Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СООТНОГЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

НОРМА ПРАВА

Норма права — это общеобязательное, формально определенное травило поведения, установленное и обеспечиваемое государством а направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свой­ственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное пред­
писание государства относительно возможного и должного поведе­
ния людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной
форме в официальных документах, с помощью чего определяет
рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными
органами и обеспечивается мерами государственного воздейст­
вия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только
предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других
субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязан­
ности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­
росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов,
как гипотеза, диспозиция и санкция).

Виды норм права

Нормы права подразделяются на определенные виды по различ­ным основаниям.

1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям, которые выполняют нормы права – регулятивные или охранительные.

3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения:

· обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

· запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия;

· управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

1. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права подразделяются на:

· абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается.

· относительно определенные – это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз­можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

· альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право­нарушителю.

1. По кругу лиц нормы права подразделяются на:

· общие нормы, которые распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

· специальные нормы, действующие только в отноше­нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

1. Специализированные нормы нрава, которые классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования:

· закрепительные – это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношения;

· дефинитивные – нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий;

· нормы-принципы – это нормы, в которых сформулированы об­щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм.

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен­ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося­гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному примене­нию на практике.

Структура норм права

Особенности, содержание и назначение большей части право­вых норм – правил поведения – тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии ко­торых носителями этих прав и обязанностей становятся опреде­ленные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предуп­реждает о последствиях нарушения данной нормы. Этому содер­жанию нормы права – правила поведения – соответствует свой­ственная только ей структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

1. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обя­занности.

2. Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нор­мы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскры­вает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

3. Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение опреде­ленной нормы права.

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и сан­кции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе (в противном случае)».

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизнен­ной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее госу­дарством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных эле­ментов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.