Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК



Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­
нов (содержательная сторона);

— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных
законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных
актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Консти­
туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных право­
вых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта,
противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина не
могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей га­
рантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и
осуществление являются показателем состояния законности и демо­
кратии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества
и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, со­
блюдение законодательства является одним из существенных усло­
вий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­
логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­
ность должна быть в рамках закона),

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49
Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый
обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­
ральным законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда».

. Правопорядок представляет собой систему общественных отно­шений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отноше­
ний, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Структуру правопорядка составляют:

· правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане);

· правоотношения и связи в обществе;

· а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий).

Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.).

Признаки правопорядка:

1. Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.

2. Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

3. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

6. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

 

Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие.

Если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством,

Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п.

 

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”.

ПРАВОВЫЕ ИМУНИТЕТЫ

ПРАВОВЫЕ ИММУНИТЕТЫ (лат. immunitus — освобождение от чего-либо) — исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, т.е. это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса. Правовые иммунитеты — это нахождение лица (полное или частичное) вне юрисдикции государства. В соответствии с принципами и нормами международного права законы, иные нормативные правовые акты РФ могут не применяться к дипломатическим представителям и некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций, а также и к определенным категориям иностранных и российских граждан.

- особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты имеют сходные с льготами и привилегиями общие черты:

1) все они создают юридический режим, позволяющий обеспечить положение соответствующих субъектов;

2) расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов;

3) призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию;

4) являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей;

5) эти средства выступают своеобразными

изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленных в специальных юридических нормах;

6) представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Иммунитеты имеют специфические признаки:

1) они в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождения от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин и т.д.);

2) целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей;

3) круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах.

П. И. можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от природы реализуемых ими функций: между народные, государственные и общественные.

По сферам действия: межгосударственные и внутригосударственные.

По своему характеру выделяют:

1) материально-правовые;

2) процессуально-правовые.

В зависимости от того, какие объекты обеспечивают иммунитет: личная

неприкосновенность; неприкосновенность

служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивных и иных документов; судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ

Правовой режим —■ это особый порядок правового регулирова­ния, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворе­ния интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются
государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать кон­
кретные области общественных отношений, выделяя во временных
и пространственных границах те или иные субъекты и объекты
права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирова­
ния, состоящий из юридических средств и характеризующийся оп­
ределенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблаго­
приятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов
права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юриди­ческой форме, позволяют ей более четко улавливать различия не­однородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и-простран­ственные

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

— в зависимости от предмета правового регулирования выделя­
ют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

— в зависимости от их юридической природы — материальные
и процессуальные режимы;

— в зависимости от содержания — валютный, таможенный,
пошлинный режимы и т.п.;

— в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­
ливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без
гражданства и т.д.;

— в зависимости от функций права — режим особого регулиро­
вания и особой охраны;

— в зависимости от формы выражения — законный и договор­
ный;

— в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они
установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные
и локальные;

— в зависимости от сфер использования — внутригосударствен­
ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, эконо­
мических санкций и пр.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.