Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ



Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юри­дической ответственности.

В юридический состав вводят:

1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое
лицо или социальная организация, совершившие данное деяние);

5) объект правонарушения (это то, на что посягает правонаруше­
ние; родовым объектом выступают общественные отношения, видо­
вым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

6) субъективная сторона правонарушения (совокупность призна­
ков, характеризующих субъективное отношение лица к своему дея­
нию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина,
под которой понимают психическое отношение лица к совершенно­
му им противоправному деянию. Выделяют две формы вины—умы­
сел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел в свою
очередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опас­
ный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбеж­
ность наступления вредных последствий, желает их наступления; и
косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер
своих деяний, предвидит возможность наступления вредных послед­
ствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных
в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосто­
рожность
тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо пред­
видит общественно вредные последствия своего поведения, но без
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на воз­
можность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не пред­
видит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при
необходимой внимательности и предусмотрительности должно и
могло их предвидеть);

7) объективная сторона правонарушения — это совокупность
внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к
которым относят:

 

— деяние; *

— противоправность (формальный аспект);

— вредный результат (содержательный аспект);

причинная связь между деянием и вредным результатом (вре­
доносный результат должен быть следствием, а само поведение —
причиной именно этого результата)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опаске деяние лица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности.

Признаки правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— вина;

— противоправность;

— вредный результат;

— причинная связь между деянием и вредным результатом;

— юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все пра­вонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются макси­мальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уго ловным законодательством. В отличие от иных видов правонаруше­ний перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным за­коном, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос­ти (вредности), совершаются в. различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические пос­ледствия.

В свою очередь проступки классифицируются:

— на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере иму­
щественных и личных неимущественных отношений, выражающие­
ся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущест­
венного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по догово­
ру, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство
гражданина);

административные (правонарушения, посягающие на уста­
новленный законом общественный порядок, на отношения в облас­
ти исполнительно-распорядительной деятельности органов государ­
ства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);

дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в
сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок
деятельности предприятий, учреждений и организаций);

процессуальные (правонарушения, посягающие на установ­
ленные законом процедуры осуществления правосудия, например
неявка свидетеля в суд).

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствую­щее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:

— находится в установленных законодательством рамках (фор­
мальный аспект);

— социально полезно, не противоречит общественным интере­
сам и целям, что составляет его объективную сторону (содержатель­
ный аспект);

— является осознанным, что составляет его субъективную сто­
рону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости под­разделяется:

1) на необходимое (служба в армии);

2) желательное (научное и художественное творчество);

3) допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее распространена классификация правомерного поведе­ния в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соот­ветствии с которыми оно подразделяется:

1) на социально-активное (это высшая форма правомерного по­ведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и право­вой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности право­мерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально зна­чим, ибо связан с реализацией не только личного, но и обществен ного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принци­пов права, законности, порядка);

2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении пра­
вовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания,
без высокой правовой активности);

маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует право­
вым предписаниям, но совершается под воздействием государствен­
ного принуждения, из-за страха перед наказанием).

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Юридическая практика — это деятельность компетентных субъ­ектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве, с накопленным социально-право­вым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая прак­тика»:

— юридическая практика — это юридическая деятельность;

— юридическая практика — это социально-правовой опыт;

— юридическая практика — это юридическая деятельность
вместе с социально-правовым опытом. Данная точка зрения разде­
ляется большинством ученых-юристов.

Признаки юридической практики:

— строится на основе норм права;

— представляет собой составную часть правовой культуры об­
щества;

— интегрирует правовую систему;

— порождает соответствующие юридические последствия.
Структура юридической практики:

1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элемента­
ми содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участни­
ки, юридические действия и операции, средства и способы их осу­
ществления, принятые решения и результаты действий;

2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в
качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно усто­
явшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания
общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабиль­
ные стороны конкретной юридической деятельности.

Функциями юридической практики являются сигнально-инфор-мационная и конкретизирующая. Виды юридической практики:

1) в зависимости от характера, способа преобразования общест­
венных отношений она бывает:

— правотворческой;

— правоприменительной;

— интерпретационной;

2) в зависимости от субъектов:

— законодательной;
, —' исполнительной;

, — судебной; •, — следственной;

— нотариальной и т.п.

3) в зависимости от функциональной роли:
' ^ — регулятивной;

' — охранительной.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права — это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предпи­сания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактнос­тью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью ' Правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

— уяснение (для себя);

— разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют:

— на официальное (дается уполномоченными на то субъектами,
[содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

— на неофициальное (не имеет юридически обязательного зна- чения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяет- ся на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом который издал нормативный акт) и легальное (исходит от упо;м моченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым|

гражданином);

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм i

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ

Юридические коллизии — это противоречия между правовым п актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняю: пользование законодательством!

Можно выделить объективные причины коллизий (например, и условиях отставания права от более динамичных общественны \ отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегд.1 отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актои и пр.).

Виды коллизий:

1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается и
пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в поль
зу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Феде­
рации:

 

— если последний принят в пределах ведения, то в соответствии
с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

— если последний принят вне пределов своего ведения, то дей­
ствует общефедеральный акт;

 

4) между актами одного и того же органа, но изданные в разнос
время (применяется акт позже принятый);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется
акт, обладающий более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

 

— если они приняты одним органом, то применяется последний;

— если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

— принятие нового акта;

— отмена старого акта;

— внесение изменений в действующие акты;

— систематизация законо да гельс/гва;

— референдумы;

— деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда
РФ);

— переговорный процесс через согласительные комиссии;

— толкование и др.

ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в дейст-нующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере пра-
нового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная
регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они, должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого i (роцесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и право-i фименитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нор­мативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела нa основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодо­ления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в дан­ной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конститу-, ции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собст-[венние правосознание и мотивируя решение по делу, может ссы­латься на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключается

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Акт применения права — это такой правовой акт, который со держит индивидуальное властное предписание, вынесенное компе­тентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правопримени-! тельной деятельности и обладает следующими особенностями:

— исходит от компетентных органов

— носит государственно-властный характер;

— носит индивидуальный (персонифицированный),, а не норма­
тивный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, ука-
чывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными пра­
вами и юридическими обязанностями;

— имеет определенную установленную законом форму.
Вместе с тем следует различать акт применения как действие

(деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь опре-(еленную структуру и состоять из вводной, описательной, мотиви­ровочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим ос­нованиям:

1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и
негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении
но службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголов-

юго дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают конечное
решение юридического дела, например, приговор) и вспомогатель­
ные (подготавливают издание основных актов, в частности поста­
новление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-
правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.

 

 

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Правоприменение — сложная последовательная деятельность осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий

Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;

3) решение дела.

На первой стадии устанавливается объектами Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, инсти тут и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится право применительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприме­нительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть испол нено и конкретное общественное отношение реально урегули ровано.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осу­ществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существо­вания права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четы ре формы реализации права:

соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нару
шения которых лицо должно воздерживаться);

исполнение (связано с выполнением активных обязанностей,
строго определенных в законе действий в интересах управомочен
ной стороны);

использование (выражается в осуществлении субъективных
прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интс
рее и тем самым достигает определенного блага, ценности);

применение (это властная деятельность компетентных орт
нов по разрешению конкретного юридического дела, в результата
чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризую щаяся следующими признаками:

1) применяют право только уполномоченные на то компетентны г
субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2) носит властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридическом
основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усилении
гарантий законного и справедливого разрешения дела данная дея
тельность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с применением соответствующего индивидуального, ниастного (правоприменительного) акта.

6) Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои пр'ава и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписа­ний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу,бы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате-риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по-нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юриди-ческой техники символизирует определенный уровень правовой льтуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло-

весное выражение понятий, используемых при изложении содержа-ния правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определен-го сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязаннос­ти, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых
актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкрет-

ности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих авовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово-
\ материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи-ьные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его ринятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа-«ю правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особен-части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

ПРИНЦИПЫ ПРАВА

принципы права — это основные, исходные начала, положения,
выражающие сущность права как специфического социально-
го регулятора. .

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведе-ния, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправо-вые и межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят:

1) справедливость;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3) гуманизм;

4) демократизм;

5) единство прав и обязанностей;

6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права, Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов-ном процессе — презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при ана-логии права).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.