Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель:
— может все три элемента логической структуры нормы прака включить в одну статью нормативного акта;
— может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
— может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного итого же нормативного акта;
— может элементы нормы права изложить в нескольких i ип.ч различных нормативных актов.
По способам изложения возможны три варианта с нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ имеет место тогда, когда норма ирл ственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место \п\ тья нормативного акта, не излагая всей нормы мцапл другой статье этого же нормативного акта;
3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче ния и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт— это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных обществен ных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подза конные акты и т.п.);
—правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
— юридический прецедент — это судебное или административ ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей пра вовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворчески ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
НОРМАТИВНЫЙ АКТ
Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий фе деральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы принимаются по во просам, предусмотренным и органически связанным с Конститу цией;
' 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компе тенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные от ношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполни тельной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов го сударственного управления;
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор ганов;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распо рядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
— нормативные акты государственных органов;
— нормативные акты иных социальных структур (муниципаль ных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
— нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
— общефедеральные;
— нормативные акты субъектов Российской Федерации;
— нормативные акты органов местного самоуправления;
— локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: