Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА



Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведе­ния, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законо­дательного акта — форма выражения государственной воли, средст­во воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

— может все три элемента логической структуры нормы прака
включить в одну статью нормативного акта;

— может в одну статью нормативного акта включить несколько
правовых норм;

— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях
одного итого же нормативного акта;

— может элементы нормы права изложить в нескольких i ип.ч
различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта с нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма ирл
ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место \п\
тья нормативного акта, не излагая всей нормы мцапл
другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источ­ник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­
ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт— это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных обществен­
ных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подза­
конные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущест­венные отношения могут регулироваться обычаями делового обо­рота);

юридический прецедент — это судебное или административ­
ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида­
ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении
схожих дел (распространен преимущественно в странах общей пра­
вовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворчески­
ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права
(например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Нормативный правовой акт это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,рассчитан­ные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юриди­чески значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди­
тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий
форму правления и государственного устройства, учреждающий фе­
деральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по во­
просам, предусмотренным и органически связанным с Конститу­
цией;

' 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, по­литической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты
исполнительного органа государства, наделенного широкой компе­
тенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­
дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные от­
ношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполни­
тельной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной
власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­
сударственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­
ганов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации (например, правила внутреннего трудового распо­
рядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципаль­
ных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ
и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифи­цируются как:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия;

— временные нормативные акты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.