Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СПОСОБ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



Способ правового регулирования – форма выражения правового регулирования.

Прежде чем говорить о способе правового регулирования, следует рассмотреть сущность понятия "способ осуществления права". Методологически обосновано она представляется в его взаимосвязи с понятиями "субъективное право" и "осуществление субъективного права".

Сущность способа осуществления права не следует понимать упрощенно – как обычное юридически значимое действие, приводящее к правовым последствиям. Способ в данном случае – не только средство к достижению цели, это форма осуществления самого субъективного права, процесс, позволяющий формальному правовому предписанию стать юридической действительности посредством правомерного поведения субъекта.

В юридической практике встречаются как примеры социально допустимого, так и общественно вредного осуществления права. В частности, лицо может осуществлять свое право на свободу вероисповедания единолично или коллективно посредством различных способов: совершение богослужений и других религиозных обрядов, паломничество, распространение религиозной литературы.

В целом с точки зрения отношения общества и государства к способам осуществления права его гражданами (и другими субъектами права), следует отнести следующие способы: социально одобряемые, социально приемлемые, социально осуждаемые, социально вредные и социально недопустимые способы.

Способы осуществления права не должны быть противоправны; должны соответствовать нормам нравственности, разумности и добросовестности; не должны противоречить назначению субъективного права; не должны выходить за пределы субъективного права.

Выполнение этих требований субъектом характеризует способ осуществления права как надлежащий. В данном случае создается ситуация, при которой субъект удовлетворяет свои потребности, не причиняя вреда третьим лицам и правопорядку в целом.

По юридической природе способы подразделяются на:

- установленные в законодательстве;

- установленные соглашением сторон;

- установленные в судебном решении.

Задача управомоченного лица, выбирающего способ осуществления конкретного субъективного права, заключается в том, чтобы его действие по осуществлению права не представляло собой способ совершения противоправного деяния.

В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, связывание, запрет.

Дозволение — это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет - обязанность воздержаться от совершения каких-либо действий.

Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность не совершать действия, запрещенных правом. Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирования. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершения каких-либо действий, или возлагают на субъекта активную либо пассивную обязанность (запрет). Отмечу, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих -действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия. Управомоченный по своему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора. Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответствующие действия.

 

Функции права предопределяют эти три способа:

Функции права Способы регулирования
Регулятивная динамическая Дозволение, Обязывание
Регулятивная статическая Запрет

 

Также выделяют дополнительные способы правового воздействия:

- применение мер принуждения (возложение юридической ответственности за совершение правонарушения);

- предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В эту категорию можно отнести и стимулирующее воздействие правовых норм, с помощью системы поощрений. Например, поощрения за изобретательскую и иную правомерную деятельность.

На ряду со способами правового регулирования взаимодействуют и неюридические способы влияния на сознание и поведение людей, которые рассматриваются как информационные, т.е. благодаря ним каждый может уловить информацию о дозволенном и должном поведении в общественной жизни, предугадать последствия поведения, как своего, так и других лиц, в конкретных ситуациях – сферах правового регулирования.

52 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспре­пятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержа­тельный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, по­зволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным харак­тером движения интересов субъектов к ценностям, наличием много­численных препятствий, стоящих на этом пути. ■- Можно выделить следующие элементы механизма правового ре­гулирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения
интересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим
фактом, как организационно-исполнительный правоприменитель­
ный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизи­
руются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в
форме соблюдения, исполнения и использования);

5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в
случае правонарушения).

53 ЮРИДИЧЕСТКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное противоправное действие. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное действие. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно опасного деяния и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и уполномоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

  • Конституционно-правовая ответственность — Предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определенном конституционным и избирательным законодательством.
  • Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.
  • Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
  • Налоговая ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Налагается в соответствии с НК РФ. Поскольку она представляет из себя отдельный вид ответственности, привлечение лица к ней не освобождает его от привлечения также к административной или уголовной ответственности.
  • Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.
  • Семейная ответственность — Применение судом мер к лицу, недобросовестно исполняющему обязанности, закрепленные в СК РФ. К мерам семейно-правовой ответственности могут быть отнесены лишь: лишение родительских прав, отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, отмена усыновления (в случае виновного противоправного поведения усыновителя).
  • Процессуальная ответственность — Может наступить в случае нарушения участником судебного процесса правил поведения в суде.
  • Международная ответственность — Вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.

· Основания юридической ответственности.

· Основанием юридической ответственности является правонарушение, которое в той или иной степени несёт вред обществу, а соответственно и самому государству Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д.. Важно подчеркнуть то, что объект правонарушения - это всегда личное и общественное благо, охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент - противоправность того или иного действия (бездействия) - прежде всего характеризует правонарушение.
Правонарушение - это всегда виновное поведение праводеспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Правонарушение характеризуется строго определёнными признаками отличающими правонарушение от не правовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).
1)Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, т.к. они не регламентируются правом, пока не выразились в определенном акте поведения человека. Бездействие является правонарушением лишь в том случае, если человек должен был совершить определённые действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их (например, не оказал лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи).
2)Правонарушение - это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права. Поэтому правонарушение можно назвать противоправным поведением, т.к. оно направлено против общественных отношений, регулируются и охраняются нормами права.
Но если поведение субъекта не подпадает под признак правонарушителя, то данное лицо не подлежит юридической ответственности. Правонарушение (противоправное деяние) может быть осуществлено как путём запрещенных правом действий (например, хулиганство), так и путём бездействия, т.е. не исполнение лицом своих юридических обязанностей (например, умышленное неисполнение должностным лицом решения, приговора, определения или постановления суда). Юридическая наука в понятии правонарушения выделяет его объективные и субъективные признаки, которые в совокупности образуют состав правонарушения.

·
В состав правонарушения входят :
1) Субъект правонарушения. Им может быть физическое лицо, способное отвечать за свои действия согласно закону, а также организации (юридическое лицо). При этом субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста (субъектом преступления может быть только лицо достигшее 16 лет, а по некоторомым преступлениям - 14-ти лет, для субъекта административного правонарушения - 16 лет, в деликтах возраст деликтоспособности начинается в некоторых правонарушениях с 15 лет, но как правило с гражданского совершеннолетия)
2) Объект правонарушения. Его составляют общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом (например, отношения собственности).
3) Объективная сторона правонарушения. Рассматривая правонарушение с объективной стороны, его характеризуют как противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на определённый объект - охраняемые правом общественные отношения, и устанавливают необходимую причинную связь между между противоправным деянием и его общественно вредными последствиями.
4) Субъективная сторона правонарушения. Рассматривая виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризуют его психическое отношение к содеянному. Отсутствие каких-либо признаков, которые в совокупности образуют состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением, и следовательно не влечёт за собой установленную законом ответственность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.