В избранных нами государствах действуют разные механизмы обеспечения и реализации предоставляемых конституцией прав личности. Одни из них служат для репрессивной защиты, с которой мы сталкиваемся, когда нарушение прав уже произошло и личность обращается к соответствующему государственному органу за помощью по их защите. Другие имеют превентивный характер — такой вид защиты служит предупреждению нарушения прав личности. Нередко один и тот же правовой институт или государственный орган выполняет обе задачи и обеспечивает и репрессивную, и превентивную защиту. Тем не менее первой из них конституции исследуемых стран посвящают гораздо больше внимания, что вряд ли может показаться странным.
Вопросами защиты прав личности конкретные государственные органы занимаются с разной степенью интенсивности. Сначала рассмотрим те из них, в деятельности которых данные вопросы являются если не самыми важными, то, по крайней мере, весьма значительными.
а. Суды
В исследуемых нами странах конституция гарантирует гражданам право на судебную защиту и право на доступ к судебным органам. Иногда законодатель особо подчеркивает значение судов в процессе защиты прав личности. Примером может послужить ст. 50 п. 1 Конституции Венгрии, который устанавливает, что «Суды Венгерской Республики защищают и гарантируют конституционный строй и права и правовые интересы граждан [...] ».
В пяти указанных странах в задачу судов общей юрисдикции входит защита прав личности от нарушений со стороны государ^ твенных органов и рассмотрение связанных с такими нарушениями споров из области гражданского права между отдельным лицом и государственным органом. Также в случае уголовного разбирательства суды занимаются правами личности и их защитой. Применяя законы и другие акты права, суды часто сталкиваются с проблемой их соответствия конституционным нормам, касающимся прав личности. Не обладая возможностью решить этот вопрос на уровне закона, суды вынуждены обращаться в конституционный суд (так обстоит дело во всех странах, кроме Франции). Что касается норм низшего ранга, суды могут сами выносить решения об их соответствии конституции.
Суды общей юрисдикции защищают права личности от нарушений, которые могут возникнуть при рассмотрении дела и в результате его. То же самое можно сказать и о судах специального назначения, прежде всего, административных. При этом следует, однако, иметь в виду, что средства, которыми каждый может воспользоваться в процессе защиты своих конституционных прав, служат также и для защиты других прав и интересов личности. Они не предназначены специально для защиты прав, гарантированных конституцией.
Иначе обстоит дело в отношении конституционных судов, имеющихся во всех интересующих нас странах, кроме Франции[23] .
В тех из указанных стран, где функционируют конституционные суды, для защиты конституционных прав личности, кроме формального и материального надзора, можно воспользоваться конституционной жалобой. Это институт, «служащий физическому или юридическому лицу для защиты в рамках особой процедуры конституционного суда основных гражданских прав в случае, если таковые были нарушены действиями государственных органов или их бездействием»[24]. При этом требуется, чтобы лицо, вносящее жалобу, прежде, чем обратиться в конституционный суд, воспользовалось другими доступными средс;-твами правовой защиты (если такие возможности вообще сущеc-твуют) и исчерпало нормальную процедуру обращения по инстанциям. В ФРГ, Швейцарии и Испании необходимо также, чтобы данное лицо было лично заинтересовано в устранении нарушения принадлежащих ему по конституции прав и чтобы его правовая позиция была нарушена фактически, а не потенциально. В Венгрии дело обстоит иначе — там конституционная жалоба имеет характер actio popularis[25] .
В ФРГ, Швейцарии и Венгрии круг предметов конституционной жалобы понимается очень широко и включает, кроме законов, общих и частных актов государственной администрации, также и решения судов как общей юрисдикции, так и административных[26]. В Испании он сужен и не распространяется на законы.
Во Франции отсутствие института конституционной жалобы и формальный и превентивный характер контроля за конституционностью законов, осуществляемый Конституционным (Советом, все еще лишает отдельное лицо возможности защищать свои права от законов, которыми они нарушаются. Это отнюдь не означает, что в рамках своей компетенции Конституционный Совет не играет никакой роли в защите этих прав. На практике его роль постоянно возрастает[27].
Во всех исследуемых странах при рассмотрении вопроса о защите прав личности подчеркивается роль прокуратуры, неразрывно связанной с судопроизводством. Эта тема оговаривается в конституциях Венгрии (§ 51) и Испании (ст. 124 п. 1), а во Франции и Швейцарии — также в законах о прокуратуре.
б. Омбудсмен
В трех странах действуют назначаемые парламентом самостоятельные органы, в задачу которых входит контроль за соблюдением конституционных прав личности государственной администрацией. К их числу относятся: Парламентский уполномоченный по гражданским правам и Парламентский уполномоченный по правам национальных и этнических меньшинств в Венгрии, Защитник народа в Испании и Военный уполномоченный Бундестага в Германии. Во Франции подобную роль играет Медиатор, назначаемый Советом Министров (а фактически Президентом Республики).
Обсуждение специфики всех этих органов привело бы нас к излишним подробностям и кажется нам нецелесообразным. Достаточно сказать, что ни один из них не занимается самостоятельным рассмотрением случаев, в которых имело место нарушение конституционных прав личности. Такие органы отслеживают истинное положение дел, используя при этом различные средства, например, изучение материалов, документов, следственные эксперименты. Таким образом они дополняют деятельность других государственных органов и, в первую очередь, парламента, направленную на защиту прав человека. Уполномоченные используют иные критерии контроля и менее формальные процедуры. Благодаря этому они более доступны для отдельных лиц и играют важную роль при мелких нарушениях прав личности, когда нет смысла обращаться в суд.
в. Парламент
Во всех исследуемых государствах парламент, выполняя свои законодательные функции, конкретизирует гарантируемые конституцией права личности, причем он не только устанавливает их объем, но и определяет содержание. Деятельность парламента имеет большое значение для правильной реализации прав личности, поскольку сама конституционная норма часто оказывается недостаточной и требуется закон, формирующий общественные отношения в данной сфере и регулирующий объем и формы, в которых можно воспользоваться правами, установленными конституцией. Кроме того, парламент в законодательном порядке создает институты и механизмы защиты прав личности.
Важную роль в области защиты прав играет также контрольная функция парламента. В ее рамках парламент in pleno либо его комиссии обследуют, в какой мере исполнительная власть соблюдает законы, касающиеся прав личности, и насколько удалось достигнуть цели, поставленные законодателем.
Лицо, чьи конституционные права были нарушены или находятся под угрозой нарушения, может также воспользоваться так называемым правом на петицию и обратиться в парламент или к отдельным парламентариям с просьбой о вмешательстве. Кроме того, депутатымогут предпринять такое вмешательство по собственной инициативе, если им станет известно о случаях нарушения прав личности (например, из СМИ).
Во Франции отдельное лицо может обращаться к Медиатору только через какого-либо депутата парламента или сенатора по своему выбору. Парламентарий играет при этом роль своеобразного «фильра»[28] и лишь в том случае, если не может справиться сам, передает дело Медиатору.
Вмешательство членов парламента как средство защиты прав личности может принимать разные формы в разных странах. Сюда относятся: назначение парламентом следственной комиссии для обследования конкретного случая, проведение дебатов по данному вопросу во время пленарного заседания парламента (в Венгрии парламент однопалатный) или одной из его палат (в остальных исследуемых нами странах парламенты двухпалатные), парламентский запрос, адресованный органам государственной администрации.
г. Исполнительная власть
Лицо, чьи конституционные права были нарушены органом государственной администрации, может воспользоваться средствами защиты, предусмотренными административным правом. В каждой из вышеупомянутых стран этот вопрос решается иначе, и нет смысла углубляться в детали. Ограничимся утверждением, что органы государственной администрации получают возможность скорректировать как свои собственные действия, так и ошибки учреждений, находящихся в их ведении.
В действиях этих органов большое значение имеет правильное толкование положений закона. Органы должны стремиться использовать такую интерпретацию, которая обеспечит соответствие применяемых норм конституции вообще, а в данном случае положениям конституции по правам человека. Кроме того, они не могут бездействовать и обязаны согласно своей компетенции предпринимать шаги, имеющие целью реализацию конституционных и законодательных норм, касающихся прав личности. Каждый, пользуясь так называемым правом на петицию, может стимулировать их действия в этой области.