Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях



Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обес-
печивающие справедливость и равенство в своих отношениях с
гражданином, общественными организациями, другими государст­
вами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2Кон-ституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы немогут нарушать

его предписания и несут ответственность за нарушения илиневы-

Полнение этих обязанностей. Обязательность закона для государст-

Венной власти обеспечивается системой гарантий, которые исклю-

чают административный произвол.К ним относятся:

1) ответственность Правительства перед представительными ор-

ганами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответст-Венность должностных лиц государства любого уровня за наруше-ние прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупот-ребление служебным положением и пр.;

Импичмент и т.п.

Формами контролясо стороны общественности за выполнением

обязательств государственных структурмогли бы быть референду-

мы|, опросы, отчеты депутатов перед избирателями ит.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного принуж* дения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

 

22 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыс-лителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркси многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми уче-

нымипроводится идея человека. Гражданское общество можно оп-

елить как совокупность нравственных, религиозных, националь-

ных, социально-экономических, семейных отношений и институтов,

с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их

групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и,
институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей
(частные фирмы и т.п.);

3} общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения; t

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­
данина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп

людей;

— свободно формирующееся общественное мнение и плюра­
лизм;

— всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­
ществление права человека на информацию;

— жизнедеятельность базируется на принципе координации (и
отличие от государственного аппарата, который построен на основе
принципа субординации);

— многоукладность экономики;

— легитимность и демократический характер власти;

— правовое государство;

сильная социальная политика государства, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей, и др.

 

23 Мораль и нравственность: понятие и соотношение с правом

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведе­ние людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. (Определение права было дано выше, см. ответ на вопрос 41.)

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве сино нимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универ­
сальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — общественные отно

шения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с общее*
вом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в обществе;
ном сознании, то право — в специальных нормативных актах,'имею­
щих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практи­
чески все общественные отношения, то право — наиболее важные
и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вво­
дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно
установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются
мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами го­
сударственного воздействия);

6) 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют обще-1 ственные отношения с позиции добра и зла, справедливого и неспра­ведливого, то нормы права — с точки зрения законного и незакон­ного, правомерного и неправомерного).

7) Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упо-

8) рядочения общественных отношений. Их требования во многом со-

9) впадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет,

10)как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы выте-

11)кают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

12)Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (i граво меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу и пред еденных идеологических, конъюнктурных моментов).

 

24 Социальные Нормы: понятие и соотношение с правом

Социальные нормы — правила поведения, используемые для регули­рования общественных отношений.

Общество не может существовать без регулирования, под кото-рым понимается упорядочение поведения людей в различных сфе-рах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального об-ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения оп­ределенных строительных работ, нормы расходования сырья, топли-ва, государственные стандарты, технические условия.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внеш­
ним миром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для аудирования общественных отношений. К ним относят правовые, «оральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм,:

1) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми как представите­лями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу, этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими

За собой определенные юридические последствия. Так, уголовное конодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за на-шение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

 

25 Объективное право: понятие, признаки, сущность

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система _ общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных урегулирование общественных отношений. Объективное право это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

26 Субъективное право

Субъективное право — это мера юридически возможного пове дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен ные в тех или иных формах, то субъективное право —- это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм, или в смысле наличных прав участников и общественных отношений.

27. Теория естественного права

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.