; 7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением; 8)уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом; 9) уголовно-исполнительное право является пенитенциарной отраслью, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний; 10) вуголовно-процессуальное право входят нормы, которые регулируют порядок производства по уголовным делам; 11) гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.

Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное.

Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений.

3.Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Человек ответствен перед теми правовыми нормами, с помощью которых реализуется управление и контроль над всеми происходящими процессами в государстве.

Виды : Ретроспективная и позитивная ответственность.

Суть ретроспективной ответственности состоит в том, что она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, выражающейся в государственном принуждении нарушителя;

Понятие позитивной ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей, которое вытекает из осознанного исполнения норм права. Позитивная юридическая ответственность является важным средством повышения активности и правомерного поведения. Существование позитивной ответственности определено необходимостью координировать, уточнять действия каждого с действиями других в процессе совместной деятельности, согласовывая частный интерес с общим.

Юридическую ответственность, таким образом, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок, который противоречит правовым нормам. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности.

Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права.

Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, ведь без воли нет вины, а без вины индивид не несет ответственности.

Юридическую ответственность характеризует то, что она:

1) предусмотрена законодательством;

2) применяется органами государства. Лишь государство обладает аппаратом принуждения, и только оно определяет порядок применения мер принуждения;

3) наступает лишь за совершение правонарушения;

4) выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. Материальные нормы права предусматривают, определяют возможные и должные формы поведения. При этом процессуальные нормы обусловливают порядок применения норм материального характера;

5) выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.

Билет№30

1.Органы государства и их классификация.
Орган государства – это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В зависимости от характера осуществляемых полномочий органы государства группируются в определенные структурные звенья. В этой связи органы государства классифицируются на органы государственной власти, органы исполнительной власти, систему судебных учреждений и органы прокуратуры.

Органы государства также можно классифицировать по субъектам формирования. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства.

В первом случае государственные органы избираются непосредственно населением, например, Федеральное Собрание Российской Федерации. Во втором – создаются соответствующими органами государства. Таковыми являются Правительство РФ, министерства, комитеты, управления и т. п. По структуре или способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др.

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные, органы субъектов Российской Федерации, территориальные.

По характеру полномочий их можно разделять на органы общей компетенции (Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (Министерство внутренних дел).

По порядку осуществления компетенции органы государства подразделяются на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (Президент РФ).

2.Институт права: понятие и виды.
Институт права
– это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

  1. в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;
  2. в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
  3. в государственном праве – институт гражданства;
  4. в административном – институт должностного лица;
  5. в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.