Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое государство: понятие , принципы



Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком-промисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, анти-народнее демократического режима.

Авторитарный режим — государственно-политическое устрой-ство общества, в котором политическая власть осуществляется кон­кретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы

И т. д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (напри­мер, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках
одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одно-
временном отчуждении народа от реальных рычагов государствен­
ной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодатель­
ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполни-
тельно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные
органы, наделяются законодательными и судебными полномо­
чиями);

3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя
они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с
которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор*
ности государственных органов и должностных лиц, подотчетности
и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют
командные, административные, в то же время отсутствует террор,
практически не применяются массовые репрессии, жесткие насиль­
ственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полу­
гласность»;

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма
здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким
целям).

Тоталитарный режим

Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. В каж­дой из стран, в которых возникал и развивался политический тота­литарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным кон­тролем государства над всеми областями общественной жизни, пол ным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми
сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от полити-
сеской власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом
сознании формируется представление о единстве, слиянии власти
и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой,
средствами массовой информации, культурой, религией и т.д.,
вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента-
ция общественных отношений, которая базируется на принципе
дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим спосо­
бом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и
недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, при-
нуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профес-
ионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настро-
енных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный,
формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: об-
цинная, монополистическая, государственная;

10) характеризуется наличие одной официальной идеологии,
фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором
и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со
стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского об­
щества;

14) государственная власть осуществляется но своему усмотре­
нию, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с
демократическими механизмами, нормами и институтами.

Правовое государство: понятие , принципы

Правовое государство — это такая организация политической

i; пасти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав

и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова-

тельного связывания с помощью права государственной власти в

целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности)
правового государства: л

1) наиболее полное обеспечение нрав и свобод человека и граж­
данина, создание для личности режима правового стимулирования
социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­
сударственной власти, формирование для государственных структур
правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установ-' лено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граждани- ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как воз- можность осуществления функций государственной власти высту­пает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система : гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла- рации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани-
ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных
принципов:

-разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

-федерализма, который дополняет горизонтальное разделение
власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом
власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не
может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполни­
тельной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той

или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них
обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и право-
вой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу-'
щёствления контроля с его стороны за выполнением законов всеми
субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение мо- нополии государства на власть с одновременным изменением соот- ношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необ­ходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения на­званных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наибо-

лее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого

необходимо ограничивать государственную власть посредством

права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так огра­ничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих

функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выигра-

ет, а, наоборот, только проиграет.

 

18 Разделение властей

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и уст­ранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социаль­ной группы, учреждения или отдельного лица необходимо раздедить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем при­нятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступаю­щей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого на-казания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осу­ществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничь ний в отношении конкретной государственной власти: законода тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до вольно жесткая юридическая процедура законодательного процес­са, которая регламентирует основные его стадии. В системе проти­вовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях за­конодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет прапо блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничь ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отно шения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум не доверия Правительству, запрет ответственным работникам испол нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть Свои правоограничивающие сред ства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель стве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону дру гому органу. Деятельность государственных структур должна огра ничиваться их компетенцией, которая основывается на принцип| «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

19 Механизм государства: понятие, признаки, структура

Механизм государства — это система государственных органов призванных осуществлять задачи и функции государства.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу-дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осущест­вляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного ап­парата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­
ность государственных органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;,

в) основным элементом механизма государства выступают госу­
дарственные органы;

г) он является той организационной и материальной силой (ры­
чагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть,
достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, i юдсистем.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо­
связи и соподчиненности при осуществлении своих непосредствен­
ных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые властыми полномочиями (за исключением их администраций) не обла­
дают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики,
образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) государственных служащих (чиновников), специально занима­
ющихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принуди­
тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности государ­
ственного аппарата.

 

20 органы государства: понятие, признаки, виды

Орган государства — это звено государственного аппарата, уча­ствующее в осуществлении определенных функций государства инаделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки орга­
на государства: '

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма госу­дарства;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции
и законов); •

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­
пользуя для этого соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе
возможностью применения в случае необходимости мер принуж­
дения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих под­
разделений, скрепленных единством целей, ради достижения коте
рых он образован;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и фу
нансовые средства, которые требуются для осуществления его ico.v
петенции.

По форме реализации государственной деятельности органы п: сударства классифицируются на представительные, исполнитем но-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольнс надзорные органы; по принципу разделения властей — на законодс тельные, исполнительные и судебные; по иерархии — на федеральны* республиканские и местные; по срокам полномочий — на постоя} ные (создаются без ограничения срока действия) и временные (созд; ются для достижения краткосрочных целей); по порядку осущест вления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дум Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент); по пра­вовым формам деятельности — на правотворческие, правопримеш тельные и правоохранительные; по характеру компетенции — и органы общей (правительство) и специальной компетенции (минис терства) и т.п.

 

21 Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная ответственность государства иличности — самостоя-тельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулиро­вал эту идею так: каждый гражданин должен обладатьтой же воз можностью принуждения в отношении властвующегок точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его'отноше­нии к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, ко-торый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражда­нином как участником ее осуществления. Устанавливая в законо-ительной форме свободу общества и личности, само государство

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.